Экологическое право как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Экологическое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Источники экологического права РК……………………………………...5
2.Закон "Об охране окружающей природной среды"………………….….7
3.Земля - главное богатство страны…………………………………………10
4.Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании
животного мира"……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………..………20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный  университет имени А. Байтурсынова

Кафедра   гражданского права и процесса         

 

 

 

 

 

реферат

 

Тема: «Экологическое право как наука»

 

Дисциплина: Экологическое право РК

Специальность   5В030100 - Юриспруденция

 

Выполнил:                                               Васильев М., студент 1 курса

                                                                    заочной формы обучения, 23 гр.

 

Руководитель:                                          Жусупова Г.А

 

 

 

 

 

                                Костанай, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Источники экологического  права РК……………………………………...5

2.Закон "Об охране  окружающей природной среды"………………….….7

3.Земля - главное богатство  страны…………………………………………10

4.Закон "Об охране, воспроизводстве  и использовании

 животного мира"……………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………..………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экологическое право - отрасль  права, нормы которой регулируют общественные отношения в области  взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право  как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми  теми признаками, которые присущи  праву в целом. Эти признаки относятся  к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общественных отношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений  определяется тем, что природные  ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при  правильном и эффективном их использовании  они способны умножать богатства  человеческого общества. Правовой режим  природных ресурсов всецело определяется их экономическим значением как  основных средств производства.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и  охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит  требование эффективного использования  и охраны природных ресурсов. Все  это не может не учитываться при  решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Экологическое право Республики Казахстан - сравнительно новое и  молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и  углубляется. Появляются все новые  и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и  конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные-органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет  свои собственные источники, благодаря  которым обеспечивается правовое регулирование  общественных, экологических, природоохранных  отношений.

Устанавливая правила  должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать  экологическому оздоровлению и обеспечению  экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных. В  них определяются порядок и условия  предоставления в пользование природных  ресурсов и изъятия их в случае необходимости из использования  с указанием оснований возникновения, изменения и прекращения права  природопользования. Они содержат меры ограничений, запретов и поощрений  при сочетании их с дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственностью.

Отсюда следует такой  вывод - источниками экологического права Республики Казахстан могут  быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или имеют  чисто экологическую, природоохранную  направленность и характер. Но это  не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств-механизмов.

 

 

1.Источники экологического  права РК

 

К источникам экологического права Республики Казахстан относятся  нормативно-правовые акты и документы  и в первую очередь Конституция  Республики Казахстан 1995 г. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38. В них  впервые утверждена и введена  в действие новая экологическая, природоохранная концепция, суть которой  состоит в том, что "государство  ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и  здоровья человека", что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом" (статья31). Вней есть и  такая основополагающая норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять  природу и бережно относиться к природным богатствам" (статья 38).

В новой Конституции по-новому поставлен вопрос о праве собственности  на землю и другие природные ресурсы. Так, в статье 6 (пункт 3) записано: "Земля  и ее недра, воды, растительный и  животный мир, другие природные ресурсы  находятся в государственной  собственности. Земля может находиться также в частной собственности  на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". Отсюда логически  вытекает, что недра земли, воды, растительный и животный мир, а также  другие природные ресурсы составляют объекты права государственной  собственности.

Это на сегодня является единственно правильным, оптимально приемлемым вариантом решения вопроса  о праве собственности на землю  и др. объекты природы. Здесь нельзя не привести слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, высказанные  им на 2-й сессии Ассамблеи народов  Казахстана 30 июня 1995 г. при обсуждении проекта будущего главного закона страны: "Земля - начало всех начал в любом  государстве. В процессе работы над  Конституцией изучена практика многих стран. Да, земля у них продается  и перепродается, но эти процессы заключены в такие рамки и процедуры, которые не позволяют ущемлять жизненно важные национальные интересы. Наше общество, его управляющие органы и хозяйствующие субъекты еще не вышли на такой уровень знания и понимания проблемы, а потому мы рискуем в один миг растранжирить наше главное богатство, принадлежащее не только нам, но и будущим поколениям граждан страны.

Именно поэтому Конституция "идет" по принципу: "поспешай медленно" и предусматривает решение этих вопросов в будущем, а сейчас допускает  возможность нахождения ее в частной  собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Опираясь на это положение, будет  введена частная собственность  на садово-огородные и приусадебные участки, а также на землю, которая  нужна для технологической деятельности предприятия. Последнее открывает  отечественному и иностранному инвестору  возможность смело строить у  нас собственные предприятия. Право  собственности на производственную территорию ограждает его от произвола  местных властей и всевозможных вымогателей".

Надо сказать, что эти  слова целиком и полностью  выражают волю абсолютного большинства  народа - единственного источника  государственной власти, отвечая  интересам не только нынешнего, но и  будущих поколений нашего многомиллионного народа. Потому они должны лечь в  основу не только нового Земельного кодекса, но и всей системы экологического, природоохранного законодательства, в  частности, Закона "Об охране окружающей природной среды". Уже его проект резко отличается от ныне действующего одноименного закона своей зрелостью, большей сбалансированностью и  научной обоснованностью. В нем  учтены достаточно полно новейшие направления  и тенденции экологической, природоохранной  деятельности государства и всего  нашего общества.

