Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенности социальных трансфертов рыночной экономики, а также проблем системы социальных трансфертов в России.

Оглавление

Введение 3
1 Система социальных трансфертов в РФ и ее актуальные проблемы 5
1.1 Правовые основы политики социальной защиты 5
1.2 Адресаты социальных трансфертов 9
1.3 Формы социальных трансфертов в РФ 13
1.4 Проблема финансирования социальных трансфертов 18
2 Сравнительный анализ основ перераспределительной политики в России, США и Германии 20
3 Реформа системы социальной защиты 26
3.1 Историческая справка по стране 26
3.2 Текущее состояние дел в данном секторе 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

к.р 1.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Третья группа - лица, пользующиеся льготами по профессиональному  признаку (сотрудники милиции, судьи, работники  аппарата судов, прокурорские работники, сотрудники налоговой полиции, должностные лица таможенных органов, а также другие работающие граждане, которым льготы по оплате жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг установлены в связи с характером их деятельности). Финансирование подобных льгот должно производиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций.

Общий объем социальных выплат представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Общий объем социальных выплат по России

№ п/п

Показатели

Годы

2007

2008

2009

А

1

2

3

1

Социальные выплаты  млрд. руб.

2477,7

3333,3

4247,7

2

из них:

     

3

Пенсии

1669,7

2282,3

2825,8

4

Пособия

639,5

830,0

1167,9

5

Стипендии

26,4

35,7

39,8

6

Удельный вес социальных выплат:

     

7

в ВВП

7,5

8,0

10,9

8

в объеме денежных доходов населения

11,6

13,2

14,9

9

изменение социальных выплат в %, к предыдущему году

-

177,9

114,1


 

По данным таблицы  видно, что социальные выплаты постоянно  растут. Так, объем выплат пенсий в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились  на 543,5 млрд. руб. Сумма пособий увеличилась с 830,0 млрд. руб. (в 2008 г.),  до 1167,9 млрд. руб. (в 2009 г.). Выплаты стипендий возросли с 35,7 млрд. руб. (в 2008 г.), до 39,8 млрд. руб. (в 2009 г.).

Категории лиц, получающие ежемесячные пособия представлены в таблице 2.

 

Таблица – 2 Численность  получателей ежемесячных денежных выплат (ЕДВ)

№ п/п

Показатели

Годы

2008

2009

2010

 

А

1

2

3

1

Всего

16840833

16767364

16693557

2

в том числе:

     

3

инвалиды войны

747131

657565

575763

4

ветераны ВОВ

343483

315277

289567

5

ветераны боевых действий

1140639

1177219

1209037


 

 

                                                                                     Продолжение таблицы 2

 

А

1

2

3

6

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненные к ним категории граждан

619889

571098

506258

7

Инвалиды

11926754

11974390

11974014

8

Дети-инвалиды

545621

538906

544821

9

Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте

   

46940

10

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан

1511500

1527359

1541910

11

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей

3263

3172

3043

12

из них члены семей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы

2475 

 

2385

2270

13

Герои Социалистического  Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

2553

2378

2204


 

Общее количество человек, получающих ежемесячные денежные выплаты, в 2010 году составило – 16693557, что меньше на 73807 человек, чем в 2009 г. Уменьшение произошло за счет значительного снижения численности таких категорий как: инвалиды войны с 657565 чел.  (в 2009 г.), до 575763 чел. (в 2010 г.); ветераны ВОВ с 315277 чел. (в 2009 г.), до 289567чел. (в 2010 г.); члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненные к ним категории граждан с 571098 чел. (в 2009 г.), до 506258 чел. (в 2010 г.). В тоже время произошло увеличение численности получателей ЕДВ по таким категориям как: ветераны боевых действий с 1177219 чел. (в 2009 г.), до 1209037 чел. (в 2010 г.); дети-инвалиды  с 538906 чел. (в 2009 г.), до 544821 чел. (в 2010 г.).

 

1.3 Формы социальных трансфертов в РФ

 

К социальным трансфертам  относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному  обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной  форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.  

