Возникновение денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:14, реферат

Краткое описание

Возникновение денег – исторически обусловленный процесс. В его основе лежит развитие отношений простого товарного производства и обмена. После выделения денег как всеобщего эквивалента, товара особого рода из мира товаров, они сохраняют оба присущих товару свойства: потребительную стоимость (полезность) и стоимость (ценность). Что же тогда определяет сущность денег?

Файлы: 1 файл

срсп 23 жанар.docx

— 15.43 Кб (Скачать)

Возникновение денег – исторически обусловленный процесс. В его основе лежит развитие отношений простого товарного производства и обмена. После выделения денег как всеобщего эквивалента, товара особого рода из мира товаров, они сохраняют оба присущих товару свойства: потребительную стоимость (полезность) и стоимость (ценность). Что же тогда определяет сущность денег? Деньги представляют собой инструмент, при помощи которого абстрактному содержанию ценности (стоимости), синтезу абстрактной полезности и абстрактного труда, придается реальность, конкретность, действенность. Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами связывается с процессом развития обмена. 

  Сущность денег.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом, товарного  производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история  являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная  жизнь осуществляется посредством  движения товаров. 

Экономическое понятие  «товар» подразумевает любой  продукт, участие которого в хозяйственной  жизни совершается посредством  купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для  собственного потребления, они еще  не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного  хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом  становились товарами.

Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям: 

·          он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи; 

·          он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е. обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит  свое подтверждение в факте купли-продажи; 

·          он должен обладать стоимостью. Стоимость  товара — это некие затраты, связанные  с ним, причем не индивидуальные затраты  производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также  должно быть подтверждено посредством  купли-продажи. 

Только совокупность всех этих трех условий делает продукт  товаром. Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного  потребления или его невозможно купить или продать — тогда  этот продукт товаром не является. 

Функции денег.

Деньги проявляют  себя через свои функции. Обычно выделяют следующие четыре основные функции  денег: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую  функцию денег — функцию мировых  денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

Мера стоимости.

Деньги выполняют  функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения  стоимостей различных товаров и  услуг. Мера стоимости является основной функцией денег. Все разновидности  денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения  стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой  стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой  стоимости, например, является рубль, в  США — доллар, в Японии — иена.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, представляет собой его  цену. Цена, следовательно, есть форма  выражения стоимости товара в  деньгах. Поэтому, когда говорят  об изменении цен товаров под  влиянием различных условий, подразумевают  изменения их стоимости, выраженной в деньгах.

Цена как мера стоимости  требует количественной определенности. Поэтому с ней тесно связано  свойство денег служить масштабом  цен. Масштаб цен не является отдельной  функцией денег — он представляет собой механизм, с помощью которого выполняется функция меры стоимости.

В этом вопросе анализируются  общие формы развития производства и воспроизводства: экстенсивный и интенсивный  типы роста производства, формы и последствия  концентрации производства, экономические кризисы.

Производство – процесс, посредством которого общество удовлетворяет свои потребности. Непрерывное возобновление этого процесса составляет сущность воспроизводства. Благодаря воспроизводству непрерывно возобновляются все фазы общественного производства: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Экстенсивный тип роста обеспечивается количественными факторами: увеличением числа занятых, объемом инвестиций при том же уровне технологии, количеством потребленной энергии, сырья, материалов. Интенсивный тип роста достигается техническим прогрессом, повышением квалификации работников, улучшением организации производства, более эффективным использованием факторов производства. Факторами экономического роста, хотя и не столь динамичными, как названные выше, служат географическое положение страны, ее обеспеченность природными ресурсами. Для каждой страны предпочтителен интенсивный тип роста. В жизни они сочетаются.

Развитие экономики  сопровождается противоположными тенденциями: концентрацией (укрупнением) и деконцентрацией (разукрупнением) производства. Концентрация сосредоточение средств производства  и рабочей силы на крупных предприятиях. Производство становится массовым и более дешевым. Малые предприятия  обладают своими преимуществами, главное из которых оперативная реакция  на колебания рыночного спроса, технические новшества. Концентрация производства порождает объединение предприятий,  способных обеспечить собственными силами весь цикл производственных операций по выпуску продукции. Это вертикальная интеграция. Если, напротив, предприятие разукрупняется, его подразделения становятся самостоятельными предприятиями. Это вертикальная  дезинтеграция. Отношения между предприятиями в этом случае строятся на рыночной основе. В последние десятилетия некоторые крупные корпорации вкладывают высвобождающиеся в традиционной сфере деятельности средства  в другие отрасли, прибыльность которых более высокая. Формируются многоотраслевые предприятия, подразделения которых имеют только одну точку соприкосновения единый центр финансирования  и контроля. Такое явление называют диверсификацией производства. В основе всех этих процессов –  необходимость победить в конкурентной борьбе.

Экономика регулярно  подвергается  циклическим кризисам, проходя последовательно четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем. Суть кризисов –  в перепроизводстве.  Разные экономические школы по-разному объясняют их причину. Кризисы насильственно восстанавливают необходимые пропорции общественного производства, создают новые стимулы развития.

Информация о работе Возникновение денег