Японский опыт управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:23, реферат

Краткое описание

Вклад Японии в мировой опыт научного управления качеством бесспорен. Японский феномен длительного бескризисного развития национальной экономики во многом был обязан внедрению новых методов управления качеством, базирующихся на максимальном использовании человеческого ресурса.

Оглавление

Человеческий ресурс в управлении качеством
Кружки качества
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management)
Особенности японской системы управления качеством

Файлы: 1 файл

японский опыт УК.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     2. Масштабное внедрение TQC, а позже  и TQM во всех отраслях экономики. К началу 90-х годов эта система внедрена на предприятиях 23-х отраслей. Внедрение идет как по горизонтали (между отраслями), так и по вертикали (головная фирма - филиалы),

     3. Используется все многообразие  методов и приемов управления  качеством.

     4. Широкое использование стандартизации. Стандартизация стала непререкаемым  законом для японских производителей  продукции. Нынешний идеолог японской системы управления качеством Х.Кумэ определяет следующие три причины появления дефектов на производстве: не установлены стандарты, не соблюдаются стандарты, неподходящие стандарты. Для Японии характерно широкое применение внутрифирменной стандартизации (в российской интерпретации - стандарты предприятия). Она распространяется на все элементы производственной и предпринимательской деятельности. Подчеркивается важность комплексной стандартизации, охватывающей все стадии производственного процесса. Для примера приведем уровень внутрифирменной стандартизации на известной японской фирме «Тошиба»: стандарты на уровне фирмы - 900 штук, стандарты на уровне функциональных подразделений фирмы - 3600 штук, стандарты на уровне заводов фирмы - 15000 штук. Стандарты пересматриваются каждые 3-4 года. Какое предприятие России может похвастать таким уровнем стандартизации?

     5. Система управлением качества  на фирмах пронизывает все  сферы ее деятельности.

     6. В управлении качеством участвует  весь персонал фирмы под руководством ее руководителя.

     7. Руководство фирмы определяет  политику в области качества  и осуществляет контроль по  ее реализации.

     8. Управление качеством ведется  на всех стадиях жизненного  цикла продукции - от проектирования  до послепродажного обслуживания.

     9. Проводится внутренний аудит  качества.

     10. Осуществляется непрерывное обучение  персонала фирмы приемам и методам управления качеством, эффективному использованию полученных знаний. В 1994 году в Японии с отрывом от производства обучалось более 17 тысяч человек на курсах по проблемам качества, в том числе международным стандартам ИСО серии 9000.

     К этому следует добавить и другие элементы японского подхода к  управлению качеством: ориентация на постоянное совершенствование процесса и результатов  труда во всех подразделениях, ориентация на контроль качества процессов, а не на качество продукции, ориентация на предотвращение возможности допущения дефекта. Следует также отметить, что методы статистического контроля качества достигли в Японии невиданного ранее расцвета.

     Основная  концепция «японского феномена» - совершенные  технологии как в управлении, так и в производстве. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, гибкие производственные системы, роботизированные комплексы.

     Много для выдвижения Японии в передовые  державы по уровню качества продукции сделано ведущим американским ученым А.Фейгенбаумом, введшим в практику термин «комплексное управление качеством», подразумевая под ним использование группы методов повышения качества. С точки зрения японского подхода к комплексному управлению качеством важно следующее:

     - непрерывное от проекта к проекту  совершенствование качества изделий  (с одновременным отказом от бытующего на Западе понятия «приемлемого» уровня качества);

     - ответственность каждого рабочего  за качество продукции;

     - регулирование качества в ходе  каждого производственного процесса  в противовес выборочному контролю отдельных партий;

     - использование простых, наглядных и понятных показателей оценки качества;

     - применение автоматических средств  измерения показателей качества продукции.

     «Обеспечить качество на каждом рабочем месте» - такова японская концепция комплексного управления качеством. Для работника  предприятия это означает, что допущенные им ошибки должны быть обнаружены и исправлены тут же, на рабочем месте.

     Система комплексного управления качеством  на многих предприятиях применяется в сочетании с системой производства «точно вовремя».

     Японцы  больше, чем европейцы или американцы, обращают внимание на философию качества как средство идеологического воздействия на работников, обеспечивающих качество. Если США в своих стандартах стараются защитить потребителя, то японская система управления качеством рассчитана в основном на изготовителя, считая, что его сознательное отношение к качеству выполняемой работы защитит потребителя надежнее, чем стандарты. К Японии более, чем любой другой стране мира, относится образное выражение А.Фейгенбаума: «Качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни».

Информация о работе Японский опыт управления качеством