Управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Институт полномочных представлений Президента В федеральных округах

Файлы: 1 файл

управление экономикой региона.docx

— 47.72 Кб (Скачать)

Региональная политика в сфере  обеспечения экологической безопасности.

В сфере обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды  в условиях развития рыночных отношений  на федеральном и региональном уровнях  основными направлениями региональной политики являются:

-  экологически обоснованное размещение производительных сил;

-  экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

-  рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

-  предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

-  совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

 

32. Развитие конкурентной  среды на региональном потребительском  рынке.

Региональный потребительский  рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения. 
 
          Региональный потребительский рынок – сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка. 
 
         Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего экономического пространства.[2,с.287] 
 
              Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих функционирование хозяйствующих субъектов региональной экономики и их отношения в ходе конкуренции. 
 
             Конкурентная среда регионального рынка определяется типом и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного управления и регулирования. [1, с. 292] 
 
Для уяснения сущности конкурентной среды региональных рынков необходимо выделить две основные концепции, одна из которых делает акцент на поведение продавцов и покупателей, а другая – на институциональной структуре рынка. 
 
Согласно первой (поведенческой) концепции сущность конкуренции понимается как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. 
 
Для изучения региональных рынков более приемлема вторая, (структурная) концепция конкуренции. В современной экономической теории рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный товар, настолько велико, а доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. 
 
Институциональная структура регионального рынка включает в себя совокупность субъектов – предприятий и организаций различных видов собственности, конкурирующих друг с другом из-за приобретения индивидуальных потребителей, а также стремящихся максимизировать прибыль. [2, с. 124] 
 
Создание необходимых условий для развития конкурентной среды региональных рынков предполагает: 
 
- изучение структуры сложившихся региональных рынков, а также экономических интересов и мотиваций, определяющих поведение различных предприятий и их объединений на рынках; 
 
- формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на региональных рынках; 
 
- совершенствование системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии в регионе; 
 
- формирование правовых и организационно-экономических условий для функционирования рыночных механизмов оптимизации товарных и финансовых потоков в экономике региона, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги; 
 
- учет структуры региональных рынков при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; 
 
 - стимулирование развития всех форм предпринимательства в регионе. 
 
Для развития конкурентной среды на региональных рынках необходима реализация региональных программ демонополизации и развития конкуренции, которые должны входить в состав программ социально-экономического развития региона и являться их неотъемлемой частью. Такие программы должны включать анализ структуры региональных рынков, обоснованные предложения по составу субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных рынках. 
 
При разработке программ развития конкурентной среды на региональных рынках должны учитываться следующие требования: 
 
- ориентация на создание конкурентных региональных рынков, защиту прав и интересов потребителей; 
 
- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки региональной экономики; 
 
- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов и региональных особенностей; 
 
- взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях; 
 
 - учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости региональных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; 
 
- мониторинг изменения структуры региональных рынков и соответствия программно-реализационного механизма развития конкуренции их структуре; 
 
- устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации; 
 
- снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на региональные рынки новых конкурирующих структур. 
 
Важным фактором развития конкурентной среды на региональных рынках является увеличение количества хозяйствующих субъектов – производителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) товаров. 
 
Увеличению количества хозяйствующих субъектов на региональных рынках способствуют следующие меры: 
 
- выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию; 
 
- выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию, выделение отдельных участков, цехов в процессе приватизации либо путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов; 
 
- развитие предпринимательства в соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных рынках; 
 
- создание конкурирующих производств за счет нового строительства; 
 
- диверсификация, перепрофилирование и конверсия производства; 
 
- снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих входу новых хозяйствующих субъектов на региональные рынки; 
 
- импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья. 
 
Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона, представленной различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными предприятиями, иностранными, совместными предприятиями и др. [2, с. 145 

Список литературы 
 
1.                       Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 404 с. 
 
2.                       Новоселов А.С. Региональные рынки: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

Список литературы

1.  Аверин А.Н., Берестова Л.И. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2009.

2.  Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2006.

3.  Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4.  Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. – М.: Кнорус, 2010.

 

 

[1] Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 138.

[2] Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 140


Информация о работе Управление экономикой