Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:02, реферат
На сегодняшний день клееная фанера (и другие виды клееных материалов из шпона) является одним из наиболее эффективных видов продукции из древесины конструкционного назначения. Мы наблюдаем некоторый спад в развитии лесопромышленного комплекса, однако фанерная промышленность показывает рост, в том числе и за счет увеличения экспорта продукции. Однако Россия существенно отставала и отстает от Североамериканских и Европейских стран по объемам ее производства и ассортименту продукции.
1.Состояние и перспективы развития фанерного производства……………….3
2.Исследование российского рынка древесных плит и фанеры……………….4
3.Фанерное производство………………………………………………………...5
4.От чего зависит цена фанеры………………………………………………....12
5.Крупнейшие фанерные предприятия в России………………………………13
6.Виды и марки фанеры…………………………………………………………19
7.Фанерное производство в России и за рубежом……………………………..21
8.Прогноз выпуска фанеры……………………………………………………...22
9.Экспорт фанеры………………………………………………………………..25
10.Прогноз уровня выпуска и экспорта фанеры……………………………….25
11.Территориальное размещение производства……………………………….28
12.Список использованной литературы………………………………………..29
Как следует из графика, предприятия девяти крупнейших регионов-производителей в 2009 году вырабатывали 1457 тыс. м3, или 69% всей российской фанеры. Иркутская область, предприятия которой вырабатывали 129 тыс. м3 фанеры, занимала седьмое место. Из 22 фанерных предприятий, вырабатывавших в 2008 году свыше 50 тыс. м3 фанеры каждое, в азиатской части России функционирует лишь одно − ООО «Илим Братск ДОК», что определяет весьма малую долю этой части России в производстве российской фанеры (рис. 2). В 1990 году удельный вес фанеры, выработанной на предприятиях в азиатской части России, в общероссийском производстве клееной фанеры достигал 18%. К 2008 году их доля снизилась весьма существенно − до 8,8%. Традиционно более 60% фанеры, выработанной в России, экспортировалось. Ближайшие соседи России в Сибири и на Дальнем Востоке − Китай, Республика Корея и Япония − сами являются крупнейшими в мире производителями клееной фанеры. Но поскольку они импортировали из России большие объемы фанерного сырья, в российской фанере эти страны не нуждались. После девальвации рубля курс доллара в России вырос в 1999 году в сравнении с 1998 годом в 2,5 раза. Средние цены на фанеру в промышленности выросли с 2242 руб. за один кубометр в январе 1998-го до 3328 руб. в январе 1999 года (то есть, в 1,5 раза), но в долларовом выражении они упали с $374 до $152 (примерно в 2,5 раза). В отрасли начался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на фанеру на внешнем рынке. Производство фанеры в стране стало расти быстрыми темпами. За девять лет, c 1999 по 2007 год, производство фанеры в России выросло в 2,5 раза, среднегодовой темп прироста составил 10,8%. Однако экспорт фанеры за этот период вырос лишь в 2 раза (табл. 2).
Внутреннее потребление фанеры в России росло значительно более высокими темпами − за девять лет оно увеличилось в 3,6 раза. В 2003 году в России из производимой внутри страны фанеры всего 10% шло в мебельную отрасль, 12% – в строительство, 4% – на тару и упаковку, 2% – в машиностроение. Остальное на экспорт. Сейчас доля фанеры, потребляемой в строительстве и прочих отраслях промышленности, значительно увеличилась. Только за 2007 год внутреннее потребление выросло почти на 30% и значительно превзошло уровень 1990 года. Фанера пользуется очень большим спросом на мировых рынках, а потребность в ней постоянно увеличивается. За последние десять лет выпуск фанеры на всех континентах вырос более чем на 11%. Ежегодно в мире изготавливается около 45 млн куб. м фанеры. Ранее одним из основных мировых поставщиков этого материала была Юго-Восточная Азия, но после ограничения вырубки лесов, введенного по настоянию ООН, в этом регионе производство фанеры пошло на спад. В результате снижения объемов производства фанеры в Юго-Восточной Азии на мировом рынке образовалась ниша, которую с успехом заняла Россия. В 1990 году Россия занимала пятое место в мире по производству клееной фанеры после США, Индонезии, Японии и Канады. А в 2008 году − шестое место в мире после Китая, США, Малайзии, Индонезии и Бразилии. В целом объем производства уступает уровню западных стран – так сложилось исторически. Для справки: в середине 80-х годов в СССР изготовляли 7,7 куб. м фанеры на 1 тыс. человек, в США этот показатель был выше в 9 раз, в Канаде – в 10, в Японии – в 7, в Финляндии – в 16. В период с 1990 по 1998 год экспорт клееной фанеры из России вырос практически в 2,3 раза, внутреннее потребление сократилось более чем в 2,8 раза. С ростом внутреннего потребления клееной фанеры в России доля ее экспорта в общероссийских объемах производства фанеры постепенно снижалась. В 1998 году удельный вес экспорта фанеры в общероссийских объемах ее производства составлял 67%, к 2006-му он снизился до 60%, а в 2007 году, когда впервые за 16 лет произошло абсолютное снижение экспорта фанеры из России, этот показатель составил лишь 54% общероссийского объема производства фанеры. Ведущим потребителем российской фанеры является Западная Европа, второй крупнейший потребитель отечественной продукции – Северная Америка, прежде всего США. В 2007 году экспорт фанеры в США снизился до 248 тыс. м3 по сравнению с 2006-м (295 тыс.м3) вследствие начавшегося спада в жилищном строительстве США. Произошло также существенное снижение экспорта фанеры в Египет: со 159 тыс. м3 в 2006 году до 96 тыс. м3 в 2007-м в связи с ростом импорта в Египет дешевой фанеры из Китая и Малайзии (в 2007 году цена российской экспортной фанеры достигала $504).Основными рынками для российской фанеры в 2009 году были рынки ряда европейских стран, Египта, США и стран СНГ. В 2008-м экспорт фанеры из России снизился по сравнению с 2007 годом на 11,8%. Доля экспорта в общих объемах производства фанеры упала до самого низкого с 1994 года уровня − 51%. В 2009 году, несмотря на углубление финансового кризиса в мире, отрасли удалось удержать объем экспорта фанеры на уровне 2008 года, но только за счет существенного снижения цен на экспортную фанеру. Удельный вес экспорта вновь вырос − до 63%.При оценке существенно выросшей в период рыночных реформ доли экспорта в производстве фанеры в России напрашивается вывод: благосостояние большинства фанерных заводов в основном зависит от экспорта фанеры, поэтому колебания цен на экспортную фанеру оказывают большое влияние на экономику предприятий (табл. 3) и на состояние отрасли в целом.
В 1999 году, в начале подъема российской экономики, рентабельность производства экспортной фанеры в сравнении с рентабельностью производства фанеры для внутреннего рынка резко выросла − до 43%. Однако постоянный рост инфляции в России содействовал сближению цен на экспортную фанеру и фанеру для внутреннего рынка, несмотря на устойчивый рост экспортных цен. К 2004 году эта разница стала минимальной, и в 2005-м эти цены сравнялись. Таким образом, возможности экономического развития, полученные отраслью в результате девальвации рубля в 1998 году, к 2005-му оказались исчерпаны. В 2007 году и в первом квартале 2008-го ситуация для российских экспортеров была крайне благоприятной из-за высоких темпов экономического роста в европейских странах. В основном это было связано с ростом жилищного строительства (пик строительства в большинстве европейских стран пришелся на 2007 год), а также с действием других факторов спроса. Потребление лесоматериалов для производства изделий из древесины и бумаги в Европе в 2007 году выросло. Европейские страны импортировали примерно 2/3 всего объема фанеры, экспортируемой в тот период из России. Благодаря этому цены на экспортную фанеру в России выросли в 2007-м по сравнению с 2006 годом на 42%. Однако в 2008 году мировой финансовый кризис разразился и в Европе. Тенденция снижения объемов экспорта клееной фанеры стала проявляться со второго квартала 2008 года и сохранилась в 2009-м. В первом квартале 2009 года экспорт фанеры из России составил 262 тыс. м3 − на 22% меньше, чем в тот же период 2008 года. В последующих кварталах года ситуация с экспортом фанеры улучшилась. Объемы экспорта в этот период выросли до 1064 тыс. м3, то есть превысили соответствующие показатели предыдущего года на 8,8%. Благодаря этому экспорт фанеры в 2009 году составил 1334 тыс. м3 против 1326 тыс. м3 в 2008-м (100,6%). Однако, чтобы не потерять объемы экспорта, российские фанерщики вынуждены были существенно снизить цены. Со второго квартала 2008 года началось снижение цен на экспортную фанеру (табл. 4).
Падение цен на российскую экспортную фанеру в 2008 году можно охарактеризовать как чрезвычайно серьезное. По уровню цен отрасль была отброшена на три года назад. Лишь с третьего квартала 2009 года, цены на российскую экспортную фанеру начали расти. Во всем мире клееная фанера широко применяется в деревянном каркасном домостроении. Однако при производстве деревянных домов за рубежом используется не березовая фанера, а фанера фк из хвойных пород древесины. В России же хвойной фанеры выпускается крайне мало − 8% от всего производимого объема, а в европейской части страны, где доля ввода жилых домов составляет 84% от общероссийского ввода жилья и вырабатывается свыше 90% фанеры от ее общероссийских объемов, и того меньше − всего 1,5%. Слабой стороной фанерного производства в России является также то, что предприятия выпускают в основном продукцию нецелевого назначения. В практике развитых стран более 60% вырабатываемой фанеры − это фанера специального и специализированного назначения, выпускаемая, как правило, в облагороженном виде. Так, известные финские компании Finnforest и Shaumann Wood успешно работают на мировом рынке, поставляя наряду со стандартной фанерой готовые к установке строительные детали − панели для наружной и внутренней отделки зданий. Такие панели поставляются с прозрачным или укрывистым лакокрасочным покрытием и могут иметь любые форматы, востребованные рынком. Другой вид продукции − панели, облицованные пластиковыми пленками и обладающие высокой износостойкостью и сопротивляемостью воздействию агрессивных сред. Они широко применяются для устройства полов автобусов, грузовиков, железнодорожных вагонов, контейнеров, для напольных покрытий и стен в судостроении, палуб судов. За рубежом фанерные предприятия выпускают также столярную плиту. Это трех- или пятислойная плита, в которой средний слой − заполнение из деревянных реек. Столярные плиты применяются при производстве недорогой домашней мебели, складских стеллажей, дверей и т. п. Облицованные шпоном ценных пород, они используются при производстве дорогостоящей мебели. В Европе в 2008 году было выработано 531 тыс. м3 столярных плит. Ведущие страны-производители: Австрия (195 тыс. м3), Германия (152 тыс. м3), Италия (65 тыс. м3) и Румыния (60 тыс. м3). Производство столярной плиты в Китае в 2008 году составляло 12,6 млн м3. Важно отметить, что у российских фанерщиков есть серьезное конкурентное преимущество перед всеми остальными мировыми игроками в этой отрасли. Россия обладает наибольшими запасами березы — высококачественного сырья для производства фанеры. Березовая фанера лучше по своим физико-механическим свойствам, чем произведенная массовым способом из других сортов древесины (тропической или хвойной, например). У нее великолепные показатели прочности. Вдобавок она легка в обработке, имеет красивую текстуру древесины, за что березовую фанеру так любит мебельная промышленность. В трудных экономических условиях главным направлением работы по предотвращению падения цен на клееную фанеру, снижения рентабельности предприятий, а также по повышению эффективности производства этого материала является снижение затрат на производство. Важнейшей статьей в себестоимости фанеры является сырье, доля которого в себестоимости достигает 40−45%. Необходимо отметить, что березовое фанерное сырье является наиболее дефицитным сортиментом в лесном комплексе, так как для производства фанеры требуется сырье относительно больших диаметров и высокого качества. Однако доступные запасы березового фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, а вот расстояние, на которое доставляется сырье (от делянки до завода), наоборот, увеличивается. При этом одним из главных факторов влияющих на рост стоимости сырья является по-прежнему низкая эффективность его добычи. Серьезным фактором роста цен на фанерное сырье стало также и то обстоятельство, что оно до середины 2007 года в значительных объемах экспортировалось за границу. Это привело к тому, что крупнейшие производители клееной фанеры в мире − Китай и Япония (соответственно 1-е и 6-е места) − почти не покупали ее в России. В 2007 году Китай импортировал из России 19,1 млн м3 хвойного круглого леса и 1,5 млн м3 березового кругляка, Япония − 5,1 млн м3 круглых хвойных лесоматериалов. Благодаря импортируемому из России хвойному