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить  на несколько групп:

- обеспечение населения социально значимыми услугами;

- сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;

- смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;

- обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов. [5]

Социальные трансферты обычно привязаны к потреблению  конкретных благ, которые предоставляются  их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Эти трансферты называются льготами. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения. В настоящее время в РФ на эти цели оцениваются в 350 млрд. рублей. Большая часть этой суммы, а именно, 250 млрд. руб. расходуется по следующим конкретным направлениям:

- по Федеральному закону "О ветеранах" - 25,1% всей суммы;

- по Закону РФ " О реабилитации жертв политических репрессий" - 1,1%;

- по Указу Президента РФ " О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей..." - 0,3%;

- по Закону РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 2,7%;

- по Федеральному закону " О социальной защите инвалидов в РФ" - 19,8%;

- по Федеральному закону " О статусе военнослужащих" - 6,9%;

- по нормативным правовым актам, регулирующим льготы, пособия, компенсационные выплаты, предоставляемые на детей - 33,6%;

- по законам, регулирующим размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, безработным, беженцам и др. - 9,8%;

- по законам, регулирующим предоставление льгот судьям и работникам правоохранительных органов - 0,7%.

Наиболее обширная часть  социальных трансфертов в Российской Федерации — пенсии, пособия, стипендии.

Пенсия —  это форма  регулярных денежных выплат, предусмотренная  законодательством в случае частичной  или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде.

Динамика численности пенсионеров и среднего размера назначенных пенсий представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий  

                      по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров

№ п/п

Показатели

Годы

2008

2009

2010

 

А

1

2

3

1

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе  Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек

38598

39090

39706

2

в том числе получающие пенсии:

     

3

по старости

30153

30828

32462

4

по инвалидности

3925

3816

2703

5

по случаю потери кормильца (на каждого    нетрудоспособного  члена семьи)

1716

1523

1456

6

пострадавшие в результате радиационных и    техногенных  катастроф и члены их семей

272

275

273

7

федеральные государственные

гражданские служащие

40

43

49

8

за выслугу лет

-

-

0,0

9

летчики-испытатели

-

-

1

10

Социальные

2492

2605

2762

11

Средний размер назначенных пенсий, руб.

     

12

все пенсионеры

4546,3

6177,4

7593,9

13

из них получающие пенсии

     

14

по старости

4909,8

6630,1

8165,8

15

по инвалидности

3492,2

4785,0

5136,5

16

по случаю потери кормильца (на каждого    нетрудоспособного  члена семьи)

2762,1

3740,3

4819,1

17

пострадавшие в результате радиационных и    техногенных катастроф  и члены их семей

4339,3

 

6030,9

6855,9

18

федеральные государственные

гражданские служащие

7843,2

9565,2

10968,6

19

за выслугу лет

-

-

56574,2

 

летчики-испытатели

-

-

51017,9

20

Социальные

3007,0

4244,5

4730,5


 

Численность пенсионеров за данный период постоянно увеличиваться. В 2008 году численность составляла 38598 тыс. чел.; в 2009 году – 39090 тыс. чел.; в 2010 году – 39706 тыс. чел. Количество получателей пенсий увеличиваться за счет повышения численность человек в 2010 году, по сравнению с 2009 годом по таким категориям как: получатели пенсии по старости на  1634 тыс. чел.; получающие социальные пенсии на 157 тыс. чел.

В 2010 г. средний размер назначенных пенсий равнялся 7593,9 руб., что на 1416,5 руб. больше чем в 2009 г.

Пособие —  это форма  денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Например, на уровень жизни и  формирование доходов семей оказывают  позитивное воздействие социальные трансферты, предоставляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием  детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, потерявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий, учреждений, организаций пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% минимального размера оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

В соответствии с российским законодательством пособие по безработице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы. В первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60%, а в оставшиеся полгода — 45%. В среднем пособие по безработице составляет 20% средней заработной платы.

Стипендия —  это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных  заведений, обучающимся с отрывом  от производства.

Информация о работе Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения