Эколого-правовой режим использования и охраны лесов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:40, контрольная работа

Краткое описание

Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности……………………………………………..5
1.1 Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра ………………………………………………………………………….. 6
1.2 Планирование использования и охраны лесов ……………………………..7
1.3 Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования …………………………………………..8
1.4 Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов ……9
1.5 Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов ………………………………...11
2. Право лесопользования и его виды …………………………………………13
3. Ответственность за нарушение лесного законодательства ………………………………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Лесоустройство  на всей территории лесного фонда  РФ проводится государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством.

Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается. По материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, прогнозирования, перспективного и текущего планирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

1.4 Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Распоряжение  лесным фондом представляет собой совокупность распорядительных действий соответствующих государственных органов, владельцев лесного фонда, в качестве которых определены лесхозы;

сельскохозяйственные  организации, образованные при реорганизации  соответствующих колхозов и совхозов; национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством; государственные природные заповедники; военные лесхозы, военные лесничества и лесхозы государственных высших учебных заведений.

Основными видами распорядительных действий в  отношении лесов являются следующим: закрепление лесов за лесхозами (производится Роском-лесом и его органами), за сельскохозяйственными предприятиями (в случае предоставления земель, покрытых лесом в бессрочное пользование), за министерствами, предприятиями и организациями (производится в основном Правительством РФ), перераспределение лесов (т. е. передача из одного

лесхоза в другой, передача участков лесного  фонда от одних владельцев с их согласия в ведение государственных  органов лесного хозяйства изъятие  закрепленных лесов), закрепление и  изъятие лесосырьевых фаз

Основными функциями владельцев лесного фонда  являются представление участков лесного фонда в долгосрочное пользование, аренду на основании решения органа местного самоуправления по согласованию с районным органом охраны окружающей среды, предоставление на основании совместного с районной (городской) администрацией решения участков лесного фонда в краткосрочное пользование, ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров) и др.

При осуществлении  данных действий имеет значение принадлежность лесов к соответствующим группам и категориям зашитности. В зависимости от этих факторов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или общественных нужд

Среди оснований прекращения права  лесопользования, специфичными для предприятий, организаций и учреждений являются истечение установленного срока лесопользования, ликвидация предприятия, организации, учреждения, характерными для граждан — добровольный отказ от лесопользования Среди общих оснований — изъятие государственного лесного фонда или иных земель, занятых лесами, для государственных или общественных нужд, а также осуществление лесных пользовании не в соответствии с целями или требованиями, обозначенными в лесорубочном билете (ордене) или лесном билете Убытки и потери лесохозяйственного производства, причиненные лесопользователям, подлежат возмещению 
 

1.5 Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

Государственный (лесной) надзор за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы, а также федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Порядок осуществления Федеральным агентством лесного хозяйства и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством РФ. Задачей государственного контроля в сфере лесопользования является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством. В системе Федерального агентства лесного хозяйства полномочиями по его осуществлению государственного контроля наделены: руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (главный государственный инспектор по контролю) и его заместитель (старший, государственный инспектор по контролю), который является заместителем в структурных подразделениях указанных органов РФ, а также аналогичные должностные лица в органах управления лесного хозяйства в субъектах РФ; директора лесхозов (старший государственный инспектор), лесничие, их помощники, мастера леса, лесники, являющиеся по должности государственными инспекторами по контролю Государственный контроль на территории специальных объектов, закрытых административно-территориальных образований осуществляется федеральными органами исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством в соответствии с Положением об осуществлении государственного контроля. Ведомственный контроль осуществляет ведомственная охрана, которая создается в лесах сельскохозяйственных организаций, государственных природных заповедников, а также в лесах военных лесхозов и лесничества учебных лесхозов государственных высших учебных заведений для охраны лесов от пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений, защиты лесов от вредителей и болезней. В системе Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов организуется государственная лесная охрана РФ для обеспечения и осуществления мероприятий по ведению лесного хозяйства. Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Право лесопользования

     Право лесопользования, являясь производным  от права собственности на леса, призвано обеспечивать рациональную и эффективную эксплуатацию лесных богатств, а также их охрану и воспроизводство. В соответствии с их народно-хозяйственными функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов (леса первой, второй и третьей группы) и разграничение первой группы лесов по категориям защитности.

