Возникновение TOYOTA TPS

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:40, доклад

Краткое описание

Термин “Lean production” (“тощее” производство), который впоследствии начали переводить как “Бережливое производство”, был введён в научный оборот Джоном Крафчиком в книге “Машина, которая изменила мир”, которая вышла в 1990 году. Однако истоки зарождения философии бережливого производства восходят к началу двадцатого века.

Файлы: 1 файл

конференция 2010исправ.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

   Термин  “Lean production” (“тощее” производство), который впоследствии начали переводить как “Бережливое производство”, был введён в научный оборот Джоном Крафчиком в книге “Машина, которая изменила мир”, которая вышла в 1990 году. Однако истоки зарождения философии бережливого производства восходят к началу двадцатого века.

   В 1913 году (в некоторых источниках в 1908 году) Генри Форд создал первую в мире модель производственного потока, в основу которого легло передвижение обрабатываемого изделия между процессами с использованием конвейера.

Генри Форд начал  создавать отдельные рабочие  позиции на конвейерных линиях для  увеличения эффективности производства, что и стало первым шагом в  процессе осознания важности человеческого  ресурса и внедрения «Принципов научного управления» опубликованного Фредериком Тейлором в 1911 году. Позже этот процесс назвали массовым производством. Доходы возросли, а заработные платы увеличились до рекордных для того времени 5 долларов в день. И это при том, что рабочий день сократился, а стоимость производства снизилась, так же как и время затраченное на производство продуктов с помощью конвейера.  
                     Генри Форд предложил следующие новшества:

  • Типизация и унификация деталей;
  • Взаимозаменяемость деталей, облегчающая процесс сборки;
  • Минимально количество двигающихся частей в двигателях и узлах;
  • Сборочный конвейер.

   Если  Генри Форд создал конвейер, то Toyota довела его до совершенства.

   Основателем Производственной Системы Тойота (Toyota Production System, TPS) считается Тайити Оно в 40-х годах 20 века. Концепция зародилась как инструмент, прежде всего, выживания в условиях дефицита ресурсов. В течение нескольких десятилетий автомобильная корпорация создавала свою систему управления, интегрируя и систематизируя лучшие мировые практики.

Производственная система Лин (Бережливое производство, Кайдзен, Toyota Production System) – это способ организации производства и бизнеса, включающий в себя оптимизацию процессов, ориентацию на нужды потребителя, улучшение качества продукции, экономию до 10 % годового оборота компании за счет сокращения издержек.

   История Тойота началась с мечты Сакити Тойода. Родившийся в 1867 году в семье плотника, Сакити всегда мечтал стать изобретателем. Он был старшим ребенком в семье, и следуя японской традиции должен был унаследовать профессию отца. К счастью, уже тогда традиции начали несколько слабеть, а потому молодой Сакити смог надеяться на осуществление своей мечты. Областью деятельности Тойоды стали ткацкие станки. Уже с 1890 года он погрузится в эту отрасль, и отдаст ей все последующие годы.

   В 1930 году Сакити Тойода умирает. Руководство компанией переходит к Киитиро. Легенда гласит, что последней мечтой Сакити было заняться автомобильной промышленностью. Патент на автоматизированный ткацкой станок, изобретенный отцом и сыном Тойода был продан английской компании Platt Brothers & Со. Ltd. за 100 тысяч фунтов стерлингов. Эти деньги были вложены Киитиро в новое подразделение компании, целью которого было создание своего собственного автомобиля.

   В 1936 году на свет появился автомобиль Toyoda AA, который являлся практически точной копией американского Chrysler Airflow. В этом же году на свет появился логотип компании, и был разработан второй автомобиль – грузовик, который почти сразу же стал экспортироваться в Северный Китай.

Надо отметить, что уже на этом этапе в компании придерживались некоторых инновационных  принципов в производстве. Так, еще  ткацкая компания семьи Тойода работала по принципу, что в случае каких-то проблем у одного работника останавливалось все производство. Это приводило к тому, что в готовой продукции минимизировалась вероятность возникновения брака. Подобная практика с успехом была применена и в разработке автомобилей.

