Российский рынок туруслуг особенности (основные направления, спрос) проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:35, реферат

Краткое описание

Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов.
Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.

Файлы: 1 файл

Российский рынок тур услуг особенности.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Российский  рынок туруслуг особенности (основные направления, спрос) проблемы и перспективы.

Туристский  рынок — самостоятельная часть  более широкого понятия «рынок товаров  и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. 

Спецификой  туристского рынка является явное  преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель  доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная  продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления. 

Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и  экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные  граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие  частные туристские фирмы стали  во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял  на структуру и динамику российского  туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия  и отдых внутри страны и столь  же резко увеличился спрос на ранее  весьма немногочисленные поездки в  зарубежные центры туризма. Типичен  пример большого черноморского курорта  Сочи, санатории и дома отдыха,  которого в 1990 году посетили более 1,2 млн. человек, в 1992 году - лишь 0, 57, в 1994 году - 0,4 млн. человек. В 1995 и 1996 годах число  посетителей выросло до 0,6 миллиона человек, но дальнейшего быстрого роста  не наблюдается. Основная причина чрезвычайного  спада во внутреннем туризме - прекращение  его финансирования государством и  профсоюзами. Сократился и поток  иностранных туристов, приезжающих  в Россию. Таким образом, социально-экономические  факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному  развитию российского туризма.

Особенности потребительского спроса на туристские услуги

Универсальные статистические наблюдения содержат данные, характеризующие демографическую  ситуацию, уровень жизни населения, развитие рынков товаров и услуг, в том числе услуг туризма  и отдыха. Наибольший интерес с  точки зрения характеристики спроса на туристские услуги представляют данные об уровне и структуре денежных доходов  населения, структуре конечного  потребления домохозяйств, составе  и структуре расходов на конечное потребление, включая расходы на оплату услуг. Так, в 1999 г. в структуре  потребительских расходов домашних хозяйств расходы на покупку продуктов  питания составили 51,3%, расходы на покупку непродовольственных товаров — 30,2%, расходы на оплату услуг — 13,9%, в том числе на оплату санаторно-оздоровительных услуг — 0,5% [4]. Доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования денежных доходов составила в 2001 г. почти 75%, а в 2002 г. — 73% [11, с. 85].

Вследствие значительной социальной дифференциации российского  общества разные социальные группы по-разному  относятся к услугам туризма  и отдыха. По 10%-ным группам обследуемого населения на группу с самым низким уровнем благосостояния приходится лишь 0,3% расходов на санаторно-оздоровительные услуги, в то время как по группе населения с наивысшими доходами этот показатель равен 43,4%. Доля расходов на оздоровительный отдых превышает 10%-ный барьер лишь в 7, 8, 9 и 10-й группах, что свидетельствует о том, что туристские услуги доступны в настоящее время группам населения с доходом, выше среднего. Большая часть всех потребительских расходов на санаторно-оздоровительные услуги (91,4%) производится представителями седьмой, восьмой, девятой и десятой социальных групп, располагающих наибольшими денежными доходами [4, с.127].

В связи с  сегментацией спроса на туристские услуги и доступностью услуг для наиболее зажиточных слоев населения универсальные  статистические наблюдения не могут  в полной мере удовлетворить профессиональных организаторов туризма, которым  требуется более детальное исследование туристского спроса. Специализированные консультационные фирмы проводят целевые  исследования спроса на туристские услуги, однако их мощности позволяют получить данные только в региональном разрезе  по целевым сегментам.

По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов. Между тем, быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2004 году туристический поток из России увеличился на 16 процентов и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2005 году вырос еще на 3,5 процента до 6,8 миллиона, (см. рис. 5) За I полугодие 2006г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г.

При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего  влияния на приобретение путевок  и туров. Кроме того, увеличился интерес  зарубежных туристов к посещению  России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2006г. выросло по сравнению  с соответствующим периодом 2005 года на 10,8%.

Исследование «Российский рынок туристических услуг: розничные продажи 2011» провел доскональных анализ имеющихся в распоряжении оценок российского рынка туризма на основе данных таких агентств, как: UNWTO, WTTC, Росстат, «Туринфо», Ростуризм, МЭРТ. 
 
В результате анализа массивов данных, удалось получить динамическую оценку российского рынка туристических услуг. Итак, в 2002 году объем рынка туристических услуг России составлял только 166 млрд руб. (5,3 млрд долл.). Вплоть до 2008 года рынок уверенно рос - на 25-40% за год. В 2008 году объем рынка составил 951 млрд руб. (38,2 млрд. долл.). В 2009 году в связи с мировым финансово-экономическим кризисом наблюдался спад рынка туристических услуг на 17,8% до 782 млрд руб. (24,6 млрд долл.). 
 
Однако уже в 2010 году рынок вернулся к росту - однако уровень роста пока что ниже, чем был до кризиса и составляет 15,3%. Предполагается, что рынок туристических услуг в России восстановится от последствий кризиса уже в 2011 году, а к 2013 году его объем достигнет 1 261 млрд руб. (48,1 млрд долл.). Отметим, что такое резкое падение российского рынка туристических услуг в долларовом эквиваленте в 2009 году (на 35,7%) объясняется, в первую очередь, существенным повышением курса доллара относительно рубля в 2009 году.

Информация о работе Российский рынок туруслуг особенности (основные направления, спрос) проблемы и перспективы