Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов.
Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Российский рынок туруслуг особенности (основные направления, спрос) проблемы и перспективы.
Туристский
рынок — самостоятельная часть
более широкого понятия «рынок товаров
и услуг», где реализуются услуги
и товары для туристов.
Спецификой
туристского рынка является явное
преобладание услуг. Туристские товары
и услуги могут быть потреблены только
в том случае, если потребитель
доставлен в место их производства,
а обычные товары и услуги готовы
к потреблению тогда, когда произведенная
продукция закончит передвижение от
места производства к месту потребления.
Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Типичен пример большого черноморского курорта Сочи, санатории и дома отдыха, которого в 1990 году посетили более 1,2 млн. человек, в 1992 году - лишь 0, 57, в 1994 году - 0,4 млн. человек. В 1995 и 1996 годах число посетителей выросло до 0,6 миллиона человек, но дальнейшего быстрого роста не наблюдается. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.
Особенности потребительского спроса на туристские услуги
Универсальные
статистические наблюдения содержат данные,
характеризующие
Вследствие значительной социальной дифференциации российского общества разные социальные группы по-разному относятся к услугам туризма и отдыха. По 10%-ным группам обследуемого населения на группу с самым низким уровнем благосостояния приходится лишь 0,3% расходов на санаторно-оздоровительные услуги, в то время как по группе населения с наивысшими доходами этот показатель равен 43,4%. Доля расходов на оздоровительный отдых превышает 10%-ный барьер лишь в 7, 8, 9 и 10-й группах, что свидетельствует о том, что туристские услуги доступны в настоящее время группам населения с доходом, выше среднего. Большая часть всех потребительских расходов на санаторно-оздоровительные услуги (91,4%) производится представителями седьмой, восьмой, девятой и десятой социальных групп, располагающих наибольшими денежными доходами [4, с.127].
В связи с
сегментацией спроса на туристские услуги
и доступностью услуг для наиболее
зажиточных слоев населения универсальные
статистические наблюдения не могут
в полной мере удовлетворить профессиональных
организаторов туризма, которым
требуется более детальное
По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов. Между тем, быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2004 году туристический поток из России увеличился на 16 процентов и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2005 году вырос еще на 3,5 процента до 6,8 миллиона, (см. рис. 5) За I полугодие 2006г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г.
При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличился интерес зарубежных туристов к посещению России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2006г. выросло по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 10,8%.
Исследование «Российский рынок
туристических услуг: розничные продажи
2011» провел
доскональных анализ имеющихся в распоряжении
оценок российского рынка туризма на основе
данных таких агентств, как: UNWTO, WTTC, Росстат,
«Туринфо», Ростуризм, МЭРТ.
В результате анализа массивов данных,
удалось получить динамическую оценку
российского рынка туристических услуг.
Итак, в 2002 году объем рынка туристических
услуг России составлял только 166 млрд
руб. (5,3 млрд долл.). Вплоть до 2008 года рынок
уверенно рос - на 25-40% за год. В 2008 году
объем рынка составил 951 млрд руб. (38,2 млрд.
долл.). В 2009 году в связи с мировым финансово-экономическим
кризисом наблюдался спад рынка туристических
услуг на 17,8% до 782 млрд руб. (24,6 млрд долл.).
Однако уже в 2010 году рынок вернулся к
росту - однако уровень роста пока что
ниже, чем был до кризиса и составляет
15,3%. Предполагается, что рынок туристических
услуг в России восстановится от последствий
кризиса уже в 2011 году, а к 2013 году его объем
достигнет 1 261 млрд руб. (48,1 млрд долл.).
Отметим, что такое резкое падение российского
рынка туристических услуг в долларовом
эквиваленте в 2009 году (на 35,7%) объясняется,
в первую очередь, существенным повышением
курса доллара относительно рубля в 2009
году.