Управление персоналом на предприятии на примере ЗАО «Интелдрайв»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой - работы изучить особенности управления персоналом предприятия. Задачи данной работы:
исследовать сущность управления персоналом;
изучить цели и задачи управления персоналом;
рассмотреть методы управления персоналом предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Управление персоналом предприятия……5
1.1. Управление персоналом. Понятие и сущность........................................5
1.2. Цели и задачи управления персоналом...................................................10
1.3. Методология управления персоналом....................................................15
1.4.Анализ управления персоналом ЗАО «Интелдрайв»…………………21
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ...................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.12 Кб (Скачать)

     Экономическая цель - получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг. Научно-техническая цель - обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии. Производственно-коммерческая цель - производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью. Социальная цель - достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

     Структуризация  социальной цели может рассматриваться  двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации? С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такой вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация, какие условия она стремится для этого создать? Очевидно, эффективность управления персоналом зависит от того, в какой степени указанные группы целей будут совпадать.

     С точки зрения администрации, тот  же блок целей должен включать целевые  задачи и условия для их решения. При внимательном рассмотрении обеих  ветвей блока социальных целей (персонала  и администрации) можно заметить, что целевые задачи непротиворечивы. Это, в свою очередь, создает объективную  основу эффективных взаимоотношений  данных субъектов для достижения общих целей. Система целей является основой определения состава функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей.

     До  недавнего времени понятие «управление» трактовалось как «администрирование», или «линейное руководство». Действительно, большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление не должно подвергаться критике. Тенденции развития управления персоналом в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива. Негативная сторона этого яввления для отечественной хозяйственной практики состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе.

     Необходимо  отметить, что в последние годы все большее число отечественных организаций используют в своей практике международный опыт управления персоналом, который во многом обогащается российской спецификой. Этому способствует также тот факт, что в настоящее время многие отечественные научные, учебные и производственные организации активно занимаются обобщением и совершенствованием методологии и практики управления персоналом. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. При определении круга задач по управлению персоналом зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры)[6, с.164]. 
 
 
 

     Таблица №1

     Этапы процесса управления персоналом 

     
Наименование  этапа. Основные задачи этапа.
Определение потребности в персонале. Планирование  качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.
Обеспечение потребности в персонале. Получение и  анализ маркетинговой (в области  персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка.
Мотивация результатов труда и поведения персонала. Управление  содержанием и процессом мотивации  трудового поведения. Управление конфликтами. Использование таких систем как: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия и т.д.
Обеспечение процесса управления персоналом. Правовое регулирование  трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики.
Использование персонала. Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в процессе трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.
Развитие  персонала. Планирование  и реализация карьеры и служебных  перемещений. Организация и проведение обучения.

     Исходя  из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что важнейшей  задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

     По  данным зарубежной литературы и оценкам  специалистов, общая численность  сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1 , 0 - 1 , 2 % общей численности коллектива. Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы управления персоналом в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.

     В развитии функциональных особенностей управления персоналом в зарубежных странах проявляются следующие  достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:

     1)выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем управления персоналом, в деятельности зарубежных фирм. Причем этот полный охват наблюдается в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей;

     2)широкое развитие внешних консультативных, посреднических фирм, работающих с организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом;

     3)делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения;

     4)интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятий, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной «школы» управления персоналом. Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм.

     Отечественная практика делает в настоящее время  энергичные шаги по становлению эффективной  системы управления персоналом и  постепенному включению данной системы  в общий мировой процесс. 

    1. Методология управления персоналом предприятия
 

     Методы  управления — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

     Различают: экономические,  организационно-административные и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами  и результативностью воздействия  на персонал. Основой данной классификации  являются побудительные мотивы отдельных  работников к труду, их потребности  и интересы, определяющие поведение людей[5, с.375].

     Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги.  Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации; основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Они опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

     Применение  экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития. Экономико-математические методы — это методы, основанные на аналогичном поиске показанных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы. Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.

     Центральное место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы. Объективной основой использования организационно-административных  методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку, через них посредство реализуется одна из важнейших функций управления - организации; задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

     Административные действия обеспечивают четкость, дисциплиниро-ванность  и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.  Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако администра-тивные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

     Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему, административных средств поддержания трудовой дисциплины, и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Организационно-распоряди-тельные методы основаны на организационных отношениях, существующих в любом обществе, социально-экономической системе. На их базе формиру-ются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, власти и компетентности. Анализ содержания управления организацией показал то, что вся система так или иначе пронизана организационно-распорядительной деятельностью.

     Организационно-административное воздействие включает в себя следующие  компоненты: виды и типы воздействия; адресат; постановка задания и определение критерия его выполнения; установление ответстве-нности; инструктаж подчиненных и т. д.

     В рамках организации возможны три  формы проявления организаци-онно-административных методов:

     1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

     2.Согласительные (консультация, разрешение компромисса).

     3. Рекомендации, пожелания (совет,  разъяснение, предложение, общение  и т.п.).

Информация о работе Управление персоналом на предприятии на примере ЗАО «Интелдрайв»