Условия осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе состояния мирового рынка лизинга и выделении основных тенденций развития лизинговых услуг, в частности тенденций развития лизинга в Европе, а также в обосновании приоритетных направлений развития белорусского рынка лизинговых услуг.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие, функции и виды лизинга;
- определить основные черты развития мирового рынка лизинговых услуг;
- проанализировать условия развития рынка лизинга в Европе;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы осуществления лизинговых операций……………
2 Анализ условий развития мирового рынка лизинговых услуг ……….......
3 Современное состояние и перспективы развития условий осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь……………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Прямые и косвенные участники в схеме лизинга………..
Приложение Б. Рейтинг лизинговых компаний Республики Беларусь по операциям в 2010 году……………………………………..
Приложение В. Сопоставление результатов рейтинга лизинговых компаний Республики Беларусь в 2008-2010 гг………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

Развитие международного лизинга  связано с некоторыми условиями  и особенностями.

Во-первых, использование  ускоренной амортизации при лизинговых сделках позволяет более оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства. Во-вторых, развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов позитивно сказывается на ценообразовании в строительстве и во многом облегчает реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения. В-третьих, лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особенно значимо в период структурной перестройки промышленности. В-четвертых, при проведении международного лизинга стороны могут успешно использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции.

Мировой финансовый и  экономический кризис, по сути мировой кризис ликвидности, связан с увеличением стоимости кредитования. Это заставило и лизинговых компаний значительно поднять ставки, что привело к удорожанию лизинга практически во всех секторах лизингового рынка [12]. На этом фоне прослеживается тенденция роста спроса на мультибилдинг [10].

Мультибилдинг представляет собой  анализ предложений сразу нескольких лизингодателей и получение наиболее выгодных условий [12]. Подобные услуги предоставляются как на международном, так и на национальном уровне. Например, один из крупнейших международных поставщиков мультибилдинга «Fleet Logistics» за счет лучших условий по лизингу для каждого корпоративного автомобиля сократил до 8 – 10% расходы на лизинг, или более 500 евро на один автомобиль в год [12]. В целом же Fleet Logistics сумел сэкономить более 1,39 млн евро для клиента из технического сектора, управляющего более 2400 автомобилями в 14 странах, а также 1,16 млн евро для клиента фармацевтического сектора, управляющего более 1800 автомобилями  в 7 странах [12].

Американский и европейский  рынки лизинга раньше других оказались  в зоне действия нехватки ликвидности. Например, финансовый кризис в Чехии  привел к тому, что банки разрабатывали меры предосторожности с клиентами, а в некоторых случаях заморозили выдачу кредитов. В связи с этим усложняется процесс получения заемных средств, а также затрудняет организацию бизнеса с использованием финансового лизинга. Одновременно опыт функционирования лизинговых компаний в Чехии показывает, что кризис стимулирует конкуренцию, в которой выживают сильнейшие. В Чехии активно начали использоваться новые лизинговые продукты, предусматривающие сокращение сроков выплаты лизинговых платежей, а в ряде случаев переход от финансового лизинга к оперативному [12].

Благодаря противокризисным мерам ряд лизинговых фирм Чехии  сохранил свои позиции на рынке лизинговых услуг. В частности, на компанию CSOB приходится 15 % лизингового рынка Чехии [12]. По данным компании, рост объемов лизинговых сделок с начала кризиса не сократился. Другим примером успешных новых лизинговых продуктов является продукт, включающий страховой взнос в стоимость контракта. В условиях кризиса этот продукт становится более популярным, что связано со снижением затрат у лизингополучателя вследствие того, что страховые компании предлагают лизинговым компаниям лучшие условия страхования имущества, чем лизингополучателю [12].

В то же время, включение  нового продукта в лизинговый портфель лизинговой компании связано с дополнительными функциями, затратами и ограничениями в законодательстве и в каждом случае требует самостоятельных экономических обоснований. Таким образом, новый лизинговый продукт не может быть назван универсальным методом поддержания эффективности мирового лизингового рынка.

В кризисный период продолжает сохраняться актуальность наиболее распространенных моделей  осуществления  международного лизинга. Согласно первой модели лизингодатель одной страны организует и осуществляет реализацию лизингового контракта с лизингополучателем, находящимся в другой стране. Вторая модель предполагает, что лизингодатель одной страны осуществляет лизинговую сделку с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через расположенную в стране лизингополучателя дочернюю фирму. Более сложная третья схема включает посредника: лизингодатель одной страны связывается с  лизингополучателем другой страны через посредника – расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму [12]. В последнем случае лизинговой фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение собственного договора лизинга и его исполнение. 

Таким образом, основной объем лизинговых операций в мире приходится на США, Японию, Германию и  Великобританию. Особенно динамично  лизинговые рынки развиваются в юго-восточной Азии.

Вследствие мирового экономического и финансового кризиса  увеличилась стоимость кредитования, а, следовательно, возросла и стоимость  лизинговых услуг. Негативной тенденцией также стало сокращение портфеля лизинговых компаний и объемов нового бизнеса.

Несмотря на это, в условиях экономического кризиса проявилось одно из основных преимуществ лизинга – его гибкость. Это позволяет экономическим субъектам и в кризисных условиях разрабатывать и использовать формы и модели лизинговых сделок, новые лизинговые продукты. В то же  время лизинг может стать важным инструментом  активизации и расширения инновационной деятельности предприятий, использования прогрессивной техники, обеспечить расширение ассортимента выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПРЕАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Нормативно-правовой базой  развития лизинга в Беларуси являются следующие документы: Положение о лизинге, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2010 г. N 865; конвенция УНИДРУА, Гражданский кодекс Республики Беларусь – «О лизинге», Письмо ГТК - «О видах лизинга», а также Концепция развития лизинга в СНГ.

В настоящее время  правовая регламентация лизинга значительно отстает от реального развития лизинговой деятельности. Тем не менее, введение «Положения о лизинге от 04.06.2010 г.» довольно значительно усовершенствовало законодательную базу в отношении лизинга.

Во-первых, были введены понятия «контрактная стоимость предмета договора лизинга», «предмет лизинга» [13].

Во-вторых, из Положения были исключены нормы, определяющие круг имущества, могущего быть предметом лизинга [13]. Поэтому сейчас этот вопрос должен определяться на основании общих норм ГК, статья 673 которого предусматривает, что объектом лизинга может быть любое непотребляемое имущество.

В-третьих, новое Положение закрепляет на нормативном уровне понятие возвратного лизинга, раскрывает вопросы, связанные с сублизингом [12]. Оно также прямо закрепило правило о том, что лизингополучатель несет все расходы, связанные с возвратом предмета лизинга лизингодателю, в том числе расходы на его демонтаж, транспортировку, а также возмещает иные убытки лизингодателя, связанные с расторжением договора [13]. Иные правила относительно этого можно установить в договоре.

Кроме того, новое Положение  предусматривает, что утрата предметом  лизинга эксплуатационных характеристик  после его передачи лизингополучателю  не освобождает лизингополучателя  от исполнения обязательств по договору лизинга [13].

Новое Положение, в отличие  от старого, прямо предусматривает, что предмет лизинга в течение  срока лизинга состоит на бухгалтерском  учете как у лизингодателя, так  и у лизингополучателя, если иное не установлено законодательством для банков-лизингодателей и (или) банков-лизингополучателей, а по договорам международного лизинга - в обязательном порядке на бухгалтерском учете у лизингодателя [13]. При этом амортизацию предмета лизинга осуществляет сторона (лизингодатель или лизингополучатель), у которой по условиям договора лизинга предмет лизинга учитывается на балансе в составе активов [13].

Динамичное развитие рынок лизинговых услуг в Беларуси получил лишь в 2000-е годы (с 2002 по 2003). Ранее лизинг использовался в основном не в качестве инструмента осуществления инноваций, а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов [14]. Такая ситуация приводила к незначительному объему лизинговой деятельности. Затем постепенно рынок лизинговых услуг в Беларуси начал расти. Так, в 2003 году  доля лизинга в инвестициях в основные фонды составила 4,32 %, а в 2000 году составляла 2,27% [14] (таблица 2).

