Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование денежного обращения и типов денежных систем. Предметом исследования является денежное обращение, объектом исследования – зарубежные страны и Республика Беларусь. В процессе исследования предполагается достигнуть решения следующих задач:
охарактеризовать сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке;
исследовать понятие, виды и законы денежного обращения;
рассмотреть денежную массу как центральное понятие денежного обращения;
выявить особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теория денег и денежного обращения ……………………………………… 5
1.1. Сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке 5
1.2. Понятие, виды и законы денежного обращения ………………….. 11
1.3. Денежная масса как центральное понятие денежного обращения 17
2. Состояние и проблемы денежного обращения в зарубежных странах …... 21
2.1. Особенности денежного обращения зарубежных стран на
современном этапе ………………………………………………………. 21
2.2. Антикризисные меры центральных банков европейских стран по
регулированию денежного обращения …………………………………. 24
3. Денежное обращение в Республике Беларусь в современных условиях … 29
3.1. Оценка состояния денежного обращения в Республике Беларусь 29
3.2. Меры по стабилизации денежного обращения в Республике
Беларусь …………………………………………………………………… 33
3.3. Пути дальнейшего укрепления денежной системы и оптимизации
денежного обращения ……………………………………………………. 35
Заключение ……………………………………………………………………… 37
Список использованных источников ……………………………………

Файлы: 1 файл

денежное обращение зар опыт.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем такое  уменьшение инфляции стало создавать  трудности в использовании инструмента процентной ставки, поскольку в ряде стран они были снижены почти до нулевого уровня: в Болгарии -до 0,55%, Чехии и Словакии – до 1%.

Кроме девальвации валюты, регулирования процентных ставок, в  сфере денежно-кредитной, валютной и финансово-банковской политики в обобщенном виде можно выделить следующие меры, применяемые в странах ЦВЕ и Балтии:

  • повышение в целях укрепления доверия к банковской системе и предотвращения массового изъятия вкладов гарантии страхового возмещения по ним физических лиц, что снимает обеспокоенность клиентов по поводу сохранности сбережений, особенно в тех случаях, когда банк испытывает финансовые трудности. Так, в Чехии, Польше, Болгарии были повышены гарантии по вкладам населения до 50 тыс. евро (страхование частных вкладов - 100%); в Румынии и Латвии - до 100 тыс. евро (страхование частных вкладов - 100%); в Хорватии -до 56 тыс. евро (страхование 90% объема банковских вкладов), в Венгрии - до 65 тыс. долл. США (страхование частных вкладов - 100%);
  • внесение в механизм рефинансирования изменений, расширяющих возможности привлечения кредитными организациями кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, для создания гибкой системы рефинансирования, призванной ликвидировать короткие «провалы» ликвидности (Чехия);
  • увеличение ставки календарных страховых отчислений кредитных организаций в Фонд страхования вкладов с целью повышения уровня ответственности банков за вверенные им вклады и снижения стимулов к повышенному риску банковских операций (Чехия);
  • запрещение дочерним банкам досрочно погашать полученные от материнских кредиты и распределять дивиденды от прибыли в целях приостановления оттока наличных денег из банков страны их зарубежным «матерям» (Болгария, Румыния, Хорватия);
  • уменьшение нормативов обязательных минимальных резервов (ОМР) для того, чтобы банки могли более гибко использовать свои ликвидные средства. Так, в 2008 г. в Болгарии норма ОМР была уменьшена с 12 до 10% [];
  • выделение средств на рекапитализацию банков (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словения, Хорватия, Латвия);
  • национализация банков (Латвия);
  • использование своп-соглашения и трансфертов ЕС для обеспечения валютной ликвидности (Венгрия, Польша);
  • организация аукционов по покупке государственных ценных бумаг с целью увеличения рыночной ликвидности вторичного рынка (Венгрия);
  • предоставление банками должникам, взявшим валютный кредит, возможности понизить величину полагающихся платежей за счет пролонгации периода выплаты при преобразовании валютных кредитов в кредиты в национальной валюте. При этом комиссия за конвертацию не начисляется (Венгрия);
  • снижение процента минимального покрытия валютных обязательств банков ликвидными средствами в целях повышения ликвидности банков (Хорватия);
  • создание фонда, предназначенного для предоставления банкам государственных гарантий по их задолженности. При этом государство получает возможность влияния на банк в случае, если он по прошествии 30 дней не вернет средства, предоставленные ему из гарантийного фонда (Венгрия, Словения);
  • переориентация инвестиционных фондов на проведение консервативного курса в осуществлении капитальных вложений вплоть до оздоровления мирового финансового рынка (Хорватия);
  • ужесточение стандартов кредитования, прежде всего для заемщиков розничного сектора, вплоть до проведения «стресс-теста» для потенциальных получателей кредитов (Румыния, Чехия. Венгрия. Эстония, Польша, Латвия);
  • принятие мер по снижению рисков при ипотечном кредитовании – увеличение ставок по ипотечным кредитам, ужесточение условий предоставления ипотечных кредитов и условий их государственной поддержки (Чехия, Словакия, Словения) [19, с. 8].

