Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:58, курсовая работа
Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами.
Введение 3
1 Разработка системы обучения на предприятии 5
2 Виды, формы и методы обучения персонала 9
3 Обучение руководящего состава 15
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 25
Система обучения и повышения квалификации работников компании будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом − системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др.
Основные направления работы при организации обучения персонала показаны в приложении А.
Система обучения подразумевает использование определенных форм, видов и методов обучения. Выбор того или иного метода или формы зависит от целого ряда факторов, таких как: цели организации, кадровая политика, характеристики обучающегося персонала (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), а также от численности обучающихся и бюджета компании на повышение квалификации персонала. Графически система обучения кадров на предприятии представлена в приложении Б.
В обучении персонала различаются три вида обучения:
подготовка;
повышение квалификации;
переподготовка[3].
Профессиональная подготовка кадров осуществляется, как правило, в специальных учебных заведениях, Повышение квалификации и профессиональная переподготовка организуются компанией.
Профессиональное обучение - процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда.
Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Подготовка – обучение при введении в должность тех, кто уже работал или собирался работать по данной специальности.
Переподготовка – обучение при введении в должность тех, кто ранее работал по другой специальности.
Повышение квалификации – это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.
Различают следующие формы подготовки персонала: индивидуальная и групповая формы обучения (Приложение В).
Выбор определенной формы обучения зависит от нескольких условий:
- количество участников;
- режим обучения;
- стоимость обучения[4].
Как будет происходить обучение - на рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения, более дешевое и оперативное, облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях. Методы обучения на рабочем месте:
метод усложнения заданий;
смена рабочего места (ротация);
направленное приобретение опыта;
производственный инструктаж;
использование работников в качестве ассистентов;
метод делегирования части функций и ответственности;
подготовка в проектных группах и др.
Обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте включает инструктаж, ротацию, наставничество[5].
- инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и проводится или высококвалифицированным сотрудником, специальным инструктором, либо руководителем структурного подразделения. Основным преимуществом инструктажа является то, что данный метод обучения является недорогим и достаточно эффективным способом получения необходимых знаний и развития простых навыков, поэтому широко используется в организациях. На крупных промышленных предприятиях целесообразно проводить для вновь принятых сотрудников не только инструктаж относительно рабочего места, но и инструктаж по промышленной безопасности.
- ротация – метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых умений, навыков. Ротация широко используется в организациях, где приветствуется идея взаимозаменяемости сотрудников.
- наставничество – это форма взаимодействия более опытного сотрудника – наставника с менее опытным – обучаемым сотрудником, которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте тем, что одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника.
Основными целями наставничества являются:
- передача знаний;
- передача навыков;
- изменение поведения;
- передача элементов корпоративной культуры;
- рост и развитие потенциала наставляемого;
- эффективное использование потенциала наставника;
- улучшение коммуникации.
Обучение вне организации включает все виды обучения за пределами самой компании и строится на использовании традиционных и активных методов обучения.
Основными видами обучения вне организации являются:
- лекции;
- семинары;
- самообучение;
- деловые (ролевые) игры;
- тренинги.
Лекция – традиционная в системе образования форма обучения. Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать слушателям большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции имеют ряд особенностей. Сейчас все чаще обращаются к интерактивному общению – проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают решить практические задачи и т.д.; используется много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.
Лекции имеют ряд неоспоримых преимуществ:
- усиление доверия к преподавателю при качественном изложении материала;
- высокий объем выдачи информации в сжатый промежуток времени;
- легкость персонализации и адаптации материала.
Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Эта форма обучения может использоваться для закрепления полученных знаний и опыта, например, в ходе лекционных занятий. В большинстве случаев, когда занятия проводятся с небольшой (8 – 10 человек) аудиторией, семинары могут быть гораздо эффективнее лекционных занятий. При этом возможно использовать такую форму семинаров, когда обучающиеся предварительно получают методические материалы (теорию), изучают их, а затем обсуждают на семинаре.
Ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение ролевой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Ролевая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер.
Этот метод дает возможность обучающимся уяснить свои сильные и слабые стороны, оценить позицию и реакцию других людей, развить навыки общения и изучить новые методики.
Тренинг. Работа в тренинге проводится в основном в двух формах:
- усвоение новой информации;
- получение нового опыта.
Тренинги призваны развивать определенные управленческие и коммерческие навыки – управление исполнением, планирование, мотивирование, эффективные продажи, переговоры, презентацию. Благодаря тренингам можно повысить личную эффективность сотрудников – развить ориентацию на результат, способность управления конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство.
Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но в различных учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки. Повышению эффективности тренингов способствует применение видеоаппаратуры, что дает возможность участникам анализировать видеозапись деловых игр.
Самообучение заключается в самостоятельном изучение методических материалов и литературы. Больше всего данный метод обучения подходит для освоения обширных теоретических вопросов и концепций и, как правило, особенно широко использоваться на ранних этапах обучения. Обычно самостоятельную подготовку организуют по следующей схеме[6].
1. Обучающийся получает список вопросов для изучения и соответствующую литературу и методические материалы.
2. Для изучения отводится определенное время.
3. Результаты проверяются контрольными вопросами.
Развитие персональных компьютеров позволяет преодолеть недостатки этой формы обучения. Компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы. Правда, стоимость такой разработки стоит для организации очень и очень дорого.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять предусмотренные федеральными законами гарантии, заключать ученический договор.
Работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение с человеком, ищущим работу, а с работником своей организации — на переобучение без отрыва от работы. Договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными нормами гражданского права. Ученический договор с работником является дополнительным к действующему трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и нормами трудового права.
Организация ученичества может осуществляться на предприятии в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. В Российской Федерации начальная подготовка молодых рабочих осуществляется в системе профессионально-технического образования и включает две основные формы обучения:
= в государственных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;
= непосредственно на предприятиях и в организациях с различными формами собственности.
Потребность в обучении руководящего состава российских предприятий сегодня стала особенно острой. Руководители – это наиболее ценный ресурс любого предприятия. Если ошибку рядового работника часто можно исправить или чем-то компенсировать, то ошибки руководителей часто бывают роковыми для их организации.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность компании в первую очередь связывают с качеством управления.
Для подавляющего числа российских компаний до последнего времени было характерно явно недостаточное внимание к обучению руководителей. В 90-е годы на многих российских предприятиях руководителей не обучали вообще. Среди нынешних руководителей сегодня пугающе мало людей, получивших специальную подготовку в сфере управления. Поэтому многим руководителям часто приходится осуществлять управление не на основе знаний в сфере менеджмента, а руководствуясь преимущественно интуицией, здравым смыслом и методом проб и ошибок.
Специфика обучения руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности. Среди важнейших целей, которые призвано преследовать обучение руководителей, можно выделить следующие[7]:
1. Дать руководителям знания, необходимые для успешного решения стоящих перед ними задач (экономика, финансы, маркетинг, управление людьми и др.).
2. Обучение навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства (работа в группе, разрешение конфликтов, принятие решений и др.).
Информация о работе Совершенствование подготовки кадров на предприятии