Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
К основным методам социального прогнозирования можно отнести логические методы, математические методы и методы моделирования, а так же экспертные методы; Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии, и т.
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….4
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………………………………………………….5
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………................................................9
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………........................................................................................................12
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ…………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………................16
3. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........21
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………......................................22
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………..33
2) предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;
3) своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Прогнозы социально-
Прогнозы нужны
Цели и содержание системы государственных прогнозов, общий порядок разработки указанных прогнозов и программ в РФ регламентированы федеральным закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", а так же его дополнениями.
Социальное прогнозирование осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне. На государственном уровне социальные и социально-экономические прогнозы имеет более общий характер, это прогнозы развития страны в целом, а на муниципальном уровне разрабатываются конкретные прогнозы развития муниципального образования. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития.
Анализ социально-
Для территориальных образований
стратегическое развитие заключается
в предвидении возможных
Использование инструментария
стратегического планирования как
специфического управленческого ресурса
позволяет обосновать такие территориальные
цели и механизмы их достижения,
реализация которых дает возможность
обеспечить устойчивое комплексное
социально-экономическое
2.Современное
состояние социального
Реализуемые с 2006 г. приоритетные
национальные проекты направлены на
модернизацию и повышение эффективности
отраслей социального комплекса, прежде
всего здравоохранения и
На сегодняшний день целью
социального прогнозирования
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство и повышение качества человеческого потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных вида деятельности (социальных услуг):
• здравоохранение и медицинское обслуживание населения;
• социальное обеспечение различных категорий населения, требующих заботы общества и государственной поддержки;
• образование во всех его формах;
• культура, отдых и туризм.
В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
Прогноз социально-экономического
развития на долгосрочную перспективу
разрабатывается раз в пять лет
на десятилетний период. В концепции
социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
конкретизируются варианты социально-экономического
развития Российской Федерации, определяются
возможные цели социально-экономического
развития Российской Федерации, пути и
средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического
развития и порядок разработки концепции
социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
определяются Правительством Российской
Федерации. В целях обеспечения
преемственности социально-
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.
Прогнозы социально-
В программе социально-
Функция разработки прогнозов возложена на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.
Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2.2. Влияние социальных
прогнозов на развитие
Целевые прогнозы и программы
так же являются одним из важнейших
средств реализации структурной
политики государства, активного воздействия
на его социально-экономическое
развитие и должны быть сосредоточены
на реализации крупномасштабных, наиболее
важных для государства инвестиционных
и научно-технических проектов, направленных
на решение системных проблем, входящих
в сферу компетенции
К программам в сфере социально-
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Таблица 1
Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.
(прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)1
Показатели |
2010 отчет |
2011 оценка |
Прогноз (вариант 2) | ||
2012 |
2013 |
2014 | |||
Средняя цена за нефть Urals , долл. США/баррель |
78.2 |
108 |
100 |
97 |
101 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % |
8.8 |
6.5-7.0 |
5-6 |
4.5-5.5 |
4-5 |
ВВП |
4.0 |
4.1 |
3.7 |
4.0 |
4.6 |
Промышленное производство |
8.2 |
4.8 |
3.4 |
3.9 |
4.2 |
Производство
продукции промышленного |
-11.9 |
13.7 |
1.4 |
2.2 |
2.4 |
Инвестиции в основной капитал |
6.0 |
6.0 |
7.8 |
7.1 |
7.2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
4.2 |
1.5 |
5.0 |
4.8 |
5.3 |
Реальная заработная плата |
5.2 |
3.6 |
5.1 |
5.8 |
6.3 |
Оборот розничной торговли |
6.3 |
5.3 |
5.5 |
5.3 |
5.5 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
400.4 |
527.5 |
533.1 |
535.9 |
565.3 |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
248.7 |
340.0 |
397.4 |
444.6 |
486.1 |
Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества