Экологическое право как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Экологическое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Источники экологического права РК……………………………………...5
2.Закон "Об охране окружающей природной среды"………………….….7
3.Земля - главное богатство страны…………………………………………10
4.Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании
животного мира"……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………..………20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

 

3.Земля - главное богатство страны

 

В развитии и совершенствовании  общественных отношений она играет иную, чем результаты труда, роль. Земля  изначально обеспечивает человека пищей  и полезными ископаемыми. Поэтому  в Указе подробно регулируются отношения  по использованию и охране земельных  ресурсов.

Впервые в земельном законодательстве Указ предусматривает возможность передачи гражданам права частной собственности на земельный участок. Однако в частной собственности граждан могут находиться участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. В частной собственности не могут находиться земельные участки сельскохозяйственного назначения, обороны, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, земли общего пользования на территориях населенных пунктов.

Указ определяет компетенцию  государственных органов в области  регулирования земельных отношений, права и обязанности землепользователей, основные пути охраны земель И т.д. Однако Указ "О земле" не решает многие вопросы, связанные с регулированием земельных отношений. Между тем  в условиях перехода к рынку все  земельно-правовые акты и их нормы  должны быть сформулированы таким образом, чтобы они как можно лучше  обслуживали интересы и нужды  дальнейшего социально-экономического развития и демократического реформирования общества. В них целесообразно  соответствующим образом отразить конкретные механизмы введения института  ограниченной частной собственности  на определенные земли Казахстана.

Корректировки требуют не только и даже не столько механизмы  реализации права собственности  на землю, а сколько пути и средства обеспечения более рационального  использования и охраны земель сельскохозяйственного  и иного назначения. Нужны более  действенные меры коренного реформирования всей системы земельных отношений (особенно организации и проведения земельной реформы), земельного налога, землеустроительного процесса, рассмотрения и разрешения земельных споров, возникающих  как внутри самой Республики, так  и с сопредельными странами и  их землепользователями на территории Казахстана.

Совершенствование земельного законодательства и повышение его  эффективности во многом облегчаются  тем, что в нашем распоряжении имеется Концепция рационального  использования и охраны земельных  ресурсов Республики Казахстан на период до 2010 г. Эта концепция разработана  Государственным комитетом Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству с учетом предложений  и замечаний заинтересованных министерств  и ведомств Республики и одобрена постановлением Правительства от 11 октября 1994 г.

Это весьма серьезный и  солидный государственно-правовой документ, определяющий основные направления, задачи и методологические подходы рационального  использования и охраны земельных  ресурсов - первоосновы жизнедеятельности  народа, государства и общества путем  совершенствования земельных отношений  на основе углубления и развития земельной  реформы, создания новой системы  землевладения и землепользования в условиях многоукладной экономики  и рыночных отношений, разработки и  осуществления организационно-хозяйственных  и государственно-правовых мер рационального  использования и строгой охраны земельных богатств.

Среди природных объектов важное место занимают недра, которые  составляют материальную основу суверенитета Республики Казахстан. От правильного  и эффективного их использования  во многом зависят развитие рыночных отношений, обеспечение благосостояния народа. (Недра - часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса).

Республика Казахстан  занимает одно из первых мест в мире по запасам многих видов полезных ископаемых. По некоторым данным, общесуммарные  запасы разведанных полезных ископаемых оцениваются приблизительно в 10 трлн. долл. США. Задача законодательства о  недрах - обеспечение их эффективного и комплексного использования.

Отношения по использованию  и охране недр регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим  силу закона, "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 г. Указ по-новому решает ряд взаимосвязанных между собой  таких вопросов о недрах и недропользовании, как субъект права собственности  на недра, компетенция исполнительных органов в области недропользования; право недропользования и лицензирование разведки и добычи; контракты на разведку и добычу; охрана недр и  окружающей природной среды.

Вместе с тем Указ "О  недрах и недропользовании" рассчитан  на этап перехода нашего государства  к рыночным отношениям, поэтому он не решает проблем, связанных с охраной  и рациональным использованием недр. В частности, в нем не нашли  отражения такие вопросы, как  ответственность недропользователей за нарушение действующего законодательства; порядок споров о недропользовании и т.д. Поэтому ныне ставится вопрос о принятии Кодекса о недрах.

Водный кодекс Республики Казахстан, принятый 31 марта 1993 г., регулирует общественные водные отношения для  наиболее рационального использования  и строжайшей охраны водных ресурсов. Значение его велико для охраны не только этого природного компонента, а всей окружающей природной среды. Он служит в качестве базового, заглавного акта всей системы республиканского водного законодательства .

Но сегодня и этот нормативно-правовой акт, содержащий много эколого-правовых норм и требований, также нуждается  в серьезной корректировке, особенно в плане полного отражения  в нем интересов развития рыночной экономики, социального развития и  демократического реформирования общества, с учетом существенных особенностей тех общественных отношений, которые  возникают в процессе водопользования  и охраны водных ресурсов от всевозможных отрицательных, негативных факторов и  явлений.

Новый Водный кодекс республики будет переработан с учетом всех этих моментов, особенно касательно порядка  реализации права совместного и  комплексного водопользования, потому что совместное водопользование  имеет довольно-таки широкое распространение  в Республике. В связи с этим на практике у нас между отдельными областями, районами и др. административно-территориальными единицами часто возникают всевозможные споры. Поэтому при правовом регулировании  всех этих и других моментов общего и совместного водопользования  в новом водном законодательстве Республики вообще было бы целесообразно  разработать проект специального нормативно-правового  акта о порядке и условиях совместного  водопользования из рек и др. водо-источников межобластного, межрайонного значения. Это способствовало бы исключению из нашей практики всевозможных трений вокруг водопользования между областями  и районами. А самое главное - обеспечило бы наведение должного государственно-правового  порядка в деле межобластного, межрайонного вододеления и водопользования.

В сторону резкого расширения сферы рыночных отношений в лесном хозяйстве и усиления юридической  ответственности за лесо-нарушения  должны быть переориентированы положения  и Лесного кодекса Республики Казахстан, принятого 23 января 1993 г., призванного  обеспечить правовое регулирование  общественных лесных отношений в  целях более рационального использования, воспроизводства, защиты и охраны лесных богатств . В новой его редакции должно присутствовать как можно больше конкретных прав граждан на пребывание в лесу и пользование лесными ресурсами. С учетом требований Конституции Республики Казахстан следует вместе с тем сформулировать ряд конкретных, но более жестких мер юридической (в первую очередь - материальной) ответственности за совершение лесонарушений с серьезными материальными и экологическими последствиями, усилить ответственность за незаконную рубку леса, лесные пожары и др, виды нарушений лесного законодательства. Все это крайне необходимо, если иметь в виду, что у нас из года в год резко ухудшается экологическое состояние лесной среды.

 

4.Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира"

 

В состав экологического, природоохранного законодательства Республики входит также  Закон "Об охране, воспроизводстве  и использовании животного мира", принятый 21 октября и введенный  в действие с 7 декабря 1993 г. Он является базовым, заглавным актом всей системы  республиканского законодательства об охране, воспроизводстве и использовании  ЖИВОТНОГО мира. С помощью и  посредством его норм и требований обеспечивается правовая регламентация  тех общественных, отношений, которые  возникают в Республике по поводу и в связи с охраной, воспроизводством и использованием животного мира. Круг интересов, охватываемых сферой этого  закона, весьма широк и разнообразен. Он определяет порядок и условия  организации и ведения охоты  и охотничьего хозяйства, рыболовства  и рыбного хозяйства. В нем  впервые в законодательном порядке  решены все важнейшие вопросы  охраны, воспроизводства и использования  не только самих диких животных (водной и наземной фауны), но и среды их обитания.

Закон "Об охране атмосферного воздуха" был принят 12 июня 1981 г. Это  также жизненно важный, весьма нужный государственно-правовой документ. Есть отдельные нормативно-правовые акты по вопросам организации и обеспечения охраны атмосферного воздуха. Имеются специально уполномоченные на то органы, службы с соответствующим правовым статусом. Недавно создана специальная рабочая группа из числа ученых-специалистов и практических работников по подготовке новой его редакции.

Нормы и требования эколого-празового  направления и характера содержатся также в законах "О земельной  реформе" от 23 июня 1991 г.; "О земельном  налоге" от 17 декабря 1991 г.; "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного  комплекса"; "О государственной  границе" и "О пограничных войсках" от 13 января 1993 г.; "Об архитектуре  и градостроительстве" от 22 октября 1993 г.; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 8 июля 1994 г., "Об индивидуальном жилищном строительстве" от 3 ноября 1994 г.

Своеобразные источники  экологического права Республики Казахстан - это Законы "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" от 30 июня 1992 г. и "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний  на Семипалатинском испытательном  ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 г. В них есть специальные нормы  и требования, касающиеся вопросов экологического оздоровления, улучшения  использования и охраны природных  комплексов, о правовом режиме зон  экологического бедствия в названных  регионах. В результате ядерных испытаний, произведенных в разное время (1949-1990 гг.) в Уральской области (Нарынская  степь, Азгырский полигон), огромный вред причинен природе, ее важнейшим  объектам, местному населению . Чтобы  в какой-то степени восполнить этот ущерб, следует разработать специальный  законопроект "О социальной защите населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Азгырском  полигоне". Это явилось бы более  чем своевременным и конкретным ответом на новую экологическую  концепцию-политику, провозглашенную нашим новым главным законом. Благодаря ему мы получим еще один государственно-правовой механизм - источник экологического права.

Особые эколого-правовые нормы и требования предусмотрены  в Законах "О туризме" от 3 июля 1992 г.; "О стандартизации и сертификации" от 18 января 1993 г., "О транспорте в  Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 г. Так, например, Закон "О транспорте" содержит конкретные нормы-предписания  о землях транспорта и их правовом положении (статья 41), об экологических  принципах-правилах (статья 23).

Весьма разнообразны акты-постановления  Верховного Совета Республики Казахстан  по вопросам экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды. Это, и частности, постановление "О перечне особо ценных земель, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не подлежащих изъятию для государственных или общественных нужд" от 3 июля 1992 г.; Положение "О порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан", утвержденное постановлением Парламента от 3 июля 1992 г.; Постановление "Об организации Западно-Алтайского государственного заповедника" от 3 июля 1992 г.

Надо полагать, что современная  экологическая концепция-политика, провозглашенная Конституцией Республики Казахстан, найдет должное отражение  в разрабатываемых законопроектах "Об охране атмосферного воздуха", "О правовом статусе природных  ресурсов в зонах экологического бедствия", "Об особо охраняемых объектах природы и их режиме", "Об экологической безопасности", "Об экологическом контроле", "Об экологической экспертизе" и "Об экологическом мониторинге".

 

 

Заключение

 

Важнейший источник экологического права Республики Казахстан - Гражданский  кодекс Республики Казахстан. Его Общая  часть принята 27 декабря 1994 г. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим  силу закона, от 23 марта 1995 г. Он обеспечивает регулирование общественных экологических  отношений, особенно по использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды с учетом их своеобразия  и особенностей в части права  собственности на природные ресурсы  и защиты прав и законных интересов  субъектов - участников экологических, природоохранных отношений. Это  вытекает из смысла части 3 статьи 1 Кодекса: "К отношениям по использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам, указанным  в пункте 1 настоящей (т.е. первой) статьи, гражданское законодательство применяется  в случаях, когда эти отношения  не регулируются ... законодательством  об использовании и охране окружающей среды". А там указано: "Гражданским  законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также  связанные с имущественными личные неимущественные отношения".

Информация о работе Экологическое право как наука