Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:02, реферат
На сегодняшний день клееная фанера (и другие виды клееных материалов из шпона) является одним из наиболее эффективных видов продукции из древесины конструкционного назначения. Мы наблюдаем некоторый спад в развитии лесопромышленного комплекса, однако фанерная промышленность показывает рост, в том числе и за счет увеличения экспорта продукции. Однако Россия существенно отставала и отстает от Североамериканских и Европейских стран по объемам ее производства и ассортименту продукции.
1.Состояние и перспективы развития фанерного производства……………….3
2.Исследование российского рынка древесных плит и фанеры……………….4
3.Фанерное производство………………………………………………………...5
4.От чего зависит цена фанеры………………………………………………....12
5.Крупнейшие фанерные предприятия в России………………………………13
6.Виды и марки фанеры…………………………………………………………19
7.Фанерное производство в России и за рубежом……………………………..21
8.Прогноз выпуска фанеры……………………………………………………...22
9.Экспорт фанеры………………………………………………………………..25
10.Прогноз уровня выпуска и экспорта фанеры……………………………….25
11.Территориальное размещение производства……………………………….28
12.Список использованной литературы………………………………………..29
Диаграмма 2: Прогноз динамики потребления фанеры по видам, тыс. куб.м.
Ближайший конкурент
фанеры на рынке – плиты
ОСБ, доля рынка которых в 2006 г.
не превышает 10%. С учетом частичного
вытеснения фанеры плитами ОСБ
прогнозируется снижение
Диаграмма 3: Прогноз динамики потребления фанеры по видам c учетом замещения плитами OSB, тыс. куб.м.
Осознание инвесторами высокого потенциала рынка широкоформатной фанеры послужило причиной практически полной ориентации инвестиционных проектов на большие форматы. Так, российско-американская компания "Midway United Ltd" реализует проект по строительству Енисейского фанерного завода с запуском линии по производству большеформатной хвойной фанеры формата 1220x2440 мм мощностью 250 тыс. куб. м. в год. В планах завода запуск в 2009 г. второй очереди, предполагающей производство еще 100 тыс. куб. м. березовой фанеры и 150 тыс. куб. м. пиломатериалов. В ближайшие месяцы «Вятка-Лес-Инвест» запускает производство широкоформатной фанеры на Вятском фанерном заводе мощностью 90 тыс. куб. м. Существует и около двух десятков более мелких проектов, уже прошедших стадию проектирования.
Ввод новых мощностей
осуществляется и практически
всеми крупными игроками рыка.
Так, Сыктывкарский фанерный завод
должен к 2010 г. запустить в г. Гагарине
производство широкоформатной
Высокая инвестиционная активность предприятий неизбежно должна привести к росту выпуска продукта. Поскольку в 2008-2009 гг. начнет функционировать основная часть строящихся сегодня фанерных предприятий, а уже существующие предприятия будут работать с полной загрузкой, можно предположить, что увеличение производства составит более 30%. Особенно быстрый рост производства ожидается для большеформатной фанеры: к 2010 г. ее выпуск должен удвоиться по отношению к 2006 г.
Фанерная отрасль в России является конкурентной: в ней насчитывается более 50 производителей, ни один из которых не обладает доминирующим положением. Вместе с тем, можно выделить несколько лидеров, добившихся значительных успехов именно в последние 5-7 лет. Группа компаний «Свеза» объединяет 5 крупных фанерных завода, на которых выпускается около 23% всей российской фанеры. Сыктывкарский фанерный завод выпускает ежегодно около 180 тыс. куб. м. фанеры и планирует ввод новых мощностей. Компания United Panel Group выпускает большую часть продукции на Жешартском фанерном комбинате, и известна также как один из первых российских производителей МДФ. Наконец, ЗАО «Фанком» в 2007 г. произвел около 178 тыс. куб. м. и является одним из лидеров отрасли по рентабельности продаж и активов.