 

Таблица 2 – Суммарная стоимость переданного в лизинг имущества

Период

Передано в лизинг за год

Доля в инвестициях в основной капитал

млрд Br

% к ВВП

Всего (%)

производственного назначения (%)

2004

564,5

1,1

5,2

7,9

2005

734,6

1,1

4,9

7,4

2006

1016,6

1,3

5,3

7,4

2007

1463,0

1,5

5,8

9,0

2008

2335,9

1,8

6,5

10,1

2009

1203,0

0,9

2,8

4,4


Примечание – Источник: [13, стр. 9, табл. 1].

 

Из таблицы видно, что  в 2009 году объем лизинговых операций снизился до уровня 2006-2007 годов, о по отношению к 2008 году падение составило  чуть менее, чем в 2 раза. Причиной такого резкого охлаждения рынка лизинговых услуг в Беларуси стало снижение деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста доходов населения, ухудшением внешнеторгового баланса и увеличением внешнего долга. Кроме того, уровень физических объемов производства и реализации, загрузки производственных мощностей, спроса, объемов заказов на внешнем и внутреннем рынках, величина чистой прибыли были меньше в 2009 году по сравнению с 2008 [13]. Как следствие имело место большое количество нерентабельных и низкорентабельных производств и организаций с низкой обеспеченностью собственными оборотными средствами и в свою очередь это повлияло на долю в инвестициях в основной капитал производственного назначения. Данный показатель снизился с 10,1% от объема всех капиталовложений в 2008 году до 4,4% в 2009 году.  

В качестве основного  параметра, характеризующего уровень развития лизинга в стране, принимается объем нового бизнеса, который равен суммарной цене договоров лизинга с НДС (сумме обязательств) по договорам лизинга, заключенным в течение отчетного года. За исследуемый период с 2004 по 2009 годы объем нового бизнеса рос стабильно высокими темпами с 2005 по 2008 год и только в 2009 году, под воздействием мирового финансового кризиса рынок лизинга «просел» по сравнению с предыдущим годом на 34 процента [15].

В 2008 году  белорусские лизингодатели еще не в полной мере ощутили влияние кризиса: сумма новых сделок возросла на 71% к уровню 2007 года. И даже после сокращения в 2009 году объем белорусского рынка лизинга на 13% превышал значение докризисного 2007 года (таблица 3).

 

Таблица 3 – Объем нового бизнеса 2004-2010 гг.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем нового бизнеса (млрд Br)

871,460

908,013

1253,667

1802,603

3082,301

2033,606

4061.220

Процент роста к предыдущему  году (%)

-

+4

+38

+44

+71

-34

+100

Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал (%)

8,1

6,0

6,5

7,1

8,3

4,7

7,5

Доля в ВВП (%)

1,7

1,4

1,6

1,9

2,4

1,5

2,5

Средняя цена договора лизинга (млн  Br)

230

235

211

291

300

485

479

Средняя стоимость объекта лизинга (млн Br)

16

26

38

45

68

83

85


Примечание – Источник: [16].

 

Сравнивая основные показатели развития лизинга в 2010 году с показателями предыдущих лет, можно сделать вывод, что отрасль вернулась к поступательному движению вперед. Объем нового бизнеса превысил объем докризисного 2008 года на 32%, и возможно, что положительная динамика сохранится в ближайшие годы [16].

 

Таблица 4 – Объем нового бизнеса в некоторых странах Европы

Страна

Объем нового бизнеса, млн Eur

В % к 2008 году

Болгария

598,47

-71,26

Чехия

2671,84

-48,86

Германия

40680,00

-25,58

Эстония

378,55

-66,43

Латвия

264,40

-77,82

Польша

5066,09

-45,94

Страны Европы

209352,69

-32,28

Беларусь

507,56

-34,02

Россия

7726,27

-56,00

Информация о работе Условия осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь