Состояние и перспективы развития фанерного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:02, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день клееная фанера (и другие виды клееных материалов из шпона) является одним из наиболее эффективных видов продукции из древесины конструкционного назначения. Мы наблюдаем некоторый спад в развитии лесопромышленного комплекса, однако фанерная промышленность показывает рост, в том числе и за счет увеличения экспорта продукции. Однако Россия существенно отставала и отстает от Североамериканских и Европейских стран по объемам ее производства и ассортименту продукции.

Оглавление

1.Состояние и перспективы развития фанерного производства……………….3
2.Исследование российского рынка древесных плит и фанеры……………….4
3.Фанерное производство………………………………………………………...5
4.От чего зависит цена фанеры………………………………………………....12
5.Крупнейшие фанерные предприятия в России………………………………13
6.Виды и марки фанеры…………………………………………………………19
7.Фанерное производство в России и за рубежом……………………………..21
8.Прогноз выпуска фанеры……………………………………………………...22
9.Экспорт фанеры………………………………………………………………..25
10.Прогноз уровня выпуска и экспорта фанеры……………………………….25
11.Территориальное размещение производства……………………………….28
12.Список использованной литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Sostoyanie_i_perspektivy_razvitia_fanernogo_proi.docx

— 949.33 Кб (Скачать)

 

Министерстово по образованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.Состояние и перспективы  развития фанерного производства……………….3

2.Исследование российского  рынка древесных плит и фанеры……………….4

3.Фанерное производство………………………………………………………...5

4.От чего зависит цена  фанеры………………………………………………....12

5.Крупнейшие фанерные  предприятия в России………………………………13

6.Виды и марки фанеры…………………………………………………………19

7.Фанерное производство  в России и за рубежом……………………………..21

8.Прогноз выпуска фанеры……………………………………………………...22

9.Экспорт фанеры………………………………………………………………..25

10.Прогноз уровня выпуска  и экспорта фанеры……………………………….25

11.Территориальное размещение  производства……………………………….28

12.Список использованной  литературы………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние и перспективы развития фанерного производства.

 

На сегодняшний день клееная фанера (и другие виды клееных материалов из шпона) является одним из наиболее эффективных видов продукции из древесины конструкционного назначения. Мы наблюдаем некоторый спад в развитии лесопромышленного комплекса, однако фанерная промышленность показывает рост, в том числе и за счет увеличения экспорта продукции. Однако Россия существенно отставала и отстает от Североамериканских и Европейских стран по объемам ее производства и ассортименту продукции.

Так, в 1985-1887гг. производство фанеры в нашей стране составляло 7,7м3 на 1000 человек населения, в Соединенных Штатах Америки этот показатель равен 70м3, в Канаде – 77м3, в Японии – в 54м3, в Финляндии – в 123м3. Не соответствовало мировой практике и распределение фанеры по отраслям. В нашей стране 28% фанеры шло на изготовление мебели и только около 3% - в строительство, в США строительная фанера составляет 33% от общего выпуска.

К существенным недостаткам фанерного производства России до сего времени относились:

- выпуск фанеры, требующей  дальнейшей обработки (более 90% объема  производства).

В Финляндии более 50% выпуска – это фанера специального или специализированного назначения, выпускаемая в готовом для применения виде (облицованная различными материалами);

- устаревшее оборудование  и вследствие этого низкая  производительность труда рабочих  на фанерных заводах в России;

- недостаток заводов, производящих  химические компоненты для склеивания  и защитно-декоративной обработки  фанеры;

- большие непроизводственные  расходы и др.

В недостатки нашей фанерной промышленности можно записать и ограниченное использование разных древесных пород для производства фанеры. В России большая часть фанеры изготовлена из березового шпона.

Для повышения эффективности фанерного производства необходимо:

- существенное увеличение  объемов экспорта продукции, в  том числе и за счет изменения  налоговой политики;

- увеличение выпуска специальных  видов фанеры, таких как ламинированная  фанера для строительства, главным  образом для опалубки. Нужна фанера  фсф для контейнеростроения, транспортного машиностроения, судостроения. Перспективным является производство конструкционных материалов из шпона (LVL laminated veneer lumber);

- повышение технического  уровня производства, в том числе  развитие технологии защиты и  облагораживания фанеры;

- расширение сырьевой  базы фанерного производства  путем применения хвойных (в первую  очередь лиственницы) и мягких  лиственных пород древесины. Стоит  отметить, что хвойная фанера по некоторым параметрам превосходит березовую. Например, она легче по весу и лучше по показателям влагостойкости;

- развитие деревянного  домостроения с широким использованием  фанеры как конструкционного  и отделочного материала. Здесь  в основном используется фанера  ФСФ из-за повышенной водостойкости.

- совершенствование технологии, в том числе разработка новых  клеев, материалов защиты (огне- и биозащиты) и облагораживания;

- увеличение выпуска отечественных  карбамидных клеев, которыми склеивается фанера ФК, а так же фенолформальдегидных клеев для фанеры ФСФ;

- повышение концентрации  фанерного производства, расположенного вблизи источников сырья.

 

Исследование российского рынка древесных плит и фанеры.

 

В июле 2008 года агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка древесных плит и фанеры.

 Обладая четвертой  частью всех запасов древесины, Россия в мировом лесопромышленном  производстве занимает лишь 2,3%, а  по удельному весу в лесной  торговле только 2,8%. Всего 20% заготовленной  древесины идет на производство  продукции глубокой переработки.

  По данным экспертов, емкость отечественного рынка продукции деревообработки в настоящее время составляет порядка $ 2- 2,5 млрд. На долю пиломатериалов приходится более 50%, на фанеру – около 40% и около 10% - на плиты ДВП, ДСП и МДФ. По оценкам специалистов агентства DISCOVERY Research Group, дальнейший рост рынка древесных плит и фанеры связан, в первую очередь, с увеличением объемов строительства, ремонтных и отделочных работ.

 По данным ФСГС РФ, индекс производства по обработке  древесины и производству изделий  из дерева в 2007 году составил 106,2% относительно 2006 года. В деревообрабатывающей  промышленности опережающими темпами  развивался выпуск древесностружечных  плит, и в меньшей степени фанеры  и пиломатериалов. Развитие домостроения  на базе деревянных конструкций, ожидающееся в ближайшие 2-3 года, станет дополнительным стимулом  развития производства в этой  отрасли. Основным фактором развития  целлюлозно-бумажной промышленности  в последние годы стало расширение  производства картона, обусловленное  бурным ростом спроса на упаковку. Проблемы развития российской  деревообрабатывающей промышленности  связаны, главным образом, с низкой  эффективностью производства, недостатком  инвестиций, значительными объемами  нелегальных вырубок.

   Лесопромышленный комплекс России остается одним из самых фрагментированных секторов российской индустрии, и сильная фрагментированность отрасли интересна для внешних инвесторов. К «лесным» фирмам, чьи акции обращаются на фондовом рынке, относится Марийский ЦБК и Сокольский ЦБК – производство ДВП, мебельная компания «Шатура» – производство ДСП. В классическом РТС обращаются акции бумажной фабрики «Коммунар». Но главное – на рынке уже давно ожидает IPO «Илим палп»: компания занимает первое в России и шестое место в мире по объемам заготовки леса.

   Экспорт леса и пиломатериалов в 2007 году из России оценивается в 8,3 млрд. долл, из них 4 млрд долл – необработанная древесина. Из этих 4 млрд. долл  производится продукции глубокой степени переработки на 12 млрд. долл, таким образом, упущенная выгода российской экономики составила около 8 млрд. долл.

  Прогнозируемый объем годового внутреннего спроса в 2010 году на пиломатериалы превысит уровень 2001 года в 2,0–2,2 раза; на фанеру – в 1,5–1,7 раз; на древесные плиты – в 1,6–2,0 раза.

 Предполагается, что определяющей  сферой потребления в России  традиционно останутся строительный  сектор и ремонт, где будет  применяться до 75% всех произведенных  пиломатериалов, до 35% фанеры, а также  мебельное производство, в котором  будет использовано до 80% ДСП, до 35% ДВП и 30% фанеры.

 

Фанерное производство.

 

Фанерное производство является одной из самых успешных подотраслей российского ЛПК. Российские предприятия контролируют внутренний рынок, экспортируют больше половины выпуска, обновляют и наращивают производственные мощности. Еще 2-3 года назад эта подотрасль выглядела оазисом на фоне остальных производств по глубокой переработке леса. Но и сейчас при огромных объемах экспорта круглого леса остается актуальным вопрос о рецепте успеха фанерной промышленности и о возможности его использования для других производств.

 Как практически все  продукты ЛПК, фанера является  зрелым товаром. В промышленных  масштабах плита, склеенная из  тонких листов древесины, производится  уже более полутора веков. К  счастью для продукта, на протяжении  этих полутора веков регулярно  обнаруживаются новые способы  применения и рынки, на которых  фанера является оптимальным  материалом. Последние полвека мировое  производство фанеры возрастало  с темпами, сопоставимыми с темпами  экономического роста и даже  опережающими их.

