Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

К основным методам социального прогнозирования можно отнести логические методы, математические методы и методы моделирования, а так же экспертные методы; Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии, и т.
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….4
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………………………………………………….5
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………................................................9
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………........................................................................................................12
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ…………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………................16
3. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........21
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………......................................22
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования готово.docx

— 89.58 Кб (Скачать)

В 2011 году продолжается посткризисное  восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел  уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических  показателей, среди которых объем  промышленного производства, потребительские  расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные  значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в  прошлом году превысила предкризисный  уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству  секторов, уровень безработицы приблизился  к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры  на внешних рынках. Наблюдалось и  некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов  населения и усиления инфляции.

Рассмотрим влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Московской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Московской области до 2015 года».

Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2028 года  определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает  преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.

Стратегия основана на понимании  важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и  сопряженных рисков с учетом влияния  внешних факторов, в выработке  способов решений наиболее острых и  важных проблем и направлена  на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.

В Стратегии сформулирована миссия Московской области:

«Московская область – стратегический регион России с современной конкурентоспособной экономикой, функционирующей на базе высокой инновационной активности, в котором созданы идеальные условия для бизнеса, регион – комфортный  для проживания, гостеприимный для туристов и открытый для инвестора».

Программой определена  главная цель развития области:

«Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного  пространственного и социального  развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах  гражданского общества».

Комплексное управление реализацией  Программы будет обеспечено путем  осуществления плана практических мероприятий и мониторинга плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области.

Результаты социальных прогнозов  и программ могут быть выражены следующим образом:

· Сравнение показателей  отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.

· Показатели эффективности  социальной защиты, поддержки населения.

· Ожидаемые показатели.

· Варианты распределения  ресурсов, их видов, адресность.

· Оценка социальных последствий  мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями  и т.д.

· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.

· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.

· Возможные финансовые ресурсы  на решение локальных социальных проблем.

Можно сделать вывод, о  том, что состояние социальной сферы Московской области по итогам 2010 года улучшилось, по сравнению с данными на конец 2009 года. Прослеживаются небольшие, но ощутимые положительные тенденции. Увеличился уровень жизни населения, повысилась средняя заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. Уровень регистрируемой безработицы по области снизился по сравнению с предыдущим периодом.

 

 

3.Основные проблемы  и направления развития социального прогнозирования

Отсутствие документа  федерального значения, вводящего общие  положения в части социально-экономического планирования, снижает мотивацию  управленцев муниципального уровня формировать документы, определяющие стратегические направления развития муниципалитета. Отсутствие документа целеполагания затрудняет эффективное территориальное и бюджетное планирование; на практике между этими видами планирования зачастую возникают противоречия, нарушается последовательность процедур. С позиции же процесса управления определение целей и постановка задач должны быть осуществлены ранее, нежели планирование ресурсов. Мониторинг практики муниципального управления показывает, что в процессе планирования возникает много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования. В большей степени это результат недостаточной практики или пренебрежения принципами целевого управления. Многими до сих пор ставится под сомнение сама необходимость стратегического планирования, хотя факты усиления конкуренции в вопросах территориального развития очевидны.

 

3.1 Проблемы развития  социального прогнозирования в  современных условиях и пути  их решения

А что мы имеем в других видах планирования? Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и  документа, определяющего направления  региональной политики.

Анализ существующей ситуации в России показывает, что система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

В ней определены не только компоненты, но и методики расчета  многочисленных видов межбюджетных трансфертов. Тем не менее требуется совершенствование применения целевых программ в качестве инструмента планирования бюджетных расходов.

Необходима активизация  деятельности в сфере территориального планирования. Процедуры разработки документов территориального планирования весьма затратные, наиболее подготовленными  выглядят муниципалитеты, входящие в  состав субъектов Российской Федерации, предусмотревших субсидии из региональных бюджетов муниципальным образованиям на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Единая бюджетная система  России во многом упрощает бюджетное  планирование по сравнению с другими  видами планирования, так как в бюджетом и налоговом законодательстве определены нормы и механизмы взаимодействия в формате межбюджетных отношений.

 

 «Слабым звеном» по сравнению с системами федерального и регионального уровней выглядят муниципальные системы планирования. Опыт правоприменительной практики современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением являются те муниципалитеты, которые в порядке конкурсного отбора Министерства финансов РФ были включены в программу реформирования «общественных финансов» и сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли системному управлению первостепенное внимание.

