Шпаргалка по "Мировому хозяйству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 13:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировое хозяйство".

Файлы: 1 файл

экзамен мирэк ответы!.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

63)Этапы развития японской экономики

В своем развитии экономика страны прошла ряд этапов, отличавшихся условиями производства и глубокими сдвигами в социально-экономической структуре. Это период восстановления, период развития трудоемких и капиталоемких отраслей промышленности и период развития наукоемких отраслей.

1. После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.

Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической и политической сферах. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. В 1949 г. под действие закона о деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики.

Отказ от войны, зафиксированный в ст. 9 конституции 1947 г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими западными странами бремя военных расходов — менее 1% ВВП. Эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию.

2. Следующий этап экономического развития характеризуется усилиями по развитию трудоемких традиционных и капиталоемких отраслей. Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии, базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение и т.д. За 1953—1971 гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения (24,9 раза), нефтепродуктов и каменного угля (19,3 раза), химии (12 раз), стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капиталоемкое направление развития противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения уровня жизни. Параллельно развивались трудоемкие отрасли промышленности, такие, как хлопчатобумажная, радиотехническая, автомобильная.

Активную роль в развитии новых отраслей играло государство. Протекционизм оставался важнейшим звеном промышленной политики. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В тот период были разработаны и последовательно внедрены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Проведение этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.

В 50—60-е годы существовал достаточно сильный валютный контроль, что препятствовало оттоку частного национального капитала и проникновению иностранного капитала, в хозяйство страны.

Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран — 39% в первой половине 70-х годов. Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5—2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16—19,4% ВВП.

Повышению нормы накопления способствовало достаточно широкое использование иностранного капитала в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. Но в 1950—1960 гг. его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. За 1950—1975 гг. было привлечено почти 32 млрд долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным банком США.

Высокая норма капиталовложений отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования — его средний возраст поддерживался на уровне 5,5—6 лет (в США — 9 лет). Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность капитальных вложений.

Примерно до середины 60-х годов рост производственного аппарата обеспечивался массовым притоком рабочей силы из сельского хозяйства. Использование дешевой, но достаточно образованной рабочей силы обеспечивало выпуск конкурентоспособной продукции. В 1947 г. в стране была введена система всеобщего 9-летнего образования, а в последующие десятилетия — высшая ступень обучения. В результате был обеспечен высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки.

Хозяйственное развитие Японии в 50—60-е годы отмечалось особенностями в инновационной политике, которая основывалась на заимствовании научных достижений других стран, на создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило создать широкий набор производств как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени.

Результатом политики 50—60-х годов были самые высокие темпы прироста валового продукта — соответственно 14,9 и 11,3%. Это позволило резко усилить позиции страны в мировом производстве. В 1960 г. доля Японии достигла 3% ВМП, а к 1970 г. она уже удвоилась.

3. В 70-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы на мировых рынках создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, а начавшийся с середины 60-х годов рост реальной заработной платы начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей.

До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с дешевой рабочей силой. Действие прежних факторов, способствующих высоким темпам экономического роста, выявило структурное отставание японской промышленности, и национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям, к опережающему росту наукоемких отраслей. Поворот к новому типу воспроизводства был также связан с повышением роли услуг.

В этот период при направляющей роли государства производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, постепенно стало заменяться импортом.

Переход к новому типу воспроизводства сопровождался развитием самостоятельных научно-исследовательских работ. Значительно возросли усилия государства и компаний не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях в таких областях, как использование атомной энергии, освоение космического пространства, разработка информационных систем. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% в 1975 г. до 3,1% в 1985 г. По объему НИОКР страна сократила разрыв с США.

64) Основные направления экономической политики КНР.

Стратегические цели. Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.

1. Направления политики.  Концепция экономических преобразований КНР за два десятилетия неоднократно пересматривалась и изменялась. Первоначально, в конце 70-х годов реформы осуществлялись под лозунгом

«плановая экономика — главное, рыночное  регулирование —вспомогательное», когда основное внимание  уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен,

развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных  предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

   В период 1984—1990 гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического  товарного хозяйства.

   Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования — постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

  2. Реформирование экономики.  Задача реформирования государственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий,

которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.

   В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов, и сфера, где действует госмонополия. Акционирование на предприятиях энергетики и транспорта допускается при условии сохранения контрольного пакета акций в руках государства. Акционирование остальных предприятий осуществляется при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и

убыткам. Субъектами акционерной формы выступают государство, юридические и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении приоритета государственных интересов. К концу 1996 г. в КНР только 18% крупных и средних госпредприятий ввели акционерную систему.

   Чрезвычайно сложная и важная задача нынешнего этапа реформ в КНР состоит в разработке и осуществлении социальной политики, направленной на обеспечение интересов людей, занятых в народном хозяйстве. После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. стало очевидно, что игнорирование

социальных вопросов, возникающих в ходе проведения экономических реформ, может заметно затормозить развитие реформенного процесса и серьезно усилить социальную напряженность в обществе.

   Основное внимание в КНР уделяется проблемам трудоустройства. В ходе развития процесса акционирования, повышения эффективного производства на предприятиях образовывается большая масса трудо - избыточного населения. Один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий,

развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, в ближайшие пять лет может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Мировому хозяйству"