Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение тарифной системы оплаты труда, раскрытие ее сущности, определение ее влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия, изучение опыта ее использования и раскрытия проблем ее применения.
Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы понятия оплаты труда;
определение степени влияния государственного регулирования оплаты труда в Республики Беларусь;
раскрытие понятия тарифной системы оплаты труда и рассмотрение вариантов ее совершенствования;
рассмотрение практического применения тарифной системы оплаты труда на конкретном примере.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и назначение тарифной системы…………………………………..5
1.1 Понятие оплаты труда. Государственное регулирование оплаты труда 5
1.2 Тарифная система оплаты труда 11
1.3 Напрвление развития тарифной системы оплаты труда Республики Беларусь в условиях рыночной экономики 17
2. Исследование существующей практики организации оплаты труда персонала ОДО «Чистая обувь» 22
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….22
2.2 Анализ существующих систем оплаты труда персонала предприятия….
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложения (1-4) ………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

kursovaya (БГУ).docx

— 520.95 Кб (Скачать)

При этом государственные организации  и организации с долей собственности  государства в их имуществе при  повышении тарифной ставки 1-го разряда обязаны соблюдать требования Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.02.2005 N 18/23/34 (с изменениями и дополнениями).

Нормы ст. 56 Трудового Кодека определяют только систему государственных гарантий по оплате труда работников. Одним из ее элементов является размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, устанавливаемый для работников бюджетной сферы.

Выплата заработной платы не ниже минимального ее размера, установленного законодательством, - обязанность всех нанимателей.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный  социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством (ст. 59 ТК).

Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2002 N 124-З "Об установлении и  порядке повышения размера минимальной  заработной платы" минимальная заработная плата является низшей границей оплаты труда работников за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством, обеспечивает социальную защиту работников и является обязательным для всех нанимателей.

В частности, согласно Постановлению  Совета Министров Республики Беларусь минимальная заработная плата установлена в размере 1 000 000 руб.

Таким образом, начисленная за месяц  заработная плата работнику, полностью  отработавшему за этот период норму  рабочего времени и выполнившему норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного Правительством Республики Беларусь размера минимальной заработной платы.

 

1.2 Тарифная система оплаты труда

 

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь на предприятиях может использоваться одна из следующих систем оплаты труда:

  • тарифная;
  • бестарифная.

Бестарифная система – система оплаты труда, при которой заработная плата  всех работников организации представляет собой долю работника в фонде оплаты труда всей организации или ее подразделения.

Тарифная система оплаты труда  – это совокупность нормативных  показателей, которые необходимы для  учета основных различий в оплате труда различных категорий персонала. Эти различия обусловлены как  разной квалификацией персонала, так  и сложностью выполняемых работ.

Труд работников, нанимателями которых  являются коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, оплачивается на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Порядок оплаты определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем  в зависимости от сложности, условий  труда и квалификации этих работников (п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 N 17 "О некоторых  вопросах регулирования оплаты труда  работников"). [2]

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь - это шкала  квалификационных (тарифных) разрядов, каждому из которых присвоен тарифный коэффициент, показывающий, во сколько  раз тарифные ставки второго и  последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда.

Тарифные разряды по Единой тарифной сетки установлены таким образом, чтобы дифференциация оплаты труда работников позволяла наиболее эффективным образом гарантировать справедливое вознаграждение за труд в зависимости от его сложности, ответственности, вредности и других характеристик.

Единая тарифная сетка утверждена Постановлением Министерства труда  Республики Беларусь от 23.03.2001 N 21 "Об утверждении Единой тарифной сетки  работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление  Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета". Она состоит из 27 разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,84. [ 4]

Тарификация, то есть отнесение выполняемых  работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, осуществляются в соответствии с  Единым квалификационным справочником должностей служащих и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.

Порядок тарификации определяется коллективным договором (соглашением) или, при отсутствии профсоюза, нанимателем  единолично.

Тарифный разряд устанавливается  рабочему (служащему) в зависимости  от уровня квалификации, теоретических  и практических знаний, степени сложности  выполняемых им работ (обязанностей), а также ответственности. Эти  требования заложены в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, предусмотренных  соответствующими квалификационными  справочниками.

Распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам Единой тарифной сетки применяется для определения тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов по профессиям рабочих, должностям руководителей, специалистов и других служащих согласно действующему законодательству.

Рабочие по разрядам Единой тарифной сетки распределяются с 1-го по 8-й разряд включительно, служащие - с 5-го по 27-й разряд включительно (Прил. 1).

При этом служащие разделены на 4 группы по принципу общности трудовых функций

- руководители организаций и  их структурных подразделений  - с 12-го по 27-й разряд включительно (Прил.2);

- руководители подразделений административно-хозяйственного  обслуживания - с 7-го по 9-й разряд  включительно;

- специалисты - с 7-го по 18-й разряд включительно;

- другие служащие (технические  исполнители), занятые подготовкой  и оформлением документов, учетом  и контролем их исполнение, - с 5-го по 7-й разряд включительно.

Как упоминалось, тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз  тарифные ставки второго и последующих  разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда.

Тарифные коэффициенты ЕТС по диапазонам разрядов нарастают в следующих  размерах: с 1-го по 4-й разряд - 16%; с 4-го по 6-й - 10%; с 6-го по 27-й разряд - 7%.

Для работников организаций, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, вопросы тарификации  регулирует Постановление N 6.

Основу оплаты труда работников составляют тарифные ставки (оклады). Их размер может быть определен в  коллективном договоре, соглашении, нанимателем. Размер тарифных ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из бюджета  и пользующихся государственными дотациями, определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Дополнительно заработная плата может включать надбавки, доплаты, премии.

Тарифные ставки (оклады) делятся  на часовые и месячные. Соответственно они применяются при расчете  заработной платы исходя из месячной или часовой нормы труда.

Для работников организаций, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, уровень оплаты труда  конкретных профессионально-квалификационных групп определяется по тарифной ставке 1-го разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь с участием профсоюзов, и тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Для работников иных организаций  часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады) используются для дифференциации оплаты труда работников.

Тарифные ставки (оклады) формируют  часть основной заработной платы  работников предприятия. Для работников, которым устанавливается должностной  оклад, предусмотрены повышения  тарифной части в размере 300% от величины последней. Критерии и порядок установления размеров повышений определяются нанимателем  самостоятельно и утверждаются локальными актами.

Тарифную часть заработной платы  работников возможно повысить применением  Декрета Президента Республики Беларусь от  26.07.1999 № 29, предусматриваемого повышение  тарифной ставки (оклада) до 50% в случае заключения с работником срочной  формы трудового договора (контракта).[ 2]  Постановлением Советов Министров от 09.11.1999 №1748 в целях усиления прямой зависимости заработной платы работников от конечных результатов работы того участка производства, на котором трудится конкретный работник, рекомендуется предприятиям принять меры по совершенствованию оплаты их труда: рабочих-сдельщиков - на основе введения прогрессивно возрастающих до 10 процентов расценок за увеличение производства продукции; рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10 процентов тарифной ставки присвоенного разряда; руководителей, специалистов и служащих - на основе повышения до 7 процентов должностных окладов. [3]

От размера основной части заработной платы нередко зависит размер дополнительных выплат, поскольку их размер или предельные размеры, в  рамках которых указанные выплаты  относятся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываются  при ценообразовании и налогообложении, рассчитываются пропорционально тарифной ставке (окладу). Дополнительные выплаты представляют собой выплаты стимулирующего характера (надбавки и премии), выплаты за совмещение профессии, за работу в выходные и праздничные дни, за выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника и так далее.

Все используемые предприятием выплаты  по оплате труда отражаются в Положении  об оплате труда, являющемся частью коллективного  договора, заключенном между собственником или уполномоченным им органом (лицом) с одной стороны и профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Каждое предприятие стремиться систематизировать все данные по оплате труда, определенные законодательными актами и локальными документами  предприятия. В связи с этим руководитель планово-экономических отделов разрабатывают  штатные расписания.

Штатное расписание – это перечень должностей и рабочих мест, с указанием  по ним общего числа работников, их квалификации, месячной заработной платы.

Штатное расписание - форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий  структуру предприятия, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы.

Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам: премий, компенсации и так далее.

Штатное расписание действует в  течение одного года, в него могут  вноситься изменения.

Составлению штатного расписания должна предшествовать следующая работа:

  • расчет численности работников и фонда заработной платы с учетом планируемого объема работ (услуг);
  • распределение работников по рабочим местам с учетом времени их действия в течение суток и среднемесячного количества дней;
  • определение наименования профессий рабочих и должностей служащих с учетом их расстановки по рабочим местам на основании раздела "Характеристика работ" тарифно-квалификационных справочников работ и рабочих и раздела "Должностные обязанности" квалификационных справочников должностей служащих;
  • утверждение положения (условий) по оплате труда работников организации, в котором указываются, какие формы и системы оплаты труда устанавливает наниматель, как определяются месячные тарифные ставки (оклады), какие могут применяться дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, условия их установления и размеры;
  • тарификация работ и рабочих мест, на основании которой производится отнесение их к соответствующему квалификационному разряду, классу, категории, используя соответствующие квалификационные справочники. [8, c. 14]

 

1.3 Направление развития тарифной системы оплаты труда Республики Беларусь в условиях рыночной экономики

Тарифная система оплаты труда  была разработана и принята во времена существования СССР. Введение тарифной системы в СССР было обусловлено экстремальностью экономических условий, в которых она внедрялась, и необходимостью обеспечения единства в оплате различных видов труда. В первые годы после развала СССР, когда инфляция носила галопирующий характер, тарифная система, безусловно, играла положительную роль, позволяя быстро регулировать заработную плату в зависимости от роста цен на потребительские товары. Существующая тарифная система уже не только не содействует экономическому развитию страны, но и в определенной мере сдерживает его.  [ 6, c. 36]

Информация о работе Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования