Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование денежного обращения и типов денежных систем. Предметом исследования является денежное обращение, объектом исследования – зарубежные страны и Республика Беларусь. В процессе исследования предполагается достигнуть решения следующих задач:
охарактеризовать сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке;
исследовать понятие, виды и законы денежного обращения;
рассмотреть денежную массу как центральное понятие денежного обращения;
выявить особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе;
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Теория денег и денежного обращения ……………………………………… 5
1.1. Сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке 5
1.2. Понятие, виды и законы денежного обращения ………………….. 11
1.3. Денежная масса как центральное понятие денежного обращения 17
2. Состояние и проблемы денежного обращения в зарубежных странах …... 21
2.1. Особенности денежного обращения зарубежных стран на
современном этапе ………………………………………………………. 21
2.2. Антикризисные меры центральных банков европейских стран по
регулированию денежного обращения …………………………………. 24
3. Денежное обращение в Республике Беларусь в современных условиях … 29
3.1. Оценка состояния денежного обращения в Республике Беларусь 29
3.2. Меры по стабилизации денежного обращения в Республике
Беларусь …………………………………………………………………… 33
3.3. Пути дальнейшего укрепления денежной системы и оптимизации
денежного обращения ……………………………………………………. 35
Заключение ……………………………………………………………………… 37
Список использованных источников ……………………………………
Ml = М0 + средства на текущих счетах в банках и вклады до востребования; именно агрегат Ml обслуживает операции по реализации ВВП, распределению и перераспределению национального дохода;
М2 = Ml + срочные вклады физических и юридических лиц и местных органов управления, средства в ценных бумагах (кроме акций) в белорусских рублях;
«Широкие» деньги - это денежный агрегат МЗ.
МЗ = М2 + переводные и срочные депозиты, ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте.
В Российской Федерации денежная база (в широком определении) включает:
Денежный агрегат М2 в России представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
В США денежная база включает наличные деньги в обращении плюс резервы депозитных учреждений. Сумма наличных денег и банковских резервов представляет собой, несомненно, самый ликвидный показатель денежной массы [10, с. 50].
Более широкий, чем денежная база, показатель денежной массы включает в себя как наличные деньги, выпущенные Федеральной резервной системой, так и чековые депозиты (текущие счета) частных депозитных учреждений. Этот показатель денежной массы, обычно называемый денежным агрегатом Ml, включает в себя: наличные деньги, трансакционные депозиты, депозиты до востребования, другие чековые депозиты и дорожные чеки. Наиболее узкий показатель денежной массы – денежный агрегат Ml – не включает в себя так называемые «почти деньги», являющиеся чуть менее ликвидными активами по сравнению с другими компонентами этого показателя. Поскольку расходы индивида зависят от общей ликвидности имеющихся у него активов, для объяснения изменений экономической активности используется определение денег, включающее в их состав «почти деньги». ФРС называет соответствующий более широкий показатель денежной массы денежным агрегатом М2. Он равен показателю Ml плюс следующие компоненты:
Еще более широким
определением денег, официально используемым
Федеральной резервной
Федеральная резервная система использует широкий показатель ликвидности – денежный агрегат L. Агрегат L включает показатель МЗ и другие ликвидные активы, такие, как срочные займы в евродолларах резидентов США, не являющихся банками; акцептованные банком векселя (banker's acceptances); коммерческие бумаги (commercial paper); казначейские векселя и другие ликвидные казначейские ценные бумаги; сберегательные облигации США. Хотя ФРС публикует данные по денежному агрегату L, она не осуществляет контроль над его размером [10, с. 55].
Центральные банки других государств используют собственные денежные агрегаты. Французский М2 состоит из наличных денег, текущих счетов и «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», аналогичных сберегательным счетам на сберегательной книжке в США. Центральный банк Германии – Deutsche Bundesbank отслеживает динамику немецкого варианта показателя МЗ, состоящего из наличных денег, «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», срочных депозитов со сроками погашения до 4 лет и «сберегательных депозитов с установленным извещением», аналогичных сберегательным депозитам с выпиской в США. Банк Японии недавно провел тщательный анализ «расширенного» показателя денежной массы, измеренной в иенах. Этот показатель денежной массы является суммой японского варианта денежного агрегата М2 (наличные деньги плюс все депозиты – до востребования, срочные и сберегательные) и депозитных сертификатов. Наконец, Банк Англии уделяет основное внимание британскому варианту денежного агрегата МЗ, который состоит из наличных денег и всех стерлинговых депозитов [10, с. 57].
