Экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность контрольной работы. В данной контрольной работе подняты вопросы об охране окружающей природной среды от негативного воздействия, обеспечение рационального использования, сохранения природных объектов, ресурсов, а также защиты экологических прав граждан. Основным источником экологического права выступает закон РФ по охране окружающей природной среды, а также ряд кодексов, таких как земельный, водный, лесной и кодекс об надрах, закон РФ по охране атмосферного воздуха, а также про Экологическую экспертизу и др.

Оглавление

Введение………………………………………………………………2
1. Административный и судебный порядок защиты прав граждан……………………………………………………………………6
2. Понятие и порядок проведения государственной экологической экспертизы…………………………………………………………………11
3. Основные требования по охране недр. Ответственность за нарушение законодательства об охране недр: виды, особенности……………………………………………………………….15
4. Понятие, категории особо охраняемых природных территорий. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий…………………………………………………………………19
Задача № 7…………………..............................................................23
Заключение……………………………………………………........26
Список использованной литературы……………………………...28

Файлы: 1 файл

Экологическое право контрольная работа.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

        Задачи экологической экспертизы: 
1. Организация и проведение всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы  
2. Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам  
3. Информирование всех заинтересованных лиц (в т.ч. общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий деятельности.3 
         Виды и типы экологической экспертизы в законодательстве России определены два вида — государственная и общественная.

       Процедура включающая основания для назначения условий организации и порядка проведения отличается для различных видов и типов экологических экспертиз.

       Основания для проведения государственной экологической экспертизы:

— конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования. 
— решение соответствующего органа законодательной, исполнительной, судебной власти; 
— инициативное решение специально уполномоченного в области экологической экспертизы государственного органа.  
— решение органа местного самоуправления или результаты референдума выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории 
       На уровне подзаконных актов государственная экологическая експертиза основана на:  
— поручении Правительства Российской Федерации; 
— решений органов государственной власти субъектов РФ 
— указаний руководства Госкомэкологии России; 
— заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе; 
— решения судебных органов соответствующей инстанции; 
 
— в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. 
Государственная экспертиза проводится в случае: 
— регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

— оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления регистрации; 
— соответствии материалов установленным требованиям о характере планируемой деятельности и видах воздействия на окружающую среду;

— ограничения по пользованию природной средой или природными ресурсами; 
— прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений; 
— оценку последствий воздействия объекта на природную и население; 
— характеристику и оценку эффективности природоохранных мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействия. 
        В соответствие требованиям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», а также раздела 2 Регламента. при представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, природоохранный орган в течение семи дней после регистрации поступивших материалов уведомляет заказчика о недостающих материалах и сроках их представления. 
Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения), возвращается заказчику с письменным уведомлением. При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет: 
— категорию сложности государственной экологической экспертизы; 
— продолжительность её проведения; количество привлекаемых экспертов; 
 
— стоимость проведения государственной экологической экспертизы. 
 
        Он же подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления. При не поступлении документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ НЕДР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ НЕДР: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

        Статья 23 Закона о недрах определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых относятся:

  • соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
  • проведение  геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих запасов полезных ископаемых;
  • достоверный учет извлекаемых и оставляемых запасов при разработке месторождений полезных ископаемых;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых
  • предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
  • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений;
  • предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
  • предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения.4

        Нарушение недропользователем перечисленных требований может повлечь за собой ограничение, приостановление или прекращение его деятельности по судебному решению на основании обращения органов Росприроднадзора.

        Основанием ответственности за нарушение законодательства о недрах является правонарушение в сфере использования и охраны недр. Независимо от привлечения правонарушителя к уголовной ответственности, гражданско-правовой либо административной  он обязан возместить урон который причинил. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253) и за нарушение правил охраны и использования недр. В соответствии со ст. 253 УК РФ уголовно наказуемым признается незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ.

      Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения. Субъектом указанного преступления являются граждане, достигшие 16 лет. 5

        Гражданско-правовая ответственность установлена в гражданском правовом кодексе РФ и выражается в возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства о недрах. Отдельные особенности возмещения причиненного ущерба (вреда) отражены в ст. 51 Закона «О недрах». В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении свойств недр подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий организаций, граждан.

        Административную ответственность предусматривается за следующие виды правонарушений :

  • уничтожение специальных знаков (ч. 2 ст. 7.2);
  • пользование недрами без разрешения либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (ст. 7.3);
  • самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4);
  • самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);
  • самовольная переуступка права пользования недрами (ст. 7.10);
  • сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ ОСОБО  ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      В настоящий момент правовой основой организации, охраны и 
использования особо охраняемых природных территорий являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72)

б) Федеральные законы «Об охране окружающей 
среды«, »Об особо охраняемых природных территориях«, »О 
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и 
курортах»;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов 
Российской Федерации;

                                                                                                                                                           Особенноохраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного 
пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие 
особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и 
оздоровительное значение, вычеркнутые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.6

      Существует несколько категорий природоохранных территорий:

1) государственные природные заповедники;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки;

7) ботанические сады;

8) лечебно-оздоровительные местности  и курорты[3].

       Важное место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природних заповедников, как биосферные.

        Кроме того, в законодательстве встречается понятие 
«природный комплекс, взятый под охрану государства»[4]. Здесь речь 
идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но 
представляющие территории, где представлены 
природные, исторические и культурные достопримечательности.

       Меры юридической ответственности за нарушение установленного режима природно-заповедной территории предусматриваются как общим, так и отраслевым законодательством. К общим законодательным нормам следует отнести такие как: Федеральный закон «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», « О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

       К отраслевому законодательству относятся: КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ и Трудовой кодекс РФ, а также дополняющее их законодательство. За нарушение природно–заповедного режима применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

        Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение природно-заповедного режима является административная ответственность..В отношении юридического лица могут применяться административные наказания,  наиболее распространенной мерой административного наказания является взыскание административного штрафа.

       Характеризуя уголовную ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территорий, следует отметить, что глава 26 УК РФ помещена законодателем в разделе 9 «Преступления против общественной безопасности». Общественная безопасность предполагает, прежде всего, сохранение благоприятной для человека, животных и растений природной среды, а также рациональное использование природных ресурсов.

       Большинство статей УК РФ направлены на защиту природно-заповедного фонда. Это такие статьи как 248; 249; 256; 257; 258; 259; 260; 262.        Совершенно новой статьей для российского уголовного законодательства является ст.262 УК РФ (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Цель статьи – обеспечение соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предотвращение причинения вреда лесным и нелесным территориям и животному миру.

       Субъектом данного преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Категория преступления – небольшой тяжести (лишение свободы) в перечне санкций не указано. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение норм охрану природно-заповедного комплекса и несут ее работники этих комплексов.

        В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка работником по его вине работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

        Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст.193 Трудовым кодексом РФ. В случае совершения проступка от работника потребуется объяснение. Если работник отказывается дать такое объяснение, то составляется соответствующий акт о его проступке. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.       Следующим видом юридической ответственности за нарушение законодательства природно-заповедной территории является гражданско-правовая ответственность. Она наступает в случаях, когда в результате несоблюдения экологических норм и правил причиняется вред особо охраняемым объектам природы. В соответствии с законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых территориях» несут ответственность как юридические, так и физические лица.Ее особенной стороной есть то, что вред причиненный природно-заповедной зоне возмещается виновной стороной в полном объеме (ст.1064 ГК РФ). Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда.

Информация о работе Экологическая экспертиза