Таблица 1: Крупнейшие производители фанеры в России, 2007 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамичное развитие перечисленных компаний
стало результатом как выгодной товарной
специализацией мощностей (все они производят
широкоформатную фанеру), так и маркетинговой
стратегии. Ее ключевые элементы состояли
в развитии собственного бренда, в формировании
дилерской сети и во внедрении западных
методов производственного менеджмента.
Развитие бренда позволяет производителю устанавливать повышенные цены на товар, если его качество выше среднего. Сыктывкарский фанерный завод с 2005 г. продает свою ламинированную фанеру под маркой SyPly. Компании «Свеза» и UPG также уделяют большое внимание репутации своей торговой марки, в частности, путем размещения в СМИ рекламных и аналитических статей.
Развитие дилерских
сетей преследует в основном
те же цены, упрощая получение
наценки за бренд. Кроме того,
производители получают
Опыт показывает, что производственный менеджмент и профессионализм технологов оказываются одним из важнейших факторов успеха. В некоторый момент рост выпуска у производителей широкоформатной фанеры приблизился к нормативной производственной мощности, что сделало актуальной задачу поиска и устранения «узких мест» в производственном процессе. На всех крупнейших предприятиях были внедрены информационные системы управления производством или корпоративные информационные системы. Для постановки производства в некоторых случаях привлекались иностранные специалисты. Так, компания UPG привлекла иностранного директора по производству (Йозефа Лобовича), что позволило довести выпуск продукции до 150 тыс. куб. м. при проектной мощности в 80 тыс. куб. м. Западные методы производственного менеджмента позволили также добиться стабильно высокого качества продукции.
Успешные стратегии российских фанерных предприятий относительно прозрачны и воспроизводимы. Напротив, ресурсы, обусловившие высокую конкурентоспособность фанерной промышленности сложно приобрести другим отраслям российского ЛПК. Значительное конкурентное преимущество российские производители получили лишь вследствие того, что Россия обладает наибольшими запасами березы, являющейся высококачественным сырьем для производства фанеры. Помимо России березовую фанеру выпускают также в Финляндии, Украине, Республике Беларусь, некоторых странах Восточной Европе, но стоимость березового фанерного кряжа в России минимальна.
Вторая причина состоит
в экспортной ориентации
И только на последнем
месте можно отметить такую
причину, как государственные
Отметим, что основным полезным эффектом, на наш взгляд, была не разработка отечественного оборудования (по своим параметрам заметно уступающего лучшим импортным аналогам), но поддержание высокого уровня технологической грамотности в использовании новых зарубежных технологий и импортного оборудования. Предприятия, модернизирующие свои производственные линии и устанавливающие новые, могли достигать показателей качества продукции и производительности, сопоставимых с наиболее эффективными производителями в Финляндии. Таким образом, если рецепт успеха для перерабатывающих отраслей ЛПК и существует, то он состоит именно в грамотном использовании ресурсных преимуществ России вместе с инвестициями в адаптацию лучших технологий.
От чего зависит цена фанеры.
— от марки. Самой дешевой традиционно является фанера ФК, чуть дороже фанера ФСФ, еще дороже ламинированная фанера для опалубки. Самой дорогой традиционно является авиационная фанера, которая изготавливается из лучшего березового шпона;
— от сорта. Чем выше сорт, тем дороже фанера. Это вполне логично: для фанеры высоких сортов необходим качественный шпон без пороков, а кряжей без пороков, из которых можно изготовить такой шпон, в природе мало;
— от формата. Больше формат – выше цена;
— от толщины;
— от дополнительной обработки. Любая технологическая операция – шлифовка, ламинирование, пропитка и т.п. – повышает себестоимость производства и цену фанеры.
После девальвации российской валюты в 1998 году в стране начался экономический подъем. За период с 1999 по 2007 год производство клееной фанеры в России выросло в 2,5 раза по сравнению с 1998 годом, в основном за счет роста внутреннего потребления (табл.1).