кругляку Китай стал на мировом рынке ведущим экспортером хвойной фанеры. В мире наиболее востребована клееная фанера форматов 2440 х 1220 мм, 3050 х 1525 мм, 3500 х 1500 мм и некоторых других. Это так называемая большеформатная фанера. В настоящее время ее доля в мировом производстве и потреблении фанеры составляет примерно 70%. В России в основном вырабатывается фанера форматом 1525 х 1525 мм − «квадратная» (63% от всей вырабатываемой в России фанеры). Доля большеформатной фанеры выросла с 20% в общем производстве российской фанеры в 1996 году, когда ее учет начал вести Росстат, до 37% от всего объема вырабатываемой в России фанеры в 2008-м. Невысокий удельный вес большеформатной фанеры в производстве фанеры в России объясняется отсутствием отечественного оборудования для ее изготовления, импортное же оборудование весьма капиталоемкое. Ввиду экспортной ориентации фанерного производства в России доля большеформатной фанеры в ближайшие годы будет возрастать. Так например, российско-американская компания Midway United реализует проект строительства Енисейского фанерного завода с запуском линии по производству большеформатной хвойной фанеры формата 1220х2440 мм мощностью 250 тыс. кубометров в год, а Сыктывкарский фанерный завод должен через год запустить в городе Гагарине (Смоленская область) производство широкоформатной березовой фанеры мощностью 100 тыс. кубометров и т.д. В отрасли можно насчитать около десятка подобных проектов, которые реализуются в настоящее время. К 2012 году начнет функционировать основная часть строящихся сегодня фанерных и плитных заводов. Исходя из приведенных выше данных и того что 2010 год существующие фанерные заводы отработали с загрузкой в среднем по отрасли близкой к 90%, можно уверенно предположить увеличение производства в ближайшие два года более чем на 20% до 3 млн усл. м.куб. Благодаря введению с 1 июля 2007 года вывозных таможенных пошлин экспорт фанерного сырья существенно сократился, однако в 2009 году на этот процесс больше повлияла экономическая ситуация, а не таможенные пошлины. Так, например, если в четвертом квартале 2008 года в Финляндию было экспортировано 135 тыс. м3 фанерного сырья по цене $116/м3, то в четвертом квартале 2009 года, при неизмененных таможенных пошлинах, − соответственно 1,7 тыс. м3 такого сырья по цене $91/м3. Приведенные цены примерно в 1,5 раза выше тех, что платят за сырье российские фанерщики. Однако средняя цена на фанеру, экспортируемую финскими фанерщиками ($828/м3 в 2008 году), примерно в 1,5 раза выше, чем цена на экспортную российскую фанеру в тот же период. Это еще раз говорит о том, что страны куда экспортируется Российская фанера обладают главным преимуществом, а именно умением эффективно увеличивать добавленную стоимость, превращая фанерное сырье в доходные виды конечной продукции, которые востребованы на Европейском рынке. Ассортимент производимой продукции, заточенный под конечного Европейского потребителя, известные бренды и другие тонкости позволят зарабатывать на Российской фанере еще очень длительное время несмотря ни на какие заградительные пошлины. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в условиях восстановления мировой экономики ожидать падения спроса на березовую фанеру не следует, экспорт будет по-прежнему только возрастать. В перспективе для того чтобы Российские производители могли самостоятельно и успешно конкурировать на мировых рынках с такими лидерами отрасли как Finnforest и Shaumann Wood им как минимум необходим соответствующий уровень технической оснащенности, современная система управления производством, эффективные маркетинговая стратегия, высокий уровень сервиса и стабильно высокое качество. Успешную конкуренцию на мировых рынках не создать без построения высокоэффективного во всех смыслах предприятия, даже имея самую большую сырьевую базу для производства березовой фанеры в мире и низкую стоимость энергоносителей. Сейчас в отрасли скорее идет консолидация и укрупнение производственных активов и до мирового рынка нам еще надо подрасти. Текущее же развитие и инвестиции будут напрямую зависеть от коньюктуры прежде всего внешнего рынка как основного потребителя производимой продукции. Доля внутреннего потребления будет незначительно расти, но темпы ее роста будут напрямую зависеть от экономической ситуации в России.
