Внешняя среда функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в современных условиях хозяйствования предприятия в полной мере осознали необходимость изучения маркетинговой среды и ее воздействия на развитие предприятия.
Не менее маловажным является планирование деятельности предприятия, которое необходимо для создания стратегии.
Система централизованного управления порождала соответствующую идеологию директивного планирования, рассматривая план как закон, не подлежащий изменениям, который неукоснительно надо было соблюдать, в то время как рыночная система хозяйствования ориентирует предприятие на планирование как на непрерывный творческий процесс в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Внешняя среда предприятия и факторы ее определяющие….…....6
Факторы прямого воздействия………………………………………........6
Факторы косвенного воздействия…………………………………..........11
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия...16
Глава 3.Анализ внешней среды…………………………………………………18
Анализ факторов прямого воздействия……………………………….…...18
Анализ поставщиков предприятия…………………………………..18
Анализ потребителей продуктов предприятия…………………….. 19
Анализ конкурентов…………………………………………………..21
Анализ воздействия государственной политики на
предприятие. ……………………………………………………………………… 23
Анализ факторов косвенного воздействия…………………………….…..25
Анализ основных экономических показателей……………………………29
Глава 4.Совершенствование деятельности предприятия под влиянием
факторов внешней среды………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………..38
Список используемых источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

«Внешняя среда функционирования предприятия».docx

— 70.00 Кб (Скачать)

- долговременностью, стабильностью  и определённостью правовых норм.

При этом государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции (Министерство финансов, Министерство внешних экономических связей, Таможенный комитет, Национальный банк и другие), а также принимают свои требования, имеющие силу закона (лицензии, надзор за качеством продуктов и медикаментов, охрана труда, экология и другие).

Таблица 1 Факторы и показатели микросреды фирмы

Факторы микросреды 

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель  качества поступающего сырья (по  видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель  качества информации, поступающей  на фирму

1.4. Интегральный показатель  качества нормативно-методической  и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель  качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения  условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения  параметров рынка по объему  и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения  доходов потребителей

2.4.  Прогноз изменения  состава и значений признаков  сегментации рынка внутри страны  и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен  и конкурентоспособности товаров  конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных  конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности  и удельной цены товаров основных  конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной  стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к  фирме и ее товару финансовых  кругов региона (страны), средств  массовой информации, государственных  и муниципальных учреждений, гражданской  группы содействия, общественных  организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий  по улучшению отношений с контактной  аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и  стратегии торговых посредников  и уточнение совместно с ними  стратегии маркетинга продвижения  товаров

5.2. Налаживание контактов  с агентствами по оказанию  маркетинговых услуг (рекламные  агентства, консалтинговые фирмы, фирмы  маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление связей  с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по  налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности

6.1. Формирование банка  данных по налоговой системе  и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок  налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий  и других показателей на эффективность  работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.


 

Таким образом: Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления. При этом конкуренты являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать.

Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие.

1.2 Факторы косвенного  воздействия

Факторы косвенного воздействия обычно не является непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, как факторы прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать при управлении организацией. Влияние факторов среды косвенного обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. Например, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году коренным образом повлияла на изменение общественного мнения по отношению к АЭС и соответственно повлияла на развитие атомной энергетики в ряде регионов. Кроме того, последствия аварии оказали и оказывают существенное влияние на экономику страны в целом, в том числе это отражается на деятельности практически всех отечественных предприятий через соответствующие отчисления в бюджет для ликвидации этих последствий.

К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учётом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические факторы:

1. Технология является одновременно внутренней переменной организации и фактором внешней среды косвенного воздействия. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, увеличивая возможности производства существующих товаров и услуг создав условия для появления новых, повышая тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Скорость изменения технологии в последние десятилетия возросла. Эта тенденция сохраняется, так как на земле сейчас живёт больше ученых, чем раньше. Очевидно, что наукоёмкие организации должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность все организации должны творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности. При проведении технологического анализа окружающей среды организация должна обращать внимание на следующие характеристики:

- государственные расходы  на НИОКР;

- выбор приоритетов государства  и финансово-промышленных групп  на определённых направлениях  технологических усилий;

- новые открытия и изобретения (национальные и мировые);

- совершенствование существующих  товаров;

- рост числа техногенных  катастроф;

- скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование  – производство»);

- скорость выхода продукции  на рынок (длина первых стадий  жизненного цикла изделий).

Примерами новых технологий, которые существенно отразились на деятельности организации и общества в целом могут служить: компьютерная, лазерная, микроволновая и полупроводниковая технологии, интегральные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических видов топлива и продуктов питания, генная инженерия, новые материалы, биотехнология и другие технологии.

2. Состояние экономики в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. В том числе возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать определённые товары и услуги.

Экономическая среда проявляется в деятельности организации следующим образом:

- экономический подъём, спад, кризис оказывают глубокое влияние  на организацию, но это влияние  не однозначно: общий экономический  спад может привести к подъёму  экономики организации и наоборот;

- от состояния экономики  зависит покупательская способность  населения;

- состояние экономики  во многом определяет стоимость  используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);

- от состояния экономики  зависят возможность и условия  получения капитала (инвестиционный  климат, государственный бюджет, процентная  ставка кредита);

- состояние экономики  во многом определяет валютные  курсы, курсы акций и ценных  бумаг;

- экономические обстоятельства  формируют спрос, предложение и  цену товаров;

- экономика в значительной  степени определяет возможность  получения организацией внутренних  и внешних займов;

- с экономикой тесно  связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

3. Любая организация существует, по крайней мере, в одной социокультурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения, влияют на организацию:

- система ценностей определяет  практику деятельности организации, её руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно  для организации (например, «главное  для нас – довольный потребитель»);

- соблюдение населением  традиций даёт организации возможность  использовать в своих интересах  положительный опыт фирмы, связать  его с её сегодняшними задачами;

- важное значение имеет учёт организацией жизненных установок организации. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормативными и неизбежными спутниками в деятельности организации. Но ведь возможны и противоположные установки;

- на деятельность организации  не могут не влиять и сложившиеся  в стране, регионе стереотипы  поведения. Например, бытует отрицательное  отношение к руководителям определённых  возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и так  далее.

Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.

4. Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:

- наличие стабильной политики, органов власти и законодательства  создаёт благоприятный фон для  деятельности организации, гражданских  институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;

- с политической обстановкой  связано наличие и характер  дипломатических отношений с  иностранными государствами, в которых  заинтересована организация, а также  таможенная политика;

- политика определяет  отношение властей, в том числе  и местной администрации, к частной  собственности и предпринимательской  деятельности;

- с политикой неразрывно  связано формирование и функционирование  в органах законодательной власти  групп влияния (лоббистов), которые  могут представлять и отстаивать  интересы организации.

Таким образом: к основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учётом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические факторы. Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационно - экономическая характеристика предприятия.

Любая организационно-экономическая характеристика имеет общие пункты, которые применимы к любой организации. Представляем план ее составления.

Для составления характеристики необходимы сведения о структуре компании, ее экономических показателях и юридические данные.

Первоначально необходимо сделать краткое описание предприятия, то есть время его основания, правовую форму и т.д. Организационно-правовая форма может быть государственной, частной, муниципальной, смешанной, семейной и так далее.

Следующим этапом идет анализ деятельности предприятия или нескольких ее направлений, которые являются основополагающими для его существования.

Затем описывают цели работы компании и ее мощности. При этом учитывают все обстоятельства (внешние факторы, вид продукции и ее особенности или характер оказываемых услуг). Этот пункт, который включает в себя организационно-экономическая характеристика предприятия, требует большой работы и сложного анализа хозяйственной деятельности.

В зависимости от требований этот параграф может несколько отличаться для отдельной работы или организации. Экономическая характеристика предприятия содержит главные показатели работы, финансовые результаты и т.д.

Информация о работе Внешняя среда функционирования предприятия