Необходимо отметить, что в целях укрепления своих финансовых систем большинство стран ЦВЕ и Балтии воспользовались внешними займами от международных финансовых организаций, что увеличило их внешний долг. Так, Венгрия получила стабилизационный кредит на 20 млрд. евро от МВФ и Евросоюза, Румыния - 19,95 млрд. евро от МВФ, Евросоюза и Всемирного банка, Латвия - 7,5 млрд. евро от МВФ, Польша - 20 млрд. долл. США по гибкой линии МВФ. Болгария, Словакия, Словения воспользовались фондами Евросоюза. Чехия, Литва, Эстония и Хорватия не прибегали к долгосрочным внешним займам. Полученные внешние займы страны использовали на поддержку своих национальных валют (Венгрия, Румыния), наращивание золотовалютных резервов (Румыния, Болгария, Польша. Венгрия, Словакия), а также на обеспечение сбалансированности бюджета [19, с. 8].

Принятые государствами  ЦВЕ и Балтии меры в области  монетарной политики позволили поддержать экономику, но не решили проблем, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. Во всех странах в 2009 г. продолжились снижение совокупного спроса и спад производства. Только в Польше наблюдался экономический рост (1,2%). Аналитики объясняют это тем, что Польша, находясь в относительно небольшой зависимости от иностранных рынков (доля экспорта в ВВП - 40%), смогла компенсировать падение внешнего спроса значительным увеличением внутреннего за счет роста индексаций пенсий и социальных выплат, сокращения налогов, стимулирования индивидуального потребления.

В силу улучшения ситуации с платежным балансом центральные банки стран ЦВЕ перешли от политики девальвации национальных валют к их укреплению. Так, с 1 марта 2009 г. по 1 января 2010 г. польский злотый укрепился к доллару США на 23,3%, чешская крона - на 18,7, румынский лей - на 13,9, венгерский форинт - на 22,8%.

Принятые меры позволили  большинству этих государств поддержать ликвидность банковской системы  и сохранить ее стабильность: кредитование предприятий и населения в 2009 г. поддерживалось на уровне 2008 г., хотя темпы его роста значительно замедлились по сравнению с докризисным уровнем. Так, в Чехии прирост кредитования предприятий и населения в 2009 г. составил 1,3% к уровню 2008 г., в Хорватии - 2, Румынии – 1, Болгарии - 3,6, в Польше - 4%. Не удалось сохранить в 2009 г. кредитование предприятий и населения на уровне 2008 г. Латвии и Литве (падение на 10% к уровню 2008 г.). Такая ситуация в прибалтийских странах связана в первую очередь с тем, что в докризисные годы оно здесь росло высокими темпами за счет внешних заимствований в виде синдицированных кредитов. Прекращение их поступлений в IV квартале 2008 г. и в 2009 г. привело к резкому обвалу кредитования и снижению ликвидности банков в этих государствах.

Таким образом, наиболее острой проблемой во всех странах ЦВЕ и Балтии стало сокращение финансирования и снижение ликвидности банковской системы. Во многих из них была осуществлена масштабная девальвация национальных валют, практически во всех были приняты меры по поддержке ликвидности банковской системы, выросли внешние заимствования. В целом принятые меры позволили в 2009 г. сохранить стабильность банковской системы, поддержать уровень кредитования предприятий и населения на уровне 2008 г: Однако в рассматриваемых странах сохраняется неустойчивая экономическая ситуация, обусловленная продолжающимся падением производства, ростом внешней задолженности, сохраняющимся дефицитом текущего счета платежного баланса и бюджетным дефицитом.

