Себестоимость как показатель текущих издержек предприятия и пути её снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости продукции.
Задачи исследования данной курсовой работы:
• изучить суть понятия себестоимость продукции;
• проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
• наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Оглавление

1. Введение
1.1. Цели курсовой работы.
2. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
2.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение.
2.2.Виды себестоимости
2.3.Классификация затрат, образующая себестоимость продукции
3. Резервы снижения себестоимости – источник получения прибыли
4. Себестоимость единицы
5. Заключение
6. Список используемой литературы
7. Приложение А

Файлы: 1 файл

Экономика организац.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

2. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.

3. По изменяемости в зависимости от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4. По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

Рассмотрим на примере  ООО «Дальнегорское автотранспортное предприятие» формирование себестоимости  автотранспортных услуг по перевозке  грузов и пассажиров  и пути ее оптимизации (Приложение А).

Под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок  автомобильным транспортом. (Инструкция по составу, учету и калькулированию  затрат, включаемых в себестоимость  перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта от 29.08.1995 года).

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты  по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

- по статьям и элементам  затрат;

- по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;

- по видам оплаты  работ: грузовым автомобилям,  работающим по тарифу за 1 тонну  перевозимого груза; грузовым  автомобилям, работающим по почасовому  тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за автотонно - час; автобусам, работающим по почасовому тарифу; автобусам, работающим по тарифу за 1 пассажиро - километр, и в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах, другим видам оплаты за перевозки грузов и пассажиров.

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет  предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств.

Группировка по статьям  затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок (работ, услуг), своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса.

Группировка по элементам  затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятий материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (услуг) по транспортно-экспедиционному обеспечению.

Все затраты, образующие себестоимость перевозок автомобильным  транспортом, группируются в соответствии с их экономическим содержанием  по следующим элементам затрат:

а) затраты на оплату труда;

б) отчисления на социальные нужды;

в) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

г) амортизация основных фондов;

д) прочие затраты.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании  себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

а) Затраты, непосредственно  связанные с перевозками и  производством других работ и  услуг, в том числе:

- заработная плата  водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и  кондукторов автобусов;

- отчисления на социальные нужды;

- автомобильное топливо;

- смазочные и прочие  эксплуатационные материалы;

- износ и ремонт  автомобильной резины;

- техническое обслуживание  и эксплуатационный ремонт автомобилей;

- амортизация подвижного  состава.

б) Общехозяйственные  расходы.

Основными задачами учета  и калькулирования себестоимости  перевозок (работ, услуг) являются:

- своевременное, полное  и достоверное отражение фактических  расходов на перевозки, другие  работы и услуги, выполняемые  различными видами автомобильного  транспорта;

- выявление фактических  расходов по видам перевозок  (грузовым, пассажирским), отдельным  предприятиям (структурным единицам) и их частям (цехам, бригадам, арендным  коллективам), видам оплаты работ  (грузовым автомобилям, работающим  по тарифу за тонну перевезенного груза; автобусам, работающим по тарифу за пассажиро - километр, в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам);

- контроль за рациональным использованием трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров и выполнения работ и услуг, в том числе подсобно - вспомогательными производствами, и выявление ресурсов сокращения затрат;

- единообразное определение  состава затрат, образующих себестоимость  перевозок и других работ (услуг)  автомобильного транспорта;

- применение единых  в своей основе методов учета  и калькулирования производственных  затрат, обеспечивающих наиболее  правильное исчисление себестоимости перевозок, работ и услуг подсобно-вспомогательных производств в разрезе статей расходов и элементов затрат с применением обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в  себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени  оплаты: предварительной или последующей.

Затраты по основной эксплуатационной деятельности предприятий автомобильного транспорта распределяются по видам перевозок, работ и услуг – грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно-экспедиционным операциям, прочим видам деятельности, с выделением экспортируемых услуг, работ.

Учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой предприятием учетной политике.

Аналитический учет предусматривает  детальную характеристику эксплуатационных расходов по статьям, элементам затрат и местам их возникновения.

С этой целью по счетам затрат на перевозки, видам работ  и услуг составляются ведомости  аналитического учета, содержащие данные о расходах с указанной выше их дифференциацией.

В зависимости от порядка  отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок (работ, услуг), и распределяемые (или косвенные).

Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей  и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава) непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно - экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты (по статье "Общехозяйственные расходы") в части, приходящейся на затраты  по управлению предприятием, распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Общепроизводственные  затраты, сборы и отчисления, непроизводительные затраты (2 и 4 части статьи "Общехозяйственные расходы") распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Общая величина затрат по видам перевозок и работ определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов.

При распределении затрат по отдельным  видам грузовых перевозок (в зависимости  от применяемого вида оплаты), пассажирских перевозок (в зависимости от используемых видов подвижного состава – автобусов, маршрутных или легковых таксомоторов и видов оплаты), транспортно-экспедиционных операций (погрузочно-разгрузочных работ, складских операций, транспортно-экспедиционного обслуживания населения и т.п.) используется тот же принцип: часть затрат, по которым аналитический учет достаточно детализирован, относится на соответствующий вид перевозок или работ, другая часть затрат распределяется пропорционально суммам расходов, непосредственно отнесенных на каждый из них. При отсутствии детального учета по отдельным статьям затрат допускается распределение расходов по отдельным видам перевозок и работ пропорционально заработной плате производственных рабочих и производственного персонала.

Затраты подразделяются на прямые и  косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг по перевозке. Сюда входят оплата труда, социальные отчисления, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и т. п. Прямые расходы состоят из двух составляющих: переменные расходы, непосредственно зависящие от пробега автомобиля (расходы на топливо, смазочные материалы, шины и другие расходные материалы), и постоянные, не зависящие от общего пробега автомобиля (заработная плата, амортизационные отчисления, аренда помещений, финансовая аренда, ОСАГО).

Косвенные (накладные) расходы –  это расходы, связанные с управлением  и обслуживанием производства (оказание услуг по перевозке). Их включают в  себестоимость пропорционально  пробегу автотранспорта. Необходимо отметить следующее: если заработная плата водителей начисляется в форме фиксированного оклада – это постоянные затраты, если применяется сдельная (повременная) оплата труда – переменные.

 

3. Резервы снижения себестоимости – источник получения прибыли.

 

В настоящее время  при анализе  фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости:  повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая фактическое  снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение технического  уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется  влияние на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта. По каждому  мероприятию рассчитывается экономический  эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Э = (СС - СН) * АН,

где Э - экономия прямых текущих затрат;

СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;

АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.

Информация о работе Себестоимость как показатель текущих издержек предприятия и пути её снижения