Производство фанеры. Виды и марки фанеры.
Производство фанеры включает в себя заготовку древесины, включая ее термообработку и лущение шпона; обработку и прессовку шпона, нарезку листов по нужному формату. На этом производство фанеры не заканчивается. Фанерные листы подвергаются шлифовке, ламинированию, покрытию специальными веществами, обработке торцов, сортировке и упаковке.
Производство фанеры осуществляется несколькими способами, в зависимости от вида шпона:
Пиленая фанера. Для получения такой фанеры кряж распиливают на полосы, толщина которых составляет до 5мм. Такое фанерное производство предполагает большой расход древесины, поэтому в настоящее время практически не применяется.
Строганная фанера. Шпон ценных пород древесины толщиной до 3,5 мм получают путем строгания заготовки.
Лущеная фанера. С фанерного кряжа снимается тонкий слой шпона, который выравнивают в лист и склеивают. Это фанерное производство сегодня особенно популярно.
Виды и марки водостойкой фанеры:
Строго говоря, все марки фанеры имеют ту или иную степень водостойкости, а потому в рамках данного материала мы можем рассматривать их все.
Фанера ФК
Классическая влагостойкая (водостойкая) фанера. Выпускается в больших количествах, используется в мебельном производстве, отделке помещений, вагоностроении и т.п. Некоторые объемы фанеры ФК экспортируются в страны Европы, Юго-восточную Азию и США. Имеет сравнительно низкую влагостойкость.
Фанера ФСФ
Фанера повышенной влагостойкости. Используется при проведении строительных работ, для обшивки временных зданий и ограждений, изготовления тароупаковочных изделий, рекламных щитов и т.п. Используется для дальнейшего ламинирования. Ламинированная фанера ФСФ отличается высокой устойчивостью к воздействию влаги и различных химических соединений, что позволяет использовать ее в монолитном строительстве для создания опалубки.
Фанера ФКМ
Для изготовления фанеры ФКМ используют меламиноформальдегидные смолы – продукт поликонденсации меламина и формальдегида. В России выпускается Жешартским фанерным комбинатом в небольших количествах. ГОСТа не существует, выпускается на основе ТУ. Практически все производимые объемы экспортируются. Отличается высокой водостойкостью в сочетании с экологичностью, может использоваться для изготовления сувенирных изделий, мебели, предметов быта и т.п.
Бакелизированная фанера
Представляет собой листы березового шпона, проклеенные бакелитовыми смолами и пропитанные бакелитовым лаком Бакелиты представляют собой разновидность фенолформальдегидных смол, получаемые путем поликонденсации фенола и формальдегида в щелочной среде. Бакелизированная фанера характеризуется крайне высокой плотностью, прочностью и устойчивостью к воздействию воды и других соединений. Иногда используется для обшивки маломерных судов, однако постепенно уступает место пластмассам.
Фанерное производство в России и за рубежом.
История российской фанеры началась с конца 19 века. К 1910 году в России насчитывалось 39 заводов, производящих фанеру. Этот материал использовали в самолето- и ракетостроении, оружейном деле, машиностроении. Также из фанеры выпускали музыкальные инструменты и мебель.
Постепенно число заводов, масштабы производства, а также качество продукции увеличивалось. Расширялись и сферы применения фанеры: ее стали использовать для изготовления труб, предназначенных для перекачки нефти и вентиляции шахт.
Волгоградский завод «Севертара» начал выпускать бочкотару из березовой фанеры. Сегодня этот завод является единственным производителем бочек из фанеры в России и СНГ.
Современное производство фанеры в России использует новейшие технологии и оборудование, что сказывается на высоком качестве фанеры. Россия занимает одно из передовых мест по производству данного материала.
Всех производителей фанеры можно разделить на иностранных производителей и российских.
Производство фанеры в России
Для России история фанерного производства началась в конце 19 века. В 1910 году в стране уже было 39 заводов, которые занимались этим вопросом. Товары этих производств использовали в самолетостроении, оружейном деле и машиностроении. Кроме того, из нее изготавливали музыкальные инструменты и различную мебель.
Производители фанеры в России совершенствовали технологию производства, наращивая обороты. Параллельно расширялось также и сферы применения фанеры.
