Трудовые ресурсы и фонд рабочего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Решение всего комплекса экономических и социальных задач развития производительных сил и совершенствования производственных отношений требует последовательного и неуклонного повышения эффективности труда всех занятых в общественном производстве. Особое значение имеет наиболее полное и рациональное использование рабочих, инженерно-технического персонала, чьи достижения во многом обуславливают возможность дальнейшего расширения производства в любой отрасли и сфере деятельности, успехи народного хозяйства в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Трудовые ресурсы и фонд рабочего времени………………………..5
Трудовые ресурсы предприятия и их особенности………………….5
Фонд рабочего времени и его использование………………………..11
Глава 2. Производительность труда…………………………………………….18
2.1 Понятие производительности труда………………………………….18
2.2 Формы и системы оплаты труда………………………………………22
2.3 Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………….27
Глава 3. Практическая часть ……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.doc

— 1,007.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Трудовые ресурсы и фонд рабочего времени………………………..5

    1. Трудовые ресурсы предприятия и их особенности………………….5
    2. Фонд рабочего времени и его использование………………………..11

Глава 2. Производительность труда…………………………………………….18

2.1 Понятие производительности труда………………………………….18

2.2 Формы и системы оплаты  труда………………………………………22

2.3 Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………….27

Глава 3. Практическая часть ……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………………………32

Приложение……………………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В каждой отрасли, на любом предприятии и в его производственных подразделениях, в первичных ячейках производства - бригадах, непосредственно на рабочих местах должны быть выявлены и приняты все меры для приведения в действие поистине неисчерпаемых возможностей повышения эффективности работы, роста производительности труда.

Решение всего  комплекса экономических и социальных задач развития производительных сил  и совершенствования производственных отношений требует последовательного  и неуклонного повышения эффективности  труда всех занятых в общественном производстве. Особое значение имеет наиболее полное и рациональное использование рабочих, инженерно-технического персонала, чьи достижения во многом обуславливают возможность дальнейшего расширения производства в любой отрасли и сфере деятельности, успехи народного хозяйства в целом.

Труд - это специфически человеческий способ жизнедеятельности, условие жизни общества: его экономики  и политики, культуры и быта, форм взаимоотношений между людьми в  процессе производства. Трудовые отношения  образуют своего рода “ядро” социального развития общества, определяют, в конечном счете, образ жизни людей, всю структуру связанных с ним процессов и отношений.

Трудовые ресурсы  являются первой производительной силой  общественного производства, а производительность труда - определяющий критерий социально-экономического развития общества в целом.

Трудовой потенциал, которым располагает общество, имеет  как экономические, так и социальные аспекты. С экономической точки  зрения трудовой потенциал выступает  как личный фактор производственного процесса, приводящий в действие орудия труда и средства производства. И предопределяющий конечные результаты работы. С социальной точки зрения трудовой потенциал характеризует развитие и реализацию многообразных человеческих способностей, проявление творческой активности людей в преобразовании природы и общества.

Улучшение  использования  трудового потенциала  - основной источник социально - экономического роста. Отсюда очевидно значение коллективного  изучения и анализа основных факторов, определяющих как формирование состава работающих на предприятии, их профессиональную структуру и квалификацию, уровень общей и специальной подготовки, так и пути повышения эффективности труда. В решении этих проблем необходим системный подход, предполагающий рассмотрение проблем труда в тесном единстве  с развитием производства, совершенствованием общественных отношений, осуществлением преобразований в системе хозяйствования и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1. Трудовые  ресурсы предприятия и их особенности

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей

В зависимости  от возраста все население может  быть разделено на три группы:

  • лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);
  • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте (в Российской Федерации женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет включительно);
  • лица старше трудоспособного (т. е. пенсионного) возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости (в Российской Федерации женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет).

