Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.
Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.
Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.
Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию.
2.1.Организация эколого-предметной среды.
2.2. Расширение «экологического пространства».
2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.
2.4. Роль экскурсий в экологическом воспитании.
2.5 Внеклассная работа по экологическому воспитанию.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

makarova (1).doc

— 113.00 Кб (Скачать)

            Экологическая культура – результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

            Экологическая культура включает  в себя знания о природе,  о взаимосвязях в ней и способах  её сохранения; эстетические и  этические чувства; интерес к  природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

            Экологическая культура – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в данный момент жизни.

            Главной целью экологического  воспитания является формирование  экологической культуры.

            Задачи: экологическое воспитание  должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

           Экологическая культура – качественное  новообразование личности, часть  её общей культуры. Следовательно,  показатели её сформированности  необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях: внутреннем и внешнем – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

           На первом (внутреннем) уровне мы  оперируем такими категориями, как: потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и прочее. На  втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как: отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и прочее.

     В процессе развития  экологической  культуры младшего школьника можно  выделить три этапа, совпадающих  с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев  роста следует называть приобретенный  ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры  личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

     - усвоение норм и правил экологически  обоснованного взаимодействия с  окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

    • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
    • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
    • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
    • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Названные показатели сформированности нравственно-экологической  позиции личности характерны для  любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого  показателей, и формы их проявления.

    Младший школьный возраст – этап формирования основ  нравственно-экологической позиции  личности, проявления которой имеют  свою специфику и на трех условно  выделенных «ступенях роста» данного  возрастного периода.

    Базовым в  развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения  потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

    Показатели  сформированности экологической культуры ребенка  на первой ступени начальной  школы:

    • ребенок проявляет интерес  к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций  хорошо – плохо;
    •    с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
    • эмоционально регулирует при встрече с прекрасным  и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.);
    • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулки в сад, лес и др.;
    • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
    • пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среды.

    Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается  со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворения потребности  в значениях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

    Показатели  сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе  дополняются:

    • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками  ребенка их анализировать;
    • участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
    • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
    • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

    На третьем  этапе, завершающем период младшего возраста, личный опыт ребенка пополняется  новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей  среды  и посильным вкладом в улучшение  ее состояния; осознанным соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

    О показателях  сформированности экологической культуры ребенка на третьей ступени начальной  школы можно судить по следующим  проявлениям:

    • соблюдение правил поведения  в окружающей среде вошло в привычку;

    ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями  для тех или иных объектов окружающей среды;

    -выражена  потребность в заботе о тех  или иных представителях животного  и растительного мира;

    • ребенок способен самостоятельно выбирать объект своей экологической деятельности;
    • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе)

    сопровождается  готовностью ребенка оказать  помощь нуждающимся в ней.    

        
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                

                                                                                                                         

                                                                                                                                    
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                                                                             

  
 
 
 

1.3. Психолого-педагогические  основы экологического воспитания  младших  

                                                  школьников. 

     Младший школьный возраст является  наиболее благоприятным периодом  для формирования основ экологической  культуры т.к. в этот период  развития ребёнка, характеризующийся  преобладанием эмоционально-чувственного  способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительно, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

     В основе общения младших школьников  с живой природой лежит отношение  старшего к младшему.

     Процесс взаимодействия ребёнка  с растительным и животным  миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может появиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.

     Важными условиями возникновения  у детей сложных эмоций и  чувств являются взаимосвязь  и взаимозависимость эмоциональных  и познавательных процессов –  двух наиболее важных сфер  психического развития младших  школьников.

     Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребёнок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребёнка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребёнка и может изменено только им. Например, дежурный забыл полить растения: листья поникли, стали опадать, нераспустившийся бутон засох. Вид растения заставляет дежурного оценить своё поведение и изменить его. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у младших школьников должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков.

     Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному, растению больно, как мне). Ребёнок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями.

     Таким образом, младший школьный  возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию 

Информация о работе Экологическое воспитание