Себестоимость продукции и методов калькуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и методов калькуляции. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции
1.2 Состав себестоимости продукции
1.3 Методы калькуляции себестоимости
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «Волжск мебель»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры себестоимости продукции предприятия
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
2.4 Анализ затрат на рубль произведенной продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Министерство труда.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих  на начало года, месяца, норм расхода  сырья, материалов и других затрат (текущих  норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям  предприятия на данном этапе его  работы. Текущие нормы затрат в  начале года, как правило, выше средних  норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость  продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные  или фактические калькуляции  составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной  продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость  продукции включают и не планируемые  непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции  осуществляют различными методами. Под  методом калькуляции понимают систему  приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной  единицы. Выбор метода калькулирования  себестоимости продукции зависит  от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования  фактической себестоимости продукции.

Различают четыре основных метода калькулирования  продукции:  простой,

нормативный, позаказный и попередельный.

Простой применяется  на предприятиях,  вырабатывающих  однородную  продукцию, не  имеющих   полуфабрикатов   и   незавершенного   производства.   В   этих предприятиях все производственные  расходы  за  отчетный  период  составляют себестоимость  всей  выработанной  продукции  (работ,  услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных  расходов на количество единиц продукции.

Нормативный применяется на предприятиях с  массовым  и  серийным  характером производства. Обязательным  условием  его  применения  является  составление нормативной  калькуляции  по  действующим  на   начало   месяца   нормам   и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений  от  этих норм  (экономии  и  перерасхода)  в  конце  месяца.  

Показной  метод  учета  применяется  на   предприятиях   индивидуального   и

мелкосерийного  производства, где  производственные  расходы  учитываются  по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая  себестоимость определяется по  окончании  выполненного  заказа.  Вся  сумма  затрат  будет составлять ее себестоимость.

Позаказной  метод учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным  работам, подрядам и заказам. Такой  метод калькуляции применяется  тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями  или, когда она изготовляется  в соответствии с техническими условиями  заказчиками. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или  ремонтные монтажные и экспериментальные  работы. При изготовлении крупных  изделий с длительным процессом  производства заказы выдают не на изделие  в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции.

Позаказная  калькуляция широко используется производителями, работающими на основе заказов в  таких сферах как печатное дело, авиационная промышленность, строительство, ремонт автомобилей, профессиональные услуги.

Попередельный метод  применяется  на  предприятиях,  где  исходное  сырье  и

материалы в  процессе производства проходят ряд этапов или  там,  где  из  одних   исходных   материалов   в   одном технологическом процессе производства  получают  различные  виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей  продукции, а затем себестоимость ее единицы.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции может  быть:

- бесполуфабрикатным  - контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в натуральных величинах и без записи на счетах.

- полуфабрикатным  - себестоимость рассчитывается  по каждой стадии производства  изделия. 

Когда на начало периода остаются запасы или незавершенное  производство, продукция, завершенная  в процессе производства складывается из различных поступлений, частью за счет частично завершенного производства прошлого периода, а частью за счет единиц нового производства, начатого в текущем периоде.

2. Анализ себестоимости продукции  ООО «Волжскмебель»

2.1 Общая характеристика предприятия

В условиях хозяйственной самостоятельности  предприятий, сложности их ориентации в рыночных условиях существенно  возрастает роль учета и анализа  как единого инструмента для  принятия различных управленческих решений. Проблема заключается в  практическом применении на предприятии  хорошо разработанных приемов и  методов экономического анализа.

Объектом  данного анализа является торговое предприятие – ООО «Волжскмебель».

Данное предприятие  расположено по адресу : 404130, Волгоградская обл.,

г. Волжский, ул. 6-ая Автодорога, 2.

ООО ТД «Челны-хлеб»  является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Основным  видом деятельности предприятия  является оптовая торговля.

Формой собственности  является частная собственность.

Руководитель  магазина - Сорокина Лариса Александровна.

Управление  деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом  минимальный размер оплаты труда, условия  труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном  законодательством РФ.

ООО "Волжскмебель" является специализированным предприятием по выпуску и реализации различной  мебели для офисов и бытовых нужд.

Предприятие производит корпусную мебель - шкафы, горки, детская мебель, журнальные столы, комоды, кровати, прихожие.

Вся продукция  фабрики сертифицирована, соответствует  требованиям ГОСТ и техническим  условиям производства.

Основной  целью предприятия является получение  прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.

По данным ООО "Волжскмебель" был проведен анализ себестоимости продукции, результаты которого предлагаем к рассмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Себестоимость отдельных видов  продукции

Себестоимость всей продукции представляет собой  слагаемое себестоимостей отдельных  видов продукции. Путем сопоставления  себестоимости единицы продукции  каждого вида выявляются направления  и темп изменения себестоимости, определяется неравномерность снижения по видам продукции.