К примеру, Волгоградский завод «Севертара» начал выпускать бочки из березовой древесины. На сегодняшний день он единственный является производителем бочкотары из этого материала.
Так как производители фанеры в России на сегодняшний день не прекращают улучшать качество продукции, это позволило им занять одну из ведущих ролей в этом производстве даже по всему миру.
Среди основных производителей фанеры в России следует выделить следующие компании
Фанера производства Свеза
Фанера производства Чудово
Фанера производства Гелиос
Фанера производства Фанком
Фанера производства Нелидово
Фанера производства Максатиха
Фанера производства Демидово
Фанера производства Мерани
Зарубежные производители
Кроме России и стран СНГ, производители фанеры есть и за рубежом. В последнее время все активнее начинают занимать рынок китайцы, которые везут к нам дешевую фанеру. Многие покупают этот вид товара, но не задумываются о том, чем обусловлена такая низкая цена.
Все дело в том, что производители фанеры из Китая, используют дешевые сорта, в основном тополь. Он имеет низкие прочностные показатели и редко выдерживает нагрузки. Кроме того, они пропитывают фанеру специальным составом, который достаточно токсичен, особенно при нагреве фанеры. Этот аспект необходимо учитывать при покупке китайской фанеры, и использовать ее очень осторожно.
Еще одним вариантом китайской фанеры являются березовые листы. Однако и в этом случае никто не может гарантировать, что внутри склеенного листа не будет несколько слоев, сделанных из тополя.
Если говорить о других поставщиках, то среди прочих можно назвать Америку и Австралию. К нам они поставляют фанеру из тех пород дерева, которые у нас не растут. Однако в этом случае цена будет достаточно высока.
Вне зависимости от того, какого вы предпочтете производителя, обязательно учитывайте тот факт, для каких целей вам понадобилась фанера. К примеру, для мелкой отделки дачного домика, который вы используете только в летний период, вам вряд ли понадобится фанера высокого качества. И наоборот, в часто посещаемых местах лучше применять фанеру высокого качества и хорошей пропитки, которая бы отвечала необходимым запросам.
Прогноз выпуска фанеры.
Развитие лесопильной промышленности России в перспективный период будут обеспечивать такие факторы, как:
Сценарии развития лесопильной отрасли в России описаны в отчете ФАО ООН «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года». В ходе исследований ФАО созданы различные варианты моделей развития отрасли на основе специально разработанной методологической базы прогнозных сценариев, принципиально отличной от официальных подходов Минпромторга и Рослесхоза.
Данная статья о перспективах производства фанеры в России основана на результатах исследований ФАО, дополнена диаграммами, выполненными издательством Lesonline, а также статданными ФСГС и ФТС РФ.
Объемы отечественного производства фанеры за 1980–2010 годы, а также прогноз на 2030 год на основании данных статистического учета Росстата приведены в Таблице 1. Следует отметить, что приведенные данные Росстата могут недоучитывать малый бизнес.
Таблица 1. Производство фанеры в РФ за 1980–2010 гг. Росстат, прогноз 2030 г. ФАО
В соответствии с прогнозным сценарием ФАО рост производства фанеры увеличится с 2,7 млн. м3 в 2010 году в 1,5–2,1 раза к 2030 году. Экспорт фанеры рассчитан с учетом ожидаемого спроса на рынках основных импортеров, включая США, Египет и страны Евросоюза. Потребности внутреннего рынка будут обеспечиваться за счет собственного производства при незначительном импорте. Спрос на фанеру к 2030 году в Российской Федерации по сравнению с 2010 годом возрастет в 2,0 раза, а на древесные плиты – в 1,6 раз. Это значительно увеличит производство и потребление большеформатной фанеры, ориентированно-стружечных плит (ОСП) и древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ). Если в настоящее время в Российской Федерации доля большеформатной фанеры незначительна, а плиты ОСП вообще не выпускаются, то в 2030 году выпуск плит МДФ увеличится в 2,2 раза, а производство плит ОСП превысит 2 млн. м3. Основными сферами потребления фанеры, плит МДФ и ОСП являются строительство, мебель, реклама, выставки, машиностроение и контейнеростроение.
Информация о работе Состояние и перспективы развития фанерного производства