1. К первой группе относятся леса, выполняющие, прежде всего природоохранные, экологические и иные защитные функции, а также леса особо охраняемых территорий.

2. Ко второй группе принадлежат леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие  средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

3. К третьей группе относятся леса многолесных районов, предназначенные для удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без причинения ущерба экологическим функциям этих лесов. Данные леса подразделяются на освоенные и резервные. Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и т.п.

Согласно  ЛК РФ граждане могут пребывать в  лесах без особого разрешения, за исключением случаев, когда их пребывание ограничиваётся в установленном порядке. Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование, на срок до одного года, или долгосрочное пользование (аренду) — до 49 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке. Лесопользователями в Российской Федерации могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на пользование лесным фондом в соответствии с законодательством РФ. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется органами местного самоуправления с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Предоставление участков лесного фонда в пользование должно осуществляться гласно с учетом интересов местного населения. Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины. Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды (субаренда участков лесного фонда запрещается) на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальными органами. В аренду на основании лицензии участки лесного фонда передаются лесхозами, а в лесах, находящихся во владении сельскохозяйственных формирований — владельцами лесного фонда.

Лесопользователи  вправе использовать предоставленные  им участки лесного фонда на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета, договора безвозмездного пользования и договора концессии участков лесного фонда. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. 
 
 
 
 
 

3. Ответственность за нарушение лесного                                        законодательства 

     Нарушение лесного законодательства можно  подразделить на четыре группы: нарушение права государственной собственности на леса (купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права лесного пользования и другие сделки, в явной или скрытой форме нарушающие право государственной собственности). Как граждане, так и юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушениях лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Древесина и иная лесная продукция, заготовленные  без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местного самоуправления.

В соответствии с ЛК РФ самовольно занятые участки  лесного фонда возвращаются владельцам лесного фонда и лесопользователям  без возмещения лицам, виновным в самовольном занятии участков, затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также стоимости подлежащих сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.

Если  же снос осуществлен законным владельцем участка, соответствующие затраты возмещаются законному владельцу лицами, самовольно занявшими участки лесного фонда.

Физические  и юридические лица, виновные в  совершении указанных действий, несут  административную ответственность  в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

ЛК РФ предусматривает обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан возместить вред, причиненный лесному фонду в размерах и порядке, установленном соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Причем, размер возмещения определяется либо на день добровольной его уплаты причинителем вреда либо на день вынесения решения судом о взыскании ущерба;

нарушения установленного порядка использования  лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины и других требований, вытекающих из Правил отпуска леса на корню;

противоправные  действия, посягающие ни порядок ведения  лесного хозяйства; уничтожение, повреждение ограничительных знаков в лесах;

нарушение правил и инструкций по улучшению  ведения лесного хозяйства и использованию спелой древесины; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;

лесонарушения, причиняющие вред лесу или создающие  угрозу такого причинения: уничтожение  или повреждение лесных деревьев и кустарников, саженцев, лесных культур, загрязнение лесных массивов сточными водами, отходами, химическими, нефтяными и иными вредными веществами;

уничтожение других элементов лесного комплекса (самовольное сенокошение и пастьба скота, уничтожение полезной для леса фауны).

Кроме того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность  за уничтожение или повреждение  подроста в лесах (ст. 64); осуществление  лесных пользовании не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65); повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда (ст. 67); сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т. п. с нарушением установленных сроков их сбора (ст. 69); ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами и уничтожение или повреждение канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда.

Лица, виновные в незаконном уничтожении или  повреждении полезащитных лесных полос, либо защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством, как за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых территорий.

В случае, если юридические лица или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством субъекта РФ и государственных органов охраны окружающей среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны лесов