Таблица 1. Анализ себестоимости единицы отдельных  видов продукции.

Вид продукции

Себестоимость единицы, руб.

Изменение себестоимости

Темп роста

 

2008 год

2009 год

В руб.

В %

Кухонный гарнитур 

9937

18394,2

8457

85,1

Дверная фурнитура 

51,1

91,3

40,2

78,7

Мебельная фурнитура

18,3

21,1

2,8

15,3

Мебельный замок

42,6

34,6

-8

-18,8

Офис стул 

649,8

1367,8

718

210,5

Книжная полка

59,5

113,6

54,1

90,9


 

Таким образом, повышение общей себестоимости  на ООО "Волжскмебель" вызвано  повышением себестоимостью единицы  продукции, за исключением мебельных  замков. При этом объемы производства по большинству видов продукции  снизились.

Повышение полной себестоимости единицы продукции  определенного вида было вызвано  повышением затрат по всем статьям  калькуляции.

 

 

 

 

 

2.2 Организация учета затрат себестоимости  по переменным расходам на  предприятии

Формирование  себестоимости на осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного  для отечественных предприятий. В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение  в отечественную практику система "директ-костинг". При калькулировании  себестоимости продукции по системе "директ-костинг" постоянные затраты  не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и  переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют  при расчете себестоимости продукции.

Калькуляция себестоимости по переменным расходам

Себестоимость

Затраты производства Непроизводственные расходы

Материалы Трудозатраты Накладные расходы

Пер.нак.расходы  Пост.нак.расходы

Запасы НЗП  Запасы готовой продукции Счет прибылей и убытков

Такой вариант  калькулирования без специальных  дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в  условиях изменения объема.

Проблема  учета косвенных затрат с позиций "директ-кистинг" рассматривается  следующим образом: косвенные расходы  подразделяются на общехозяйственные  расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так  и переменные. При этом бы снизилась  трудоемкость учетных работ, связанных  с расчетами по распределению  накладных расхоров. Таким образом  реализуется двухступенчатый принцип  учета маржинального дохода. Схема  двухступенчатого учета маржинального  дохода выглядит следующим образом:

Выручка от реализации 33692,2 т. руб.

Переменные  прямые производственные расходы 19691,4 т. руб.

Маржинальный  доход (сумма покрытия I) 14000,8 т. руб.

Постоянные  производственные нак. расходы подразделений 7745,3 т. руб.

Маржинальный  доход (сумма покрытия II) 6255,5 т. руб.

Пост. расходы: общехозяйственные и коммерческие 15,9+6618,2=6634,1 т. р.

Результат от реализации - 378,6 тыс. руб.

Данный учет позволяет определить, на какой ступени  выручка от реализации продукции  перестает покрывать затраты  предприятия. В данном случае, при  неполной реализации готовой продукции  выручка не покрыла постоянных расходов предприятия в целом. Так как  постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило убыток в размере 378,6 тыс. руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда  часть постоянных расходов заключена  в остатках готовой продукции  и не участвует в расчете результата от реализации, предприятие имело  прибыль от реализации в размере 328,2 тыс. руб.

Таблица 2. Отчет  о прибылях и убытках.

Наименование показателя

Учет полных затрат

Учет переменных затрат

Выручка (нетто) от реализации продукции

33692

33692

Себестоимость реализации продукции

33364

16691

Коммерческие расходы

-

16

Управленческие расходы

-

14364

Прибыль (убыток) от реализации 

328

-379


 

При использовании  метода учета переменных затрат отчет "О прибылях и убытка" не дает информации о маржинальном доходе, который является важнейшим показателем  при использовании данного метода.

Поэтому при  внедрении элементов "директ-костинг" в отечественную практику учета  затрат было бы целесообразно ввести новую форму отчета "О прибылях и убытках"

В таком отчете четко видна величина маржинального  дохода. Сумма постоянных затрат разбита  по составляющим элементам, что также  важно для анализа затрат. Помимо себестоимости реализованной продукции  здесь показана себестоимость и  готовой продукции, что устраняет  необходимость привлечения других форм отчетности для определения  величины данного показателя.

Финансовый  результат от реализации продукции  при определении полной себестоимости, рассчитанный по зарубежной методике, отличается от финансового результата, рассчитанного по отечественным  принципам. Причина заключается  в следующем. В отечественной  практике абсолютно все косвенные  расходы распределяются между видами продукции и являются составляющими  полной себестоимости продукции.

Информация о работе Себестоимость продукции и методов калькуляции