С 1999 по 2007 год наибольший рост (в 4 раза по сравнению с 1998 годом) демонстрировал Уральский ФО, что объясняется эффектом низкой базы, так как производство фанеры в этом регионе с 1990 по 1998 год сократилось почти в 2 раза. Следует отметить, что в период экономического подъема в России было построено лишь три новых крупных предприятия: в 2000 году введен в строй ООО «Демидовский фанерный комбинат» (Владимирская область) мощностью 37 тыс. м3 клееной фанеры в год, в 2001-м − фанерный завод в ОАО «Фанплит» (Костромская область) мощностью 60 тыс. м3 в год, и в конце 2008 года введен в действие ООО «Вятский фанерный комбинат» (Кировская область) мощностью 90 тыс. м3 клееной фанеры в год. В период экономического подъема в 1999−2007 годах на большинстве крупных предприятий отрасли была проведена реконструкция (расширение) производства. Однако в результате постоянно растущего спроса на клееную фанеру на внутреннем и внешнем рынках, несмотря на расширение мощностей предприятий, уровень их использования в отрасли достиг в 2007 году 94%. Во время проведения рыночных реформ в России (1992−2007 годы) в фанерном производстве выросло число крупных предприятий. В 1990 году в России функционировало 11 крупных предприятий, каждое из которых вырабатывало более 50 тыс. м3 клееной фанеры в год. Ими было выпущено 833 тыс. м3 этой продукции, или 52,2% объема всей фанеры, выработанной в России. К 1998 году число таких предприятий сократилось до восьми, они вырабатывали 519 тыс. м3 фанеры (47,1% от общего объема в стране). В 2008 году в России 22 крупных предприятия вырабатывали 1966 тыс. м3 клееной фанеры (75,8%). В упомянутый период устойчиво росла средняя концентрация производства на крупных фанерных предприятиях. Концентрация производства на одно предприятие несколько снизилась в период застоя в экономике России и существенно выросла после 1998 года:
1990 год − 75,7 тыс. м3;
1998 год − 64,9 тыс. м3;
2008 год − 103,5 тыс. м3.
Крупнейшие фанерные предприятия России.
Крупнейшие фанерные предприятия России в 2008 году:
ОАО «Фанплит» (Костромская область) − 202,9 тыс. м3;
ООО «Сыктывкарский ФЗ» (Республика Коми) − 175,4 тыс. м3;
ООО «Пермский ФК» (Пермский край) − 159,2 тыс. м3;
ЗАО «Фанком» (Свердловская область) − 140,8 тыс. м3.
В период экономического подъема в связи с высокой эффективностью фанерного производства в отрасли стало расти количество небольших предприятий (вырабатывавших до 20 тыс. м3 фанеры в год каждое). Как правило, для производства фанеры на таких предприятиях приобреталось оборудование, бывшее в употреблении, так как современное импортное оборудование было слишком дорогим для этих производств. В 1990 году таких предприятий было 23, их доля в общероссийском производстве составляла 10,8%, и изготавливали они 173 тыс. м3 фанеры. В 2008 году таких предприятий было уже 32, однако их доля в общероссийском производстве снизилась до 7,5%, и вырабатывали они 194 тыс. м3 фанеры. В 2008 году финансовый кризис, разразившийся в мире, пришел и в Россию. В связи с этим лесопромышленный комплекс России также не обошелся без потерь. В 2008-м производство клееной фанеры сократилось по сравнению с 2007 годом на 7%. Однако особенно глубоко кризис поразил российскую фанерную промышленность в 2009 году, когда с падением объемов промышленного и жилищного строительства, а также производства мебели − основных потребителей фанеры − в России весьма существенно сократилось внутреннее потребление фанеры клееной. Поэтому производство фанеры в России по сравнению с 2008 годом сократилось на 18,7%. Ниже приводятся данные, касающиеся производства фанеры ведущими регионами-производителями в 2009 году (рис. 1)
Информация о работе Состояние и перспективы развития фанерного производства