   В 1937 году Киитиро Тойода решает выделить автомобильное подразделение в отдельную компанию, которая получит имя Toyota Motor Company. Можно заметить, что в этом названии в слове Toyota буква d была заменена на t. Почему? Опять же, есть легенда, которая рассказывает об этом. В японском языке написание слова Тойода требует 9 взмахов, в то время как Тойота состоит из 8 черт. В Японии число 9 считается несчастливым. Киитиро оказался суеверным человеком, и решил, что лучше будет, если у названия не будет никаких моментов, способных негативно повлиять на продажи, и решил заменить название компании на Тойота, которое требовало всего 8 взмахов. А это уже счастливое число для Японии.

Вот так появилась  на свет компания Тойота, занимающаяся выпуском автомобилей. В том же году ей повезло. Последовал правительственный заказ на 3000 грузовиков. Это позволило компании обзавестись наличностью для последующих исследований. В Тойота не собирались вечно заниматься копированием западных автомобилей.

Тем временем дальнейшая стратегия компании заключалась  в выкупе и основании компаний, которые занимались выпуском деталей для автомобилей на всем цикле производства. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы обезопасить себя в случае проблем поставок. К тому времени в Тойота начинает развиваться система поставок «точно в срок». Данная система поставок позволяла доставлять детали на склад точно под производство автомобиля, благодаря чему не образовывались огромные залежи деталей.

   Тайити  Оно (1912—1990) считается отцом Toyota Production System: с 1932 года он работал на мануфактуре Toyoda Boshoku, а в 1943 году перешел на завод Toyota Motor и занялся совершенствованием процесса производства автомобилей. Один из принципов, сформулированных Оно — это генти генбуцу: обязательно увидеть суть проблемы своими глазами. Известен так называемый «круг Оно»: Тайити иходил на завод ранним утром, очерчивал мелом линию вокруг себя и стоял внутри до вечера, наблюдая и анализируя происходящее вокруг. Но, поскольку все невозможно увидеть самому, часть аналитических наблюдений можно и нужно препоручать подчиненным — это уже принцип хоренсо.

К слову сказать, реальное качество автомобилей стало  расти только в начале 1950-х годов, когда компания начинает разрабатывать  свои собственные автомобили .

Вообще 50-60-е  годы становятся тем временем, когда на заводах Тойота проходит серьезная модернизация. Тойотовцы придумали сигнальную систему андон — шнур, за который сборщик должен дернуть, если видит что-то неладное. Не успел закрутить гайку — дерни шнур, заиграет мелодия, конвейер остановится. И никто не будет тебя ругать, а наоборот, похвалят.

Но андон  работает еще лучше, если вместе с  ним применять хансей и кайзен.

Хансей — это постоянный анализ. Рабочий дернул за шнур андона: не успел закрутить гайку. Почему он ее не закрутил? Может, ему неудобно и он устает? Сигнал андона должен стать началом анализа, который поможет докопаться до истины — и исключить причину появления брака.

А кайзен — само слово является составным, и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость) - это постоянное совершенствование, рационализация. Пусть сам рабочий предложит, как облегчить его труд.

К началу 60-х  годов данная концепция уже была внедрена на заводах Тойота.

Кстати, в 60-е  годы Эйджи Тойода(кузен Киитиро Тойоды) неоднократно предлагал Эдселу Форду создать в Японии совместное производство — они даже ездили в СССР на ГАЗ. Но Форд тогда отказался…

     В 1984 году случилось невероятное: в Америке открылся совместный завод NUMMI, New United Motor Manufacturing Inc, который на паях создали Toyota и General Motors. Причем инициатива принадлежала японцам — Toyota по собственной воле открывала для GM этакий технологический полигон для отработки всех секретов TPS «изнутри»!

    Еще полвека назад Эйджи Тойода говорил, что для Тойоты гораздо важнее то, как сделан автомобиль, нежели как он сконструирован. И жизнь подтвердила эти слова — достаточно посмотреть, сколько Тойот на дорогах мира…А главное, что

    Toyota распространила конвейерные законы  на всю жизнь огромной корпорации  — тойодаизм стал корпоративной  производственной религией. И людям это нравится: верующим всегда живется легче, чем атеистам. Когда ты чувствуешь себя не просто работником, а членом одной огромной семьи, когда ты знаешь, что в конце концов все будет хорошо — просто потому, что иначе быть не может... Потому что правильный процесс рано или поздно автоматически приведет к правильному результату.

Информация о работе Возникновение TOYOTA TPS