Между показателями денежной массы, принятыми в этих государствах, и денежными агрегатами М2 и МЗ, используемыми Федеральной резервной системой США, имеется четкое соответствие. В последние два десятилетия наблюдалось сближение методов, которыми центральные банки разных государств измеряют объем денежной массы в обращении.
Развитие форм денег
и денежных агрегатов подтверждает
наличие следующей причинно-
Рис. 1.6 Причинно-следственная связь, обуславливающая рост денежных агрегатов [6, с. 42]
При этом показатели денежной массы характеризуют структуру совокупного денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования. На основании их анализа государство способно ограничить влияние монетарных факторов на рост цен, стимулировать экономический рост.
2. Состояние и проблемы денежного обращения в зарубежных странах
2.1. Особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе
События, произошедшие на международных финансовых рынках в последние годы, неизбежно ставят вопросы фундаментального характера об эффективности рыночных механизмов, природе рыночного равновесия, особенностях финансового рынка и стратегии его государственного регулирования. Прежде всего, характеризуя особенности и проблемы денежного обращения зарубежных стран, следует начать с Японии, где банковский кризис произошел ее в 1990-х гг. Причем в Японии последствия “разбухания” денежно-кредитной системы до сих пор не ликвидированы. Более того, в последние годы денежная база в иенах росла довольно стремительными темпами (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Динамика денежной базы Японии [18, с. 44]
Интересно то, что избыток ликвидности и низкие процентные ставки в Японии повлияли и на ситуацию в США. Многие международные операторы финансового рынка заимствовали иены под низкие процентные ставки, конвертировали их в доллары США и вкладывали в финансовые активы США (благо, что курс иены по отношению к доллару США был достаточно стабильным, иногда даже укреплялся). Это также сыграло определенную роль в возникновении здесь “мыльных пузырей”. Ликвидировать “разбухание” денежно-кредитной системы не легче, чем преодолеть сжатие. В этой связи можно отметить, что ситуация в США пока далека от нормальной. Рост денежной базы в этой стране особенно усилился в 2008 г. (рис. 2.2). Несомненно, он носит вынужденный характер.
Рис. 2.2 Динамика денежной базы США [18, с. 44]
Начиная с осени 2008 г. резкий спад в мировом движении капитала уменьшил приток в них прямых инвестиций и кредитов. Рецессия, охватившая развитые страны Западной Европы, привела к сокращению внешнего и внутреннего совокупного спроса, что отрицательно сказалось на объемах производства и внешней торговли.
Для большинства стран с переходной экономикой в настоящее время характерны дефицит счета текущих операций платежного баланса и значительный внешний долг (таблица П.1 Приложения). Так, дефициты счета текущих операций в предкризисные годы в большинстве стран ЦВЕ и Балтии были достаточно существенными. В 2008 г. они составляли в Чешской Республике 3% ВВП, в Польше, Венгрии, Словении, Словакии, Хорватии и Эстонии - от 4 до 9, в Латвии, Литве, Румынии -10-12, в Болгарии - 25% ВВП.
До кризиса дефицит покрывался за счет положительных сальдо счета движения капиталов, которые обеспечивались главным образом притоком прямых иностранных инвестиций в эти страны. Кроме того, в последние годы наметилась тенденция привлечения банковским и частным секторами значительных зарубежных краткосрочных заимствований, что также покрывало дефицит текущего счета платежного баланса. Рост частных краткосрочных заимствований способствовал значительному увеличению внешней задолженности рассматриваемых стран. В 2008 г. валовой внешний долг в Латвии, Эстонии, Венгрии, Болгарии и Словении превысил ВВП, а в Словакии, Литве и Хорватии составлял более 50% его половины.
Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила международных инвесторов пересмотреть кредитные рейтинги ряда стран в сторону их снижения. Не обошел этот процесс и большинство стран ЦВЕ и Балтии, поскольку возникли серьезные опасения по поводу их способности рефинансировать внешние краткосрочные займы и привлечь капитал для финансирования дефицита счета текущих операций. В результате объем притока капитала в эти страны в конце 2008 г. и в 2009 г. резко сократился.
Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние и на банковскую систему центрально-европейских стран. В последние годы их банки увеличивали свой капитал за счет привлечения краткосрочных внешних займов преимущественно от западноевропейских. Проблемы стали ощущаться осенью 2008 г. Под влиянием кризиса в западноевропейских банках начался процесс массового изъятия депозитов, что заставило материнские банки пересмотреть свою политику в отношении дочерних, расположенных в странах ЦВЕ и Балтии, прекратить финансирование своих восточноевропейских филиалов, а некоторые материнские банки отозвали часть предоставленных ранее средств. В результате в банковском секторе многих стран региона начался кризис ликвидности. Особенно сильно пострадали банковские системы Венгрии, Латыш. Эстонии, Румынии. Меньше – тех стран, которые при кредитовании опирались на депозиты населения, не привлекая значительные внешние займы. Это Польша, Чехия, Словакия [19, с. 4].
Итак, государства Центральной и Восточной Европы, как и Беларусь, подверглись влиянию внешнего шока в большей степени, а самыми уязвимыми и нестабильными оказались денежные системы в странах Юго-Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария). В этой связи опыт регулирования денежного обращения именно центральноевропейских стран может быть наиболее полезен для выравнивания ситуации в денежной сфере Беларуси.
2.2. Антикризисные меры центральных банков европейских стран по регулированию денежного обращения
В сложившихся условиях центральные банки стран – европейских соседей приняли ряд мер для налаживания и стабилизации ситуации.
В целях поддержки и стимулирования экспорта товаров, а также улучшения ситуации с платежным балансом в некоторых странах ЦВЕ была осуществлена плавная девальвация своих валют. Так, с 1 августа 2008 г. по 1 марта 2009 г. польский злотый к доллару США девальвировался на 82,3%; с 1 июля 2008 г. по 1 марта 2009 г. чешская крона – на 48,8, а венгерский форинт – на 62,4; румынский лей с января 2008 г. по март 2009 г. – на 40%.
Страны, применяющие режимы фиксированных курсов (Литва, Эстония, Болгария – механизм валютного совета, Хорватия - жесткое регулирование национальной валюты к евро, Латвия – режим жесткой привязки лата к евро), отказались от девальвации национальных валют. По мнению правительств указанных государств, именно фиксированный курс национальной валюты является основой финансовой стабильности. В условиях кризиса спрос на товары падает независимо от цен на них и девальвация национальной валюты не оказывает стимулирующего воздействия на экспорт, а вызывает обострение противоречий внутри стран.
Одним из направлений антикризисных мер стало стимулирование экономической активности посредством поддержки совокупного спроса. Ряд восточноевропейских стран стал проводить более мягкую денежно-кредитную политику, используя такой инструмент, как изменение процентной ставки. Начиная с осени 2008 г. большинство государств ЦВЕ и Балтии стали последовательно снижать процентные ставки, стараясь увеличить предложение денег и стимулировать кредитование экономики. Так, с сентября 2008 г. начали снижать ставку рефинансирования центральные банки Польши, Чехии, Словакии, Литвы. В 2009 г. их примеру последовала Латвия и Болгария. Румынский центральный банк удерживал высокую основную процентную ставку на неизменном уровне до июня 2009 г., а венгерский понижал ее последовательно с интервалом в несколько недель с октября 2008 г. по январь 2009 г., затем – с июня по декабрь 2009 г. [19, с. 6]
Такое изменение процентных ставок стало возможным, поскольку во всех рассматриваемых странах в 2009 г. наметилась тенденция снижения темпов инфляции, а в отдельные месяцы отмечалась дефляция, которая во многом была обусловлена сжатием совокупного спроса и падением цен на мировых товарных рынках.