В зависимости  от способности к труду различают  трудоспособных  и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II группы допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя  из сказанного, к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, за исключением:

  • инвалидов войны и труда I и II группы;
  • неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;
  • работающих лиц пенсионного возраста;
  • работающих подростков в возрасте до 16 лет. Согласно российскому законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также в целях подготовки молодежи к труду прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений  по достижении ими 14-летнего  возраста (с согласия одного из родителей или заменяющего его лица) при условии предоставления легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

С середины 1993 г отечественной статистикой  осуществлен переход на рекомендуемую  международными конференциями статистиков  труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически  активное население (рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта группа населения включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый  период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
  • временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имели работы и заработка;
  • зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации 
    предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе;
  • проходили обучение или переподготовку по направлению 
    службы занятости.

Для отнесения  лица к категории "безработный" необходимо одновременное наличие четырех первых условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются  в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономически  неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы:

  • учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в учебных заведениях на дневном отделении;
  • лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
  • лица, получающие, пенсии по инвалидности;
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за 
    детьми, больными родственниками;
  • отчаявшиеся найти работу, т. е.  прекратившие ее поиск, исчерпав  все  возможности,  но  которые  могут  и хотят работать;
  • другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

В современных  условиях реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда, поэтому изучение трудовых ресурсов немало важно.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым - показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20-49 лет и чем большую часть составляют мужчины. Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов.

Также различают явочный, списочный и среднесписочный состав (численность).

 Явочный состав - это фактически явившиеся на работу. В списочный состав включаются все принятые на постоянную или временную работу, кроме работников, привлеченных для работы по трудовому соглашению, по совместительству, направляемых предприятием на учебу с отрывом от производства. В связи с приемом и увольнением списочный состав на предприятии постоянно меняется.

Среднесписочный состав работников за месяц рассчитывается путем суммирования списочного состава занятых за все дни месяца и деления на число календарных дней в месяце (численность работников в выходные дни берется по предшествующему рабочему дню). Численность служащих устанавливается по нормативам типовых структур управления, учитываемым при разработке штатных расписаний.

Качественная характеристика трудовых ресурсов на предприятиях можно классифицировать по ряду признаков.

Все работники в зависимости  от степени их участия в производственной деятельности подразделяются на промышленно - производственный и не промышленный персонал.

К промышленно - производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и  вспомогательных цехов, отделов, служб, т.е. все те, кто непосредственно  связан с основной деятельностью  предприятия.

В состав непромышленного  персонала входят работники подразделений, не связанных с основной производственной деятельностью предприятия: жилищно-коммунального  хозяйства, детских, культурно - бытовых, медицинских подразделений, подсобных  сельскохозяйственных предприятий и т.п.

Промышленно - производственный персонал, в зависимости от выполняемых  в производстве функций, традиционно  делится на следующие категории: рабочие, инженерно - технические работники, служащие, младший обслуживающий  персонал, ученики и охрана.

Наиболее многочисленной категорией работников предприятия, принимающих непосредственное участие в производственном процессе, являются рабочие. Они подразделяются на производственных (основных) рабочих, которые непосредственно производят продукцию предприятия, и вспомогательных рабочих, занимающихся изготовлением продукции вспомогательного назначения (инструмент, энергия, тара и т.п.) или обслуживающих производственный процесс (наладчики, ремонтники, уборщицы, кладовщики, контролеры, транспортные рабочие и др.).

К инженерно - техническим работникам (ИТР) относятся лица, которые ведут и осуществляют на предприятии организационное, техническое и экономическое руководство и управление.

К служащим относятся  работники, выполняющие функции  делопроизводства, учета, снабжения, сбыта, технического обслуживания (чертежники, копировщики, машинистки).

Младший обслуживающий  персонал (МОП) - это лица, занимающиеся бытовым обслуживанием работающих.

К ученикам относятся  лица, проходящие обучение на предприятии.

В состав охраны включаются работники сторожевой и пожарной службы предприятия.

Информация о работе Трудовые ресурсы и фонд рабочего времени