Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа
Институт полномочных представлений Президента В федеральных округах
Региональная политика в сфере
обеспечения экологической
В сфере обеспечения
- экологически обоснованное размещение производительных сил;
- экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
- рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
- совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
32. Развитие конкурентной
среды на региональном
Региональный потребительский
рынок представляет собой территориальную
организацию сферы обращения, обеспечивающую
на основе развитых товарно-денежных отношений
удовлетворение потребностей населения
при минимальных издержках обращения.
Региональный
потребительский рынок – сложная пространственно-экономическая
система, состоящая из многочисленных
элементов и связей между ними, поэтому
изучение этого рынка предполагает анализ
закономерностей и факторов, определяющих
его формирование и развитие, комплексное
рассмотрение всех аспектов рынка.
Региональный
потребительский рынок представляет собой
пространственное поле реализации товарно-денежных
отношений. Поэтому основные компоненты
механизма функционирования регионального
потребительского рынка – спрос, предложение,
цена и конкуренция – должны рассматриваться
в рамках внутреннего экономического
пространства.[2,с.287]
Конкурентная среда региональных рынков
представляет собой совокупность рыночных
сил и факторов, определяющих функционирование
хозяйствующих субъектов региональной
экономики и их отношения в ходе конкуренции.
Конкурентная среда регионального рынка
определяется типом и институциональной
структурой рынка, развитием различных
организационно-правовых форм собственности
субъектов рынка, характером государственного
управления и регулирования. [1, с. 292]
Для уяснения сущности конкурентной среды
региональных рынков необходимо выделить
две основные концепции, одна из которых
делает акцент на поведение продавцов
и покупателей, а другая – на институциональной
структуре рынка.
Согласно первой (поведенческой) концепции
сущность конкуренции понимается как
совокупность взаимозависимых попыток
различных продавцов установить контроль
на рынке.
Для изучения региональных рынков более
приемлема вторая, (структурная) концепция
конкуренции. В современной экономической
теории рынок называется конкурентным,
когда число фирм, продающих однородный
товар, настолько велико, а доля каждой
фирмы на рынке настолько мала, что никакая
фирма самостоятельно не может существенно
повлиять на цену товара путем изменения
объема продаж.
Институциональная структура регионального
рынка включает в себя совокупность субъектов
– предприятий и организаций различных
видов собственности, конкурирующих друг
с другом из-за приобретения индивидуальных
потребителей, а также стремящихся максимизировать
прибыль. [2, с. 124]
Создание необходимых условий для развития
конкурентной среды региональных рынков
предполагает:
- изучение структуры сложившихся региональных
рынков, а также экономических интересов
и мотиваций, определяющих поведение различных
предприятий и их объединений на рынках;
- формирование необходимых организационно-экономических
предпосылок для эффективной конкуренции
на региональных рынках;
- совершенствование системы государственного
контроля и регулирования деятельности
субъектов естественной и государственной
монополии в регионе;
- формирование правовых и организационно-экономических
условий для функционирования рыночных
механизмов оптимизации товарных и финансовых
потоков в экономике региона, формирования
цен и тарифов на социально значимые товары
и услуги;
- учет структуры региональных рынков
при приватизации предприятий в целях
повышения конкурентоспособности и эффективности
их деятельности;
- стимулирование развития всех форм предпринимательства
в регионе.
Для развития конкурентной среды на региональных
рынках необходима реализация региональных
программ демонополизации и развития
конкуренции, которые должны входить в
состав программ социально-экономического
развития региона и являться их неотъемлемой
частью. Такие программы должны включать
анализ структуры региональных рынков,
обоснованные предложения по составу
субъектов естественной монополии, планы
демонополизации экономики и развития
конкуренции на региональных рынках.
При разработке программ развития конкурентной
среды на региональных рынках должны учитываться
следующие требования:
- ориентация на создание конкурентных
региональных рынков, защиту прав и интересов
потребителей;
- комплексность решения задач демонополизации,
приватизации и структурной перестройки
региональной экономики;
- дифференцированный подход к объектам
демонополизации с учетом социальных
интересов и региональных особенностей;
- взаимосвязанность решения проблем демонополизации
и развития конкуренции на федеральном
и региональном уровнях;
- учет факторов интеграции российской
экономики в мировую систему хозяйства,
открытости региональных рынков для международной
конкуренции в сочетании с мерами по защите
отечественных товаропроизводителей;
- мониторинг изменения структуры региональных
рынков и соответствия программно-реализационного
механизма развития конкуренции их структуре;
- устранение экономических и административных
барьеров для свободного перемещения
товаров, услуг и капиталов на рынках Российской
Федерации;
- снижение финансово-экономических, организационных
и правовых барьеров для входа на региональные
рынки новых конкурирующих структур.
Важным фактором развития конкурентной
среды на региональных рынках является
увеличение количества хозяйствующих
субъектов – производителей (поставщиков)
и потребителей (покупателей) товаров.
Увеличению количества хозяйствующих
субъектов на региональных рынках способствуют
следующие меры:
- выделение самостоятельных хозяйствующих
субъектов из объединений предприятий,
производящих взаимозаменяемую продукцию;
- выделение самостоятельных хозяйствующих
субъектов из объединений предприятий,
производящих невзаимозаменяемую продукцию,
выделение отдельных участков, цехов в
процессе приватизации либо путем принудительного
разделения хозяйствующих субъектов;
- развитие предпринимательства в соответствии
с приоритетами политики демонополизации
экономики и развития конкуренции на региональных
рынках;
- создание конкурирующих производств
за счет нового строительства;
- диверсификация, перепрофилирование
и конверсия производства;
- снижение правовых, организационных
и экономических барьеров, препятствующих
входу новых хозяйствующих субъектов
на региональные рынки;
- импорт взаимозаменяемых товаров из
соседних регионов, ближнего и дальнего
зарубежья.
Развитие конкурентной среды региональных
рынков во многом зависит от институциональной
структуры экономики региона, представленной
различными формами хозяйствующих субъектов:
государственными, муниципальными, частными
предприятиями, иностранными, совместными
предприятиями и др. [2, с. 145
Список литературы
1. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление
экономикой региона: Учебное пособие.
– Новосибирск: Сибирское соглашение,
2001. – 404 с.
2. Новоселов А.С. Региональные рынки: Учебник.
– М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
Список литературы
1. Аверин А.Н., Берестова Л.И. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2009.
2. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2006.
3. Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. – М.: Кнорус, 2010.
[1] Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 138.
[2] Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 140