 

 

3. Денежное обращение в Республике Беларусь в современных условиях

3.1. Оценка состояния денежного обращения в Республике Беларусь

 

До 2009 г. Национальный банк успешно использовал и постепенно совершенствовал механизм монетарной политики, обеспечивающий постоянное снижение уровня инфляции и необходимую стабильность обменного курса. При этом важным условием поддержания высоких темпов экономического роста в стране являлась высокая кредитная активность банковского сектора. Проведению такой политики в немалой степени способствовала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Динамику показателей широкой денежной массы в Республике Беларусь в этот период можно проследить в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Динамика показателей  широкой денежной массы в Республике Беларусь в 2006-2009 гг. [5, с. 59-61]

Показатели, млрд. руб.*

2006

2007

Темп изменения, %

2008

Темп изменения, %

2009

Темп изменения, %

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Наличные деньги  в обороте – М0

2016,4

2818,3

139,8

3323,2

117,9

3836,2

115,4

2. Переводные депозиты

2929,4

4204,9

143,5

5416,7

128,8

6882,2

127,1

- физических лиц

938,2

1313,9

140,0

1703,3

129,6

1952,0

114,6

- юридических лиц

1991,2

2891,5

145,2

3713,4

128,4

4930,2

132,8

Денежный агрегат М1

4945,8

7023,2

142,0

8739,9

124,4

10718,5

122,6

3. Срочные депозиты

3520,0

5298,1

150,5

6992,5

132,0

9117,9

130,4

- физических лиц

2721,1

4023,5

147,9

5082,4

126,3

5779,3

113,7

- юридических лиц

798,9

1274,6

159,5

1910,1

149,9

3338,5

174,8

Денежная масса в  национальном определении – М2

8465,8

12321,3

145,5

15732,5

127,7

19836,3

126,1

4. Ценные бумаги, выпущенные  банками (вне банковского оборота)  в национальной валюте

129,1

94,3

73,0

310,1

328,8

705,4

227,5

Рублевая денежная масса  М2

8594,9

12415,6

144,4

16042,6

129,2

20541,7

128,0

5. Депозиты в иностранной  валюте

3951,9

5050,9

127,8

7670,3

151,9

10204,4

133,0

5.1. Переводные депозиты

1860,2

2284,9

122,8

2874,1

125,8

3402,1

118,4

- физических лиц

113,0

150,1

132,8

141,4

94,2

130,6

92,4

- юридических лиц

1747,3

2134,9

122,2

2732,7

128,0

3271,5

119,7

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

4

5

6

7

8

5.2. Срочные депозиты

2091,7

2765,9

132,2

4796,2

173,4

6802,3

141,8

- физических лиц

1746,9

2331,3

133,4

3642,2

156,2

5400,3

148,2

- юридических лиц

344,8

434,7

126,1

1154,0

265,4

1402,0

121,5

6. Ценные бумаги, выпущенные  банками  в иностранной валюте

20,1

35,4

176,1

65,6

185,3

211,6

322,6

7. Депозиты в драгоценных  металлах

3,6

4,0

111,1

5,5

137,5

3,4

61,8

Широкая денежная масса - М3

12570,6

17505,9

139,3

23784,1

135,9

30961,1

130,2


* на 1 января.

 

Данные анализа таблицы 3.1 показывают, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошел рост наличных денег в обороте на 39,8%, однако в 2007 году благодаря проведению денежно-кредитной политики Национального банка было достигнуто снижение темпов роста наличных денег в обороте до 17,9%, в 2008 году темп прироста был снижен еще на 2% и составил 15,4%. 

Узкая денежная масса  увеличилась соответственно на 42,0% в 2006, на 24,4% в 2007 году и на 22,6% - в 2008 году. Рублевая денежная масса в целом  возросла на 44,4% в 2006 году и на 129,2% в 2007 году и составила на 01.01.2008 года 16402,6 млрд. руб., а на 01.01.2009 года – 20541,7 млрд. руб.

Однако в дальнейшем влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного  ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности  в новых экономических реалиях. Прежде всего, существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.

Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение  баланса спроса и предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.

Началось ускорение  инфляции (таблица 3.2), которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год) [10].

Таблица 3.2 Показатели динамики денежно-кредитной системы Республики Беларусь [16, с. 27]

Годы

Индекс потребительских цен, %

Индекс девальвации к доллару  США, %

Коэффициент монетизации (по М2)

Коэффициент монетизации (по М3)

Коэффициент долларизации*

Нормы процента

номинальная

реальная

1

2

3

4

5

6

7

8

1990

-

-

67,9

67,9

0

-

-

1991

247,5

98,8

47,5

47,5

0

12,0

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_043


Информация о работе Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт