Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и видов рентабельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- выявление резервов роста рентабельности и предложения путей для её совершенствования.
Введение 5
1 Понятие рентабельности 7
2 Виды и показатели рентабельности 9
3 Основные направления повышения рентабельности 21
Заключение 25
Список использованных источников
3)
показатели рентабельности
Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли отчетного периода, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость
издержек) исчисляется путем отношения
валовой или чистой прибыли к сумме затрат
по реализованной или произведенной продукции:
где Прп- валовая прибыль,
ЧП - чистая прибыль,
И - сумма затрат по реализованной или произведенной продукции.
Она показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продукции применяют в 3-х вариантах:
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Для определения рентабельности реализованной продукции соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рентабельность
товарной продукции характеризуется
показателем затрат на денежную единицу
товарной продукции или его обратной величиной:
где Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С - полная себестоимость товарной продукции.
Классической
формулой вычисления рентабельности товарной
продукции является формула:
где Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С - полная себестоимость товарной продукции.
Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организации с рубля продаж. Широкое применение получил этот показатель в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
;
где БП – прибыль,
- среднегодовоая стоимости всего инвестированного капитала.
Для
анализа рентабельности производственного
капитала, исчисляемой как отношение
балансовой стоимости к среднегодовой
стоимости основных средств и
материальных оборотных фондов, можно
использовать факторную модель, предложенную
Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.
[46]
,
(2.18)
где – прибыль,
– средняя стоимость основных фондов,
– средние остатки материальных оборотных средств,
– выручка от реализации продукции,
– рентабельность продаж,
– капиталоемкость продукции,
– затраты на рубль продукции,
– зарплатоемкость продукции,
– материалоемкость продукции,
– фондоемкость продукции.
Постепенно
заменяя базовый уровень
3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.
Использование
системы обобщающих показателей
эффективности предприятия, каждый
из которых отражает различные аспекты
производственно-хозяйственной
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.
Так
как рентабельность находится в
прямой зависимости от величины прибыли,
поиск путей роста
Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.
Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.
Для повышения эффективности работы организации первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Для
определения основных направлений
поиска резервов увеличения прибыли
и повышения рентабельности факторы,
влияющие на них, классифицируют по различным
признакам (рис.1)
Рисунок 1 - Классификация факторов, влияющих на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности
Источник [28, c. 258]
К внешним факторам относятся:
Эти факторы не зависят от деятельности организации, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.
Внутренние факторы делятся на:
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
При
осуществлении финансово-
Показатели
рентабельности (доходности) являются
общеэкономическими. Они отражают конечный
финансовый результат и отражаются
в бухгалтерском балансе и
отчетности о прибылях и убытках,
о реализации, о доходе и рентабельности.[28,
с. 259]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведённый в курсовой работе, показал, что рентабельность представляет собой сложную систему, требующую постоянного совершенства.
По итогам работы можно выделить следующие важнейшие выводы.
Изучая конечные финансовые результаты деятельности организации, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами организации от ее обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
Рентабельность можно определить как показатель эффективности организации, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.