В результате следует сделать  несколько выводов:

1. Координация между видами  планирования внутри систем и  взаимодействие между ними затруднены  отсутствием сформированных систем  или их несовершенством с позиции  требований современного менеджмента  и законодательных норм.

2. Результативное применение  механизмов координации и взаимодействия  зависит от установления порядка  принятия документов планирования  и соблюдения норм принятых  документов в процессе планирования.

3. Необходимы активная  позиция управленцев высшего  звена по отношению к вопросу  системности планирования и достаточный  уровень профессионализма специалистов, формирующих документы планирования.

 

 

 

 

 

3.2 Прогнозные  расчеты показателей социального  прогнозирования

Индекс развития человеческого  потенциала.

Первый этап в расчете  ИРЧП состоит в том, чтобы создать  подиндексы для каждого измерения. Чтобы преобразовать показатели в индексы со шкалой от 0 до 1. необходимо установить минимальные и максимальные значения (или целевые ориентиры). Поскольку для агрегирования  используется среднее геометрическое, максимальное значение не влияет на сравнение (в процентах) между любыми двумя  странами или периодами времени. Максимальные значения присваиваются  фактически наблюдаемым высшим значениям  страновых индикаторов во временном ряду, т. е. за период 1980–2010 гг. На сравнение будут влиять минимальные значения, поэтому используются величины, надлежащим образом задуманные как прожиточный минимум или «естественный» нуль. Таким образом, прогресс измеряется по сравнению с минимальными уровнями, которые необходимы обществу для выживания в течение определенного времени. Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении – 20 лет, для обеих переменных в сфере образования – 0 лет и для ВНД на душу населения – 163 долл. США. Минимальное значение ожидаемой продолжительности жизни основано на долговременных исторических данных, заимствованных из работ Maddison (2010) и Riley (2005). Представление о минимальном уровне образования оправдано тем, что общества могут существовать без формального образования. Базовый уровень дохода, необходимый для выживания и состовляющий 163 долл. США,- это наименьшее значение, достигнутое какой-либо страной по имеющимся историческим данным.

 

 

 

 

Таблица 3

Целевые ориентиры  для индекса развития человеческого  потенциала.2

Измерение

Наблюдаемое максимальное значение

Минимальное значение

Ожидаемая продолжительность

жизни при рождении

83,2

20,0

Средняя продолжительность

обучения

13,2

0

Ожидаемая продолжительность

обучения

20,6

0

Сводный индекс образования

0,951

0

Доход на душу населения

(по паритету  покупательной

способности –  ППС –

в долл. США)

108 211

163


 

После определения минимальных  и максимальных значений подиндексы рассчитываются следующим образом:

 

Для сферы образования  уравнение 1 применяется к обоим  субкомпонентам, в результате чего рассчитывается их среднее геометрическое, после чего уравнение 1 используется вторично. Это эквивалентно применению уравнения 1 непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов. Для расчета индекса дохода используются натуральные логарифмы от минимального и максимального значений.

Агрегирование подиндексов  для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее геометрическое трех индексов измерений:

 

 

Расчет  ИРЧП 2010 для Российской Федерации:

Таблица 4

Социально-экономические  индикаторы уровня жизни населения  РФ3

Индикатор

Значение

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (кол-во лет)

67,2

Средняя продолжительность  обучения

8,8

Ожидаемая продолжительность  обучения

14,1

ВНД на душу населения (ППС, в долларах США)

15258


 

Индекс ожидаемой продолжительности  жизни =

Индекс средней продолжительности  обучения = 0,667;

Индекс ожидаемой продолжительности  обучения =

Индекс образования =

Индекс дохода =

Индекс развития человеческого  потенциала = .

За весь период исследования показатель ИРЧП РФ (данные за 1990-2010 гг.) в среднем рос на 0,19 % в год  и смог достичь уровня 1990 г. только в 2005 г. Наибольшими темпами индекс рос во второй пятилетке двухтысячных годов, когда темпы его роста  приблизились к темпам прироста наиболее быстро развивающихся стран (за период с 2005-2010 гг. индекс РФ переместился на три  строки вверх, а среднегодовой прирост 2000-2010 гг. – 0,82 %).

С показателем ИРЧП равным 0,719 Российская Федерация в Докладе о развитие человека 2010 заняла 65 место, войдя в группу стран с высоким уровнем развития ИРЧП, и находится между Албанией сверху и Казахстаном снизу. В лидирующую пятерку по уровню развития ИРЧП попали: Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США, Ирландия с показателями равными соответственно: 0,938; 0,937; 0,907; 0,902; 0,895. 

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества