Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике и социологии труда".
По отношению к труду исполнителя рабочее время разделяется на время работы и время перерывов. Время работы складывается из необходимого времени, затрачиваемого на выполнение производственного задания, а также времени потерь, не обусловленных технологическим процессом и заданием, например, работы при заниженных режимных резания, обработки с большим числом проходов и др. Перерывы в работе могут быть двух видов – не зависящие от рабочего (необходимые) и зависящие от рабочего (потери).
К подготовительно-
Основное (технологическое) время То затрачивается непосредственно на изменение размеров, поверхности, формы обрабатываемой детали, механических свойств и внутренней структуры материала, обеспечение требуемого расположения и сборки отдельных элементов, изменение внешнего вида изделия и т.д. Основное время в операции может быть машинным (машинно-автоматическим) tм, машинноручным tм-р и ручным tр.
Вспомогательное время Тв затрачивается на действия, обеспечивающие выполнение элементов основной (технологической) операции. Оно может быть двух видов: периодическим, повторяющимся с каждой операцией (например, время установки и съема детали, подвода и отвода инструмента, пуска и остановки механизма) и непериодическим (например, выборочные параметры изделия, проверки технологических режимов). По условиям выполнения работ вспомогательное время может быть ручным, машинным и машинно-ручным. Время ручной вспомогательной работы часто может перекрываться машинным временем работы механизма, поэтому в норму включается лишь вспомогательное время, не перекрываемое другими приемами и действиями.
Время обслуживания рабочего места Тоб затрачивается рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной работы и рабочей смены. Оно подразделяется на время технического и организационного обслуживания рабочего места. Время технического обслуживания рабочего места Тто затрачивается на смену инструмента, регулировку и подналадку механизма в процессе работы, правку инструмента и другие подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом при выполнении заданной работы. Время организационного обслуживания рабочего места Тоо включает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).
Время перерывов, не зависящих от рабочего, Тпн состоит из технологических перерывов в ходе процесса, например незанятости токаря при машинно-автоматическом действии станка (считается необходимым временем), и организационно-технических перерывов, вызванных недостатками в обслуживании рабочего места, например ожиданием работы, инструктажа, материала. инструмента (относятся к потерям рабочего времени).
Время перерывов, зависящие от рабочего, Тпр подразделяется на сверхнормативные перерывы Тот (отдых, производственная гимнастика и личные надобности) и перерывы, допущенные рабочим вследствие нарушения трудовой дисциплины Тдр (опоздания на работу, посторонние разговоры, самовольные уходы с рабочего места и т.д.).
К ненормированному рабочему времени относится также время непроизводительной работы Тнр, обусловленное браком, выполнением непредусмотренных производственным заданием работ, мелкого текущего ремонта самим рабочим и др.
Помимо рассмотренного целевого назначения классификация затрат рабочего времени является также основой для установления структуры технически обоснованной нормы времени на операцию.
5. типы социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
Социально-трудовые отношения как система имеют две формы существования. Первая – фактические социально-трудовые отношения, а вторая – социально-трудовые правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие:
субъекты и уровни социально-трудовых отношений;
предметы социально-трудовых отношений и их структура;
принципы и типы социально-трудовых отношений.
Субъектом социально-трудовых отношений может быть индивидуум; группа индивидуумов, объединенных каким-либо системообразующим признаком, в связи с чем социально-трудовые отношения могут иметь как индивидуальную, так и коллективную форму проявления.
Субъектами социально-трудовых отношений в рыночной экономике принято считать наемного работника, предпринимателя (работодателя) и государство.
Их основные характеристики выглядят следующим образом.
Наемный работник – это гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем, руководителем предприятия или отдельным лицом. Этот договор найма может быть письменным или устным, но в любом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками.
Наемный работник как субъект
социально-трудовых отношений может
выступать как индивидуум или
как группа работников, различающиеся
по своему положению в социально-
Развитые трудовые отношения
предполагают существование институтов,
выступающих от имени работников,
защищающих их интересы. Традиционно
такими являются профессиональные союзы.
Это не исключает возможности
существования и других организационных
форм объединения наемных
Работодатель как субъект
социально-трудовых отношений согласно
международной классификации
Государство как субъект
социально-трудовых отношений несет
и выполняет функции
Субъекты социально-трудовых
отношений функционируют в
Социально-трудовые отношения могут иметь следующие уровни:
индивидуальный – взаимосвязь между работником и работником, работником и работодателем, работодателем и работодателем;
групповой – взаимосвязь между объединениями работников (профсоюзы) и объединениями работодателей;
смешанный – взаимосвязь между работником и государством, работодателем и государством.
Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними.
Предметом социально-трудовых
отношений могут выступать
В период каждого из этих
жизненных циклов человек в социально-трудовых
отношениях будет отдавать предпочтение
тем или иным целям – предметам.
Так, на первом этапе жизненного цикла
индивидуума предметом
В групповых (коллективных) социально-трудовых отношениях предметом социально-трудовых отношений может выступать как кадровая политика фирмы ( организации) в целом, так и ее отдельные элементы: аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности, оценка эффективности труда, заработная плата, нормирование труда, трудовые конфликты и их развитие, трудовая мотивация.
Все многообразие социально-экономических явлений, которые выступают в качестве предметов в социально-трудовых отношениях, образует три относительно самостоятельных предметных блока:
социально-трудовые отношения занятости;
социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;
социально-трудовые отношения,
возникающие в связи с
Данная структуризация социально-трудовых
отношений продуктивна, так как
позволяет четко определить систему
факторов, обусловливающих социально-
Характер принимаемых решений в социально-трудовых отношениях определяется базисными принципами равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений.
В зависимости от того, в какой мере и каким образом комбинируются эти принципы, исходя из положения и возможностей субъектов (исторических, экономических, социокультурных, правовых и т.д.) определяется конкретный тип социально-трудовых отношений. Выделяют следующие основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, солидарность, социальное партнерство, субсидиарность, конфликт, дискриминация и др.
Довлеющая роль государства
в социально-трудовых отношениях или
практически полная их регламентация
формирует тип социально-
Характеристика основных типов социально-трудовых отношений :
Патернализм - Жесткая регламентация
способов поведения субъектов социально-
Социальное партнерство -
Защита интересов субъектов социально-
Конкуренция - Соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере.
Солидарность - Соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере
Субсидиарность - Стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.
Дискриминация - Произвольное, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
Конфликт - Крайняя степень
выражения противоречий интересов
и целей субъектов в социально-
6.Социальная структура коллектива предприятия
Социальная структура коллектива это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.
Социальная структура
коллектива это важный параметр, влияющий
на эффективность деятельности предприятия.
Благоприятная социальная структура
способствует развитию трудовой активности,
творческой инициативы, высокой дисциплины
труда и росту его
В зависимости от наличия
тех или иных социальных групп
образуются различные социальные срезы
коллектива предприятия, а в связи
с этим выделяются следующие разновидности
социальной структуры: функционально-
Функционально производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, учеников и др. Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социологии труда"