Разработчики проекта  закона воспользовались тем, что  было наработано в самой Республике, и за рубежом, и в странах СНГ, прежде всего в Российской Федерации.

Будучи вполне зрелым и  солидным государственно-правовым документом, до своего окончательного рассмотрения и принятия проект Закона "Об охране окружающей природной среды" в  обязательном порядке должен быть сверен с новой эколого-правовой концепцией, провозглашенной Конституцией Республики.

Пока действует Закон "Об охране окружающей природной  среды" от 18 июня 1991 г. С помощью  его норм и требований обеспечивается правовое регулирование тех общественных отношений, которые сегодня возникают  в Республике в области экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды. Велико значение его  в деле правовой регламентации экологических, природоохранных отношений, в укреплении правопорядка в этой области и  ведении борьбы с экологическими правонарушениями.

 

2.Закон "Об  охране окружающей природной  среды"

 

В системе природоохранного законодательства, включающей Закон "Об охране окружающей природной среды" и отраслевые акты - Земельный, Водный, Лесной кодексы, первенство принадлежит  первому, ибо Закон "Об охране окружающей природной среды" есть комплексный  нормативный акт, призванный широко охватить вопросы пользования и  охраны всех видов природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод и животного  мира. Его основные положения должны найти отражение в законодательных  актах по использованию и охране отдельных видов природных ресурсов.

В нем впервые в правотворческой  практике в области охраны природы  в качестве главной идеи закреплено положение о том, что он прежде всего призван обеспечить защиту прав человека и благоприятную для  его жизни и здоровья окружающую природную среду. Это положение  получило отражение в Конституции  Республики Казахстан 1995 г.

В прежней системе природоохранного законодательства характерным являлся принцип подчинения интересов человека и гражданина интересам государства и его органов, ведающих вопросами освоения природных богатств. Соответственно в эколого-экономической системе пользования природа и ее ресурсы рассматриваются как главный, а их охрана - как второстепенный элемент. В этих условиях проблема приоритета охраны жизни и здоровья человека над другими видами деятельности, обеспечения реальных гарантий прав граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую природную среду не могла не отойти на второй план. Трагедия живущих близ Аральского моря, в Семипалатинске и др. регионах Республики Казахстан - результат такой политики.

Весьма существенный аспект данного вопроса - обеспечение оптимального соотношения между экологическими и экономическими интересами общества. Экологическое право еще не выработало соответствующих критериев для  его решения. Практика правового  регулирования отношений по использованию  и охране природных ресурсов до недавнего  времени шла по пути утверждения  приоритета экономики над экологией. Отдельные попытки уравновесить эти категории не давали желаемых результатов. На данном этапе развития нашего общества было бы неправильно  в законодательном порядке объявить безусловный приоритет экологии над экономикой. Степень подготовленности государства в период перехода к  рыночным отношениям, характер решаемых им задач по удовлетворению материальных потребностей народа не позволяют сделать  это. Нужно найти и применять  такие средства, которые, с одной  стороны, обеспечивали бы развитие хозяйственной  деятельности, а с другой - способствовали бы развитию и совершенствованию  экологических отношений. Нельзя допустить  под видом охраны природы серьезное  ущемление интересов народного  хозяйства. Нельзя также открывать  широкий простор для интенсивного использования природных ресурсов под видом развития экономики, противопоставлять экологические и экономические интересы, отрывать их друг от друга.

Обеспечить своевременное  и качественное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства на основе правильного, всестороннего решения задач  по охране окружающей природной среды  и рациональному ее использованию - вот основные требования современности. В соответствии с ними в Законе сформулирован принцип "научно обоснованного  сочетания экономических и экологических  интересов общества при приоритете последних". Такое решение является правильным, ибо здесь, во-первых, подчеркивается необходимость учета интересов  как экологии, так и экономики; во-вторых, когда уже становится невозможным их сочетание, отдается приоритет экологии. Юридическим выражением этого являются нормы об экологической экспертизе, экологических требованиях к хозяйственной и иной деятельности и т.д. Согласно закону государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию хозяйственных решений. При этом запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и объектов, не отвечающих экологическим требованиям, а также с незавершенными природоохранными сооружениями.

Впервые в правотворческой  практике в закон вводится термин "экологическая безопасность" и раскрывается его содержание. Нарушение  требований экологической безопасности влечет за собой приостановление, ограничение  или прекращение противоправной деятельности по решениям специально уполномоченных органов охраны окружающей среды. Важнейшая составная часть  природоохранного законодательства - земельное законодательство, которое  состоит из множества нормативно-правовых актов, призванных регламентировать земельные  отношения в Республике. К их числу  прежде всего относится Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О земле" от 22 декабря 1995 г. Согласно Указу задачами земельного законодательства Республики Казахстан  являются регулирование земельных  отношений в целях обеспечения  рационального использования и  охраны земель, воспроизводства почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, создания и развития рынка недвижимости, укрепления законности в области земельных отношений.

Информация о работе Экологическое право как наука