Особенно быстрый рост производства и потребления фанеры в мире пришелся на 60-е годы 20-го века. СССР не являлся исключением – основные мощности в нашей стране были введены примерно в это же время. Однако после взлета производства до уровня около 2 млн. кубометров материала в год, уже в начале 70-х наступило затишье – только к середине 80-х годов уровень производства в стране достиг максимума, составлявшего к этому времени около 2,3 млн. кубометров материала в год. К слову, к тому времени фанерная промышленность была частично ориентирована на экспорт – за рубеж поставлялось около 20-25% производимого в стране материала.

 Кризис, случившийся в  стране в первой половине 90-х  годов, серьезно подорвал производство  фанеры. Выпуск в России сократился  наполовину. В этих условиях выживание  и дальнейшее развитие отрасли  стало следствием переориентации  производства на внешние рынки. Немало поспособствовало расширению  российского присутствия за рубежом  падение курса рубля в 1998 году, а также начавшиеся проблемы  с сырьем в основных странах-производителях тропической фанеры: Индонезии и Малайзии. Освободившиеся ниши с успехом заполняли отечественные производители.

 С 1998 по 2005 г. производство  росло со среднегодовым темпом  в 13%. Экспорт фанеры увеличивался  практически пропорционально объему  производства, составляя около 70% выпуска. Рост остановился в 2006 г., но не  по причине насыщения рынка, а  из-за необычно теплой зимы, помешавшей  заготовить за зиму необходимое  для производства количество  сырья. Итоги 2007 г. продемонстрировали  некоторое оживление в фанерной  промышленности, показывающей рост  производства в 6% по сравнению  с прошлым годом.

 В последние два  года определяющим фактором развития  отрасли становится внутренний  спрос. Потребление фанеры растет  намного быстрее производства  и экспорта. При этом экспорт  фанеры в 2007 г. продолжил снижаться  в абсолютном выражении. В настоящее  время объем выпуска фанеры  российскими предприятиями уже  почти в три раза превысил  докризисный уровень.

  Диаграмма 1: Динамика  производства и экспорта фанеры  в России

Основным форматом для российских фанерщиков пока остается формат 1525*1525 мм, пренебрежительно именуемый «квадратом». В 2007 г. этот формат составлял 56% в структуре выпуска и только 41% на внутреннем рынке. «Квадрат» слабо соответствует потребностям растущих отраслей российской экономики и экспортных рынков развитых стран. Поэтому быстро увеличивается доля так называемых больших форматов с длиной листа, превышающей 1525 мм. Сейчас формат 1220х2440 мм составляет 34% в структуре производства, форматы 1525х3050 мм и 1525х1830 мм – 10% и 1% соответственно.

  Большие форматы ламинированной и неламинированной фанеры рассматриваются большинством участников рынка как наиболее перспективные для производства на территории России. Быстрее всего увеличивается выпуск формата 1220х2440 мм. Объем производства за 2007 г. увеличился на 10% с 850 тыс. куб. м. в 2006 г. до 932 тыс. куб. м. в 2007 г. Выпуск формата 1525х1830 мм увеличился за год более чем на 7%.

 Также как и по  выпуску, наибольший рост объемов  потребления наблюдается у большеформатной  фанеры формата 1220х2440 мм. Объемы  потребления фанеры этого формата  увеличились практически на 30% в 2007 г. по сравнению с 2006 г. Темпы  роста объемов потребления фанеры  «квадратного» формата за 2007 г. были  более скромными – объемы потребления  увеличились на 25% за этот период.

 Средняя рентабельность  производителей большеформатной  фанеры составила 13% в 2006 г., что существенно  выше, чем рентабельность производства, у компаний, специализирующихся  на продукции «квадратного» формата (4%).

 Для успеха производителей  фанеры также очень важны наличие  достаточной ресурсной базы в  непосредственной близости от  предприятия, а также наличие  высококвалифицированных технологов. Производство фанеры является  достаточно сложным технологическим  процессом: только наладка оборудования  после запуска до выхода на  полную мощность занимает около  года. Известны случаи, когда именно  низкое качество производимой  продукции (структура выпуска по  сортам) является главной причиной  низкой рентабельности предприятия.

 Расчеты показывают, что  в ближайшие годы внутренний  рынок продолжит рост в основном  за счет стабильного спроса  со стороны строительства. К 2009 г. среднегодовые темпы роста потребления  фанеры составят около 10%, затем  темп роста должен замедлиться  и приблизиться к ВВП.

 Жилищное строительство  будет потреблять до 35% всей производимой  фанеры. Ожидается, что к 2012 г. потребление  большеформатной фанеры возрастет, достигнув отметки в 660 тыс. куб. м. в год. Доля квадратной фанеры  из года в год будет сокращаться.

Информация о работе Состояние и перспективы развития фанерного производства