Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.
Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.
Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.
Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию.
2.1.Организация эколого-предметной среды.
2.2. Расширение «экологического пространства».
2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.
2.4. Роль экскурсий в экологическом воспитании.
2.5 Внеклассная работа по экологическому воспитанию.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

makarova (1).doc

— 113.00 Кб (Скачать)

               младших  школьников. 
 

2.1.Организация эколого- предметной среды. 

          Основываясь на актуальности  проблемы и учитывая психолого-возрастные  особенности учащихся, я постаралась привести всю работу, проводимую в этом направлении, в определённую систему.

           Во-первых, я организовала эколого-предметную  среду в своём классе. Говоря  о специфике методики экологического  воспитания школьников, следует  отметить, что характерной чертой её является непосредственное живое общение детей с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

           Значимый объект в классе –  это растения. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности, определённые условия их выращивания, строения и т. д. В 2006-2007году наш класс занял 1 место в конкурсе «Самый зелёный класс» (см. приложение)

            В различное время в классе содержались аквариумные рыбки, канарейка, попугайчик, черепаха. Ребята наблюдали за разными сферами их жизни: питанием, передвижением и др.

            Продуманная организация зоны  природы в классе обеспечивает  возможность осуществление экологического воспитания детей соответствующими методами:

  • проводить наблюдения;
  • фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
  • обсуждать увиденное;

осуществлять  различные виды деятельности.

           Итак, экологически правильное оборудование зоны природы в классе – чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию. 
 

2.2. Расширение «экологического пространства». 

        «Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания младших школьников. Существует несколько видов «экологических пространств» : комнаты природы, огород, зимний сад, экологическая тропа, фитобар, фитоогород, музей природы.

     У нас в школе имеется хороший  огород и цветник. Ребята участвуют  в выращивании овощей для школьной  столовой. Сажают и ухаживают  за цветниками. Цветущие растения  создают прекрасную визуальную  среду. 
 

2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.

 

        Важную роль в формировании  таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды,  играют межпредметные связи. При минимальных затратах учебного времени можно повысить ёмкость учебного содержания, обогатить знания, развивать умения и достигать единого результата в воспитании экологической культуры детей.

          Проанализировав учебные программы,  я пришла к выводу, что в  содержании каждого предмета заложены возможности для осуществления экологического воспитания учащихся.

        Так, например, в содержании предметов  гуманитарного цикла раскрываются  экологические знания о природе  как источнике красоты, вдохновения,  эстетического наслаждения, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

         На уроках русского языка, практически  на всех этапах, имеют место  элементы экологического воспитания:

  • словарная работа – многие словарные слова обозначают названия растений и животных (ворона, пшеница, медведь…)
  • развитие речи  - пословицы, поговорки  о природе. (Много снега – много хлеба.  Лес и вода – брат и сестра.) Сочинения ребят (см. приложение)
  • Работа с текстами учебника (Т. Г. Рамзаева «Русский язык» с.30 Липа., с.113 Раки., с.50 У кого гнездо лучше? и др.)
 
 

             На уроках чтения мы знакомимся  с произведениями С. Есенина,  А. С. Пушкина, В. Бианки, М.  Пришвина и др. Анализ произведений  этих авторов позволяет развивать  у детей умение сравнивать состояния природы в различное время года, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на её красоту.

                 

                   На уроках математики использую  задачи, содержащие экологическую информацию (см. приложение).

                   Большую нагрузку по экологическому  воспитанию несут в себе уроки  окружающего мира. Сам учебник  О. В. Поглазовой построен таким  образом, что в каждой теме  имеет место материал по экологии.

                 В 1999году я участвовала в районном конкурсе методических материалов по экологии. Работа называлась «Земля тревоги нашей». В ней я описала свой опыт работы по теме «Природные зоны России» на уроках природоведения и художественного труда с элементами экологии. За эту работу я получила благодарность РОНО (см. приложение)

             Такая работа вызывает и стимулирует  у детей интерес к наблюдениям  за природными объектами и  явлениями, желания сравнивать  свои впечатления с впечатлениями  литераторов, способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию. 
 

2.4. Роль экскурсии в экологическом воспитании младших 

       школьников. 
 

            Экскурсии позволяют решать многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Особенно полезны они для ознакомления детей с природой. Я провожу экскурсии в разное время года в лес, на луг, водоём. В ходе экскурсий у ребят формируются конкретные представления об окружающем мире.

             На экскурсии использую основной  метод ознакомления  детей с  природой – наблюдение. Эффективными  приёмами воспитания и обучения  детей на экскурсиях  считаю  выполнение ими несложных самостоятельных  заданий, проведение повторных наблюдений, составление описательных рассказов об увиденном, отражение своих впечатлений в рисунках.

          Главное – содержание экскурсии  должно быть интересным каждому  ребёнку.

          Например, осенняя экскурсия.

 Цели: Понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы, воспитывать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе.

           Сначала провожу целенаправленную  предварительную подготовку на  уроках и во внеурочное время.

            На уроках чтения читаем произведения  про осень. На уроках русского  языка составляем и записываем  предложения о берёзе, муравьях  и охране муравейников, о листопаде,  золотой осени; пишем сочинения-миниатюры,  записываем пословицы, поговорки по данной теме. На уроках математики составляем и решаем задачи про собранные грибы, осенние листья, посаженные деревья, выращенные овощи.

            На экскурсии дети повторяют,  закрепляют ранее изученное и  получают новые более глубокие знания.

            После экскурсии стараюсь создать  условия для отражения полученных  впечатлений. Это и оформление  гербариев, рисунков, аппликаций  и др. 
 
 

2.5. Внеклассная работа по экологическому воспитанию. 
 

         Хорошо помогает решать задачи экологического воспитания внеклассная работа. Это и классные часы, проведённые в виде КВНов, брейн-рингов. Организация выставок, походов. Проведение экологических акций: «Охраняй муравейник», «Сбережём первоцветы!» и др., выпуск экологических бюллетений. Традиционные школьные праздники «Осенний бал», «Мисс-Кис», «Карнавал цветов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

 

Система работы по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:

  1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы – должно осуществляться с учётом возрастных особенностей;
  2. экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа. Оно строится на понимании детьми: - связей между растениями и животными с неживой                 природой, - сущности живого, - многообразие растений и животных и выделение общего в определённых группах, - явления приспособленности;
  3. для эффективного осуществления экологического воспитания необходимо иметь определённые условия, использовать наиболее эффективные формы и методы;
  4. при проведении работы по экологическому воспитанию у школьников не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся;
  5. работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.

                             Список литературы

 
 
  1. Биологический энциклопедический словарь/ Гл. ред.  М. С. Гиляров;

    Редкол . : А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – М.: Сов.

    энциклопедия, 1986.

     2. Буковская Г. В. Игры, занятия  по формированию экологической                                                  

     культуры  младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2002.

     3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:

     Просвещение, 1993.

     4. Дажо Р. Основы экологии. –  М.: Прогресс, 1975.

  1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: Мозаика-синтез, 1999.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1940.
  3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Информация о работе Экологическое воспитание