Шпаргалка по "Мировому хозяйству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 13:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировое хозяйство".

Файлы: 1 файл

экзамен мирэк ответы!.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

27. Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. Страна базирования - страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.Принимающие страны - страны, в которых размещена собственность ТНК.В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации.
ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.ТНК - это не только производственные компании, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.РОЛЬ ТНК В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Если сопоставить объем зарубежного производства транснациональных корпораций с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х годов это соотношение для США, Японии и ФРГ было соответственно:4,1:1; 2,6:1; 1,5:3. Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х годов на подобную внутрифирменную торговлю приходилось от 14 до 20% экспорта США; 23-29% Японии и 24-28% экспорта ФРГ.Совокупные зарубежные инвестиции всех транснациональных корпораций в настоящее время играют все более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, более 90% прямых инвестиций за рубежом.Отраслевая структура производства транснациональных корпораций достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоёмком производстве.
Развитие ТНК в России.В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленные группы.В современных ТНК в России уже благодаря новым компьютарным технологиям превалирует сетевая организация с базами транснационального капитала и узлами управления в крупных городах различных стран. Раззвитие мировых коммуникационных сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно, взаимодополняли и стимулировали друг друга.

28. Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях
Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.
В 90-х годах в регионе действовало более 15 официальных и неофициальных организаций интеграционного типа. Главная из них - АСЕАН. Это субрегиональная организация, охватывающая зону девяти стран Юго-Восточной Азии. Одна из ее основных конкретных задач - создание к 2008 г. зоны свободной торговли в ЮВА. Учредители АСЕАН - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины.Бруней, - Вьетнам, - Лаос и Мьянма, . - Камбоджа. С 1990г. в качестве азиатской подгруппы АТЭС функционирует Восточноазиатский экономический совет (East Asian Economic Caucus), в который входят страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Тайвань и Гонконг. Кроме того, действуют Тихоокеанская конференция по торговле и экономическому развитию (PAFTAD - Conference on Pacific Trade and Economic Development), Экономический совет бассейна Тихого океана (РВЕС - Pacific Basin Economic Council), Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (РЕСС - Pacific Economic Cooperation Council). Россия является участницей двух последних организаций.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.Организ:*. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и странами бывшего СССР, 1994 г*. Соглашение об ассоциации с ЕС, 1991-1995 гг.*. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), 1960 г.*Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА*Организация Азиатско-Тихооке-анского экономичесчкого сотрудничества, АТЭС*Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, 1967 г.*Европейское экономическое сообщество, ЕЭС, 1957 г., с 1993 г. – Европейский союз, ЕС......
Этапы интеграционного процессаНа первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли.Второй этап интеграции, таможенный союзНа третьем этапе, общего рынка, — страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производстваНа четвертом, самом высоком, этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики

29.Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей — добывающей и обрабатывающей.В экономической теории среди предприятий материальной сферы выделяют предприятия по производству средств производства и производству предметов потребления.Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, другие общественные организации.Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

30Государство и экономика: мировые тенденции.

Стабильное развитие, сопровождающееся уменьшением нищеты, невозможно без выполнения пяти ключевых условий:

- соблюдение закона;

- формирование благоприятной политико-экономической среды, включающей макроэкономическую стабилизацию;

- инвестиции в трудовые ресурсы и инфраструктуру;

- защита уязвимых слоев;

- охрана окружающей среды.

Выполнение этих условий в действительности стало оправданием растущей роли государства в экономике, которое стало вторгаться буквально во все сферы хозяйственной деятельности - цены, трудовые отношения, валютно-финансовые рынки, инфраструктуру, внешнеэкономические связи, промышленность и другие отрасли материального производства, не говоря уже о естественной функции производства общественных благ в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.п.

Эффект вмешательства государства определялся, таким образом, не масштабами вмешательства, а его эффективностью. г.Извлекая уроки из многовековой истории, мы видим, что государство может улучшить результаты развития по-разному:

-  путем обеспечения макро- и микроэкономической среды, формирующей правильные стимулы для эффективной экономической деятельности;

- путем обеспечения институциональной инфраструктуры - прав собственности, мира, законности и правопорядка, а также норм, которые поощряют эффективное долгосрочное инвестирование;

- путем обеспечения элементарных основ образования, здравоохранения, инфраструктуры, необходимых для экономической деятельности, и путем защиты окружающей среды.

- Ошибочные правила в состоянии активно дестимулировать создание богатства.

- Даже если установленные правила сами по себе неплохи, они могут применяться государственными органами и их служащими пагубным образом.

- Потенциально самым серьезным источником наносимого государством вреда является неопределенность.

Формирование «хорошего» государства, т.е. государственных структур, быстро, гибко и адекватно реагирующих на потребности экономического и социального развития - жизненная необходимость. Оно может потребовать не одно десятилетие, но даже небольшие улучшения на этом пути могут существенно повышать качество жизни людей.

Что касается соотношения рыночных и государственных механизмов, то упомянем лишь самые общие тенденции, связанные с осуществлением мер по стимулированию рынков:

- либерализация экономики;

- приватизация гипертрофированного государственного сектора;

- осуществление кропотливой работы законодательного регулирования частного бизнеса;

- оптимизация налоговых систем;

- развитие конкурентных начал и ограничение естественных монополий;

- стимулирование малого бизнеса;

- регулирование банковской деятельности и предотвращение банковских кризисов;

- выработка и соблюдение валютного режима и др.

31Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей.

32Сущность и принципы внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, внешнеэкономическая политика предполагает решение важных задач по географической  сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.Внешнеэкономическая деятельность определяется, регулируется, именно с помощью внешнеэкономической политики.

Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков:чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и  её субъектами;Внешнеэкономическая политика  - составная часть внешней политики Российской Федерации. Наиболее отчётливо это взаимосвязь проявляется в сфере экономической дипломатии, которая призвана, прежде всего, служить процессу торговли, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке должно стать одной из центральных задач российской внешнеэкономической политики.

33…. Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.(азерб,армения,белорусия,казахст,киргизия,молдав,россия,таджикист,туркмения,узбек,украина,грузия)Цели организацииСНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.]Основными целями организации являются:1)сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;2)всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;3)обеспечение прав и свобод человека;4)сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;5)взаимная правовая помощь;6)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:1)обеспечение прав и основных свобод человека;2)координация внешнеполитической деятельности;3)сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;4)сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;5)охрана здоровья и окружающей среды;6)вопросы социальной и миграционной политики;7)борьба с организованной преступностью;8)сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.[

Информация о работе Шпаргалка по "Мировому хозяйству"