Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:07, контрольная работа
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля………………………….....5
2. Государственный экологический контроль………………………………………7
3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль………………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………..22
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать
в установленном порядке
принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.4
Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Важным
видом государственного экологического
контроля является экологический мониторинг.
Порядок организации и проведения государственного
экологического мониторинга регулируется
федеральными законами (Законом «Об охране
окружающей природной среды», Лесным,
Водным, Земельным кодексами, законами
о недрах, о животном мире и т. д.) и другими
актами экологического законодательства.
Отраслевой мониторинг осуществляется
специально уполномоченными органами
государственного экологического управления
по отдельным видам природных ресурсов.
3.
ВЕДОМСТВЕННЫЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬ
Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.
Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами и в) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.
Сферой
производственного
Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.5
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, - руководитель.
С
учетом высокой общественной опасности
некорректного обращения с
Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям. Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля - важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях.
С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.
В
формируемом правовом механизме
взаимодействия общества и природы
имеется существенный сдвиг в
направлении его
В
соответствии с Земельным кодексом
РФ граждане, общественные организации,
объединения и органы территориального
общественного самоуправления имеют право
участвовать в рассмотрении вопросов,
связанных с изъятием и предоставлением
земельных участков для строительства
промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных
нужд, затрагивающих интересы населения.
Общественные контрольные функции по
проверке выполнения экологических требований
реализуются также в рамках общественных
слушаний по результатам оценки воздействия
планируемой деятельности на окружающую
среду. Важной формой осуществления общественного
экологического контроля за деятельностью
предприятий и государственных органов
является затребование от них информации
о природоохранной деятельности и состоянии
окружающей среды, право на которое предусмотрено
рядом законов. На основе полученной информации
граждане и общественные формирования
вправе обжаловать решения, действия и
бездействие, нарушающие их экологические
права и законные интересы, в суде. С проведением
общественного экологического контроля
может быть связано также обжалование
в суде заключения государственной экологической
экспертизы, если оно противоречит требованиям
законодательства, экологическим правам
и интересам граждан и общественных формирований.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический контроль в России проводится в форме государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.
Решения
государственных органов
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
и иными некоммерческими объединениями
в соответствии с их уставами, а также
гражданами в соответствии с законодательством,
в целях реализации права каждого на благоприятную
окружающую среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны окружающей
среды.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.