Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:07, реферат
Экологическое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Источники экологического права РК……………………………………...5
2.Закон "Об охране окружающей природной среды"………………….….7
3.Земля - главное богатство страны…………………………………………10
4.Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании
животного мира"……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………..………20
Кафедра гражданского права и процесса
реферат
Тема: «Экологическое право как наука»
Дисциплина: Экологическое право РК
Специальность 5В030100 - Юриспруденция
Выполнил:
Руководитель:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Источники экологического права РК……………………………………...5
2.Закон "Об охране
окружающей природной среды"………
3.Земля - главное богатство страны…………………………………………10
4.Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании
животного мира"……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..………20
Введение
Экологическое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.
Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общественных отношений.
Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании они способны умножать богатства человеческого общества. Правовой режим природных ресурсов всецело определяется их экономическим значением как основных средств производства.
Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требование эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.
Экологическое право Республики Казахстан - сравнительно новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется. Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные-органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.
Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет свои собственные источники, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование общественных, экологических, природоохранных отношений.
Устанавливая правила
должного поведения людей в окружающей
природной среде, они призваны содействовать
экологическому оздоровлению и обеспечению
экологического равновесия и гармонии
в мире растений и животных. В
них определяются порядок и условия
предоставления в пользование природных
ресурсов и изъятия их в случае
необходимости из использования
с указанием оснований
Отсюда следует такой
вывод - источниками экологического
права Республики Казахстан могут
быть лишь такие нормативно-правовые
акты, которые содержат эколого-правовые
нормы и требования или имеют
чисто экологическую, природоохранную
направленность и характер. Но это
не исключает, а напротив, предполагает
возможность и даже целесообразность
использования и международно-
1.Источники экологического права РК
К источникам экологического права Республики Казахстан относятся нормативно-правовые акты и документы и в первую очередь Конституция Республики Казахстан 1995 г. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38. В них впервые утверждена и введена в действие новая экологическая, природоохранная концепция, суть которой состоит в том, что "государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека", что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом" (статья31). Вней есть и такая основополагающая норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (статья 38).
В новой Конституции по-новому поставлен вопрос о праве собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в статье 6 (пункт 3) записано: "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". Отсюда логически вытекает, что недра земли, воды, растительный и животный мир, а также другие природные ресурсы составляют объекты права государственной собственности.
Это на сегодня является единственно правильным, оптимально приемлемым вариантом решения вопроса о праве собственности на землю и др. объекты природы. Здесь нельзя не привести слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, высказанные им на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 г. при обсуждении проекта будущего главного закона страны: "Земля - начало всех начал в любом государстве. В процессе работы над Конституцией изучена практика многих стран. Да, земля у них продается и перепродается, но эти процессы заключены в такие рамки и процедуры, которые не позволяют ущемлять жизненно важные национальные интересы. Наше общество, его управляющие органы и хозяйствующие субъекты еще не вышли на такой уровень знания и понимания проблемы, а потому мы рискуем в один миг растранжирить наше главное богатство, принадлежащее не только нам, но и будущим поколениям граждан страны.
Именно поэтому Конституция
"идет" по принципу: "поспешай медленно"
и предусматривает решение этих
вопросов в будущем, а сейчас допускает
возможность нахождения ее в частной
собственности на основаниях, условиях
и в пределах, установленных законом.
Опираясь на это положение, будет
введена частная собственность
на садово-огородные и
Надо сказать, что эти слова целиком и полностью выражают волю абсолютного большинства народа - единственного источника государственной власти, отвечая интересам не только нынешнего, но и будущих поколений нашего многомиллионного народа. Потому они должны лечь в основу не только нового Земельного кодекса, но и всей системы экологического, природоохранного законодательства, в частности, Закона "Об охране окружающей природной среды". Уже его проект резко отличается от ныне действующего одноименного закона своей зрелостью, большей сбалансированностью и научной обоснованностью. В нем учтены достаточно полно новейшие направления и тенденции экологической, природоохранной деятельности государства и всего нашего общества.
Разработчики проекта закона воспользовались тем, что было наработано в самой Республике, и за рубежом, и в странах СНГ, прежде всего в Российской Федерации.
Будучи вполне зрелым и солидным государственно-правовым документом, до своего окончательного рассмотрения и принятия проект Закона "Об охране окружающей природной среды" в обязательном порядке должен быть сверен с новой эколого-правовой концепцией, провозглашенной Конституцией Республики.
Пока действует Закон "Об охране окружающей природной среды" от 18 июня 1991 г. С помощью его норм и требований обеспечивается правовое регулирование тех общественных отношений, которые сегодня возникают в Республике в области экологии, природопользования и охраны окружающей природной среды. Велико значение его в деле правовой регламентации экологических, природоохранных отношений, в укреплении правопорядка в этой области и ведении борьбы с экологическими правонарушениями.
2.Закон "Об охране окружающей природной среды"
В системе природоохранного
законодательства, включающей Закон "Об
охране окружающей природной среды"
и отраслевые акты - Земельный, Водный,
Лесной кодексы, первенство принадлежит
первому, ибо Закон "Об охране окружающей
природной среды" есть комплексный
нормативный акт, призванный широко
охватить вопросы пользования и
охраны всех видов природных ресурсов:
земель, недр, лесов, вод и животного
мира. Его основные положения должны
найти отражение в
В нем впервые в правотворческой практике в области охраны природы в качестве главной идеи закреплено положение о том, что он прежде всего призван обеспечить защиту прав человека и благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду. Это положение получило отражение в Конституции Республики Казахстан 1995 г.
В прежней системе
Весьма существенный аспект
данного вопроса - обеспечение оптимального
соотношения между
Обеспечить своевременное
и качественное развитие промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, капитального
строительства на основе правильного,
всестороннего решения задач
по охране окружающей природной среды
и рациональному ее использованию
- вот основные требования современности.
В соответствии с ними в Законе
сформулирован принцип "научно обоснованного
сочетания экономических и
Впервые в правотворческой практике в закон вводится термин "экологическая безопасность" и раскрывается его содержание. Нарушение требований экологической безопасности влечет за собой приостановление, ограничение или прекращение противоправной деятельности по решениям специально уполномоченных органов охраны окружающей среды. Важнейшая составная часть природоохранного законодательства - земельное законодательство, которое состоит из множества нормативно-правовых актов, призванных регламентировать земельные отношения в Республике. К их числу прежде всего относится Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О земле" от 22 декабря 1995 г. Согласно Указу задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, создания и развития рынка недвижимости, укрепления законности в области земельных отношений.