Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цели и задачи исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.
Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.
Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.
Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию.
2.1.Организация эколого-предметной среды.
2.2. Расширение «экологического пространства».
2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.
2.4. Роль экскурсий в экологическом воспитании.
2.5 Внеклассная работа по экологическому воспитанию.
Вывод.
Список литературы.
младших школьников.
2.1.Организация
эколого- предметной среды.
Основываясь на актуальности
проблемы и учитывая психолого-
Во-первых, я организовала эколого-
Значимый объект в классе – это растения. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности, определённые условия их выращивания, строения и т. д. В 2006-2007году наш класс занял 1 место в конкурсе «Самый зелёный класс» (см. приложение)
В различное время в классе содержались аквариумные рыбки, канарейка, попугайчик, черепаха. Ребята наблюдали за разными сферами их жизни: питанием, передвижением и др.
Продуманная организация зоны
природы в классе обеспечивает
возможность осуществление
осуществлять различные виды деятельности.
Итак, экологически правильное
2.2.
Расширение «экологического пространства».
«Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания младших школьников. Существует несколько видов «экологических пространств» : комнаты природы, огород, зимний сад, экологическая тропа, фитобар, фитоогород, музей природы.
У нас в школе имеется хороший
огород и цветник. Ребята
2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.
Важную роль в формировании таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды, играют межпредметные связи. При минимальных затратах учебного времени можно повысить ёмкость учебного содержания, обогатить знания, развивать умения и достигать единого результата в воспитании экологической культуры детей.
Проанализировав учебные
Так, например, в содержании предметов
гуманитарного цикла
На уроках русского языка,
На уроках чтения мы
На уроках математики
Большую нагрузку по
В 1999году я участвовала в районном конкурсе методических материалов по экологии. Работа называлась «Земля тревоги нашей». В ней я описала свой опыт работы по теме «Природные зоны России» на уроках природоведения и художественного труда с элементами экологии. За эту работу я получила благодарность РОНО (см. приложение)
Такая работа вызывает и
2.4. Роль экскурсии в экологическом воспитании младших
школьников.
Экскурсии позволяют решать многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Особенно полезны они для ознакомления детей с природой. Я провожу экскурсии в разное время года в лес, на луг, водоём. В ходе экскурсий у ребят формируются конкретные представления об окружающем мире.
На экскурсии использую
Главное – содержание
Например, осенняя экскурсия.
Цели: Понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы, воспитывать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе.
Сначала провожу
На уроках чтения читаем
На экскурсии дети повторяют, закрепляют ранее изученное и получают новые более глубокие знания.
После экскурсии стараюсь
2.5.
Внеклассная работа по экологическому
воспитанию.
Хорошо помогает решать задачи
экологического воспитания внеклассная
работа. Это и классные часы, проведённые
в виде КВНов, брейн-рингов. Организация
выставок, походов. Проведение экологических
акций: «Охраняй муравейник», «Сбережём
первоцветы!» и др., выпуск экологических
бюллетений. Традиционные школьные праздники
«Осенний бал», «Мисс-Кис», «Карнавал цветов».
Вывод:
Система работы по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:
Редкол . : А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – М.: Сов.
энциклопедия, 1986.
2.
Буковская Г. В. Игры, занятия
по формированию экологической
культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:
Просвещение, 1993.
4. Дажо Р. Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975.