Роль социального прогнозирования в развитии современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

К основным методам социального прогнозирования можно отнести логические методы, математические методы и методы моделирования, а так же экспертные методы; Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии, и т.
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….4
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………………………………………………….5
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………................................................9
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………........................................................................................................12
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ…………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………................16
3. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........21
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………......................................22
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования готово.docx

— 89.58 Кб (Скачать)

2)      предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3)       своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов.

Прогнозы нужны государственным  органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.

Цели и содержание системы государственных прогнозов, общий порядок разработки указанных прогнозов и программ в РФ регламентированы  федеральным закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", а так же его дополнениями.

Социальное прогнозирование  осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне. На государственном уровне социальные и социально-экономические прогнозы имеет более общий характер, это прогнозы развития страны в целом, а на муниципальном уровне разрабатываются конкретные прогнозы развития муниципального образования. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития.

Анализ социально-экономической  ситуации региона, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность, стратегические цели и задачи развития,  приоритетные направления развития, механизмы реализации, ресурсное обеспечение – все это содержится  в документах стратегического планирования.

Для территориальных образований  стратегическое развитие заключается  в предвидении возможных изменений  внутренней и внешней среды объекта  планирования (территории), адаптации  к ним процесса его развития.

Использование инструментария стратегического планирования как  специфического управленческого ресурса  позволяет обосновать такие территориальные  цели и механизмы их достижения, реализация которых дает возможность  обеспечить устойчивое комплексное  социально-экономическое развитие территорий в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

 

 

 

2.Современное  состояние социального прогнозирования  в РФ

Реализуемые с 2006 г. приоритетные национальные проекты направлены на модернизацию и повышение эффективности  отраслей социального комплекса, прежде всего здравоохранения и образования. Большое внимание уделено повышению  уровня жизни населения и улучшению  демографической ситуации.

На сегодняшний день целью  социального прогнозирования является выявление положительных тенденций  в проблемных областях социальной сферы  и определение круга действий для достижения этих положительных  тенденций.

Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство  и повышение качества человеческого  потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных  вида деятельности (социальных услуг):

•  здравоохранение и  медицинское обслуживание населения;

•  социальное обеспечение  различных категорий населения, требующих заботы общества и государственной  поддержки;

•  образование во всех его формах;

•  культура, отдых и  туризм.

 

 

 

 

 

 

2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет  на десятилетний период. В концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и  средства достижения указанных целей. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  определяются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения  преемственности социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического развития и  концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической  структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической  обстановки, социальной структуры, а  также систем образования, здравоохранения  и социального обеспечения населения.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу должны быть отражены:

        • оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
        • концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
        • макроэкономическая политика;
    • институциональные преобразования;
    • инвестиционная и структурная политика;
    • аграрная политика;
    • экологическая политика;
    • социальная политика;
    • региональная экономическая политика;
    • внешнеэкономическая политика.

Функция разработки прогнозов  возложена  на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.

Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

 

2.2. Влияние социальных  прогнозов на развитие современного  общества

Целевые прогнозы  и программы  так же  являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены  на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных  органов исполнительной власти. К  таким проблемам так же относятся  проблемы в сфере социально развития.

К программам в сфере социально-экономического развития можно отнести такие  федеральные целевые программы, как:

    • "Жилище" на 2002-2010 годы
    • "Социальное развитие села до 2012 года"
    • "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
    • "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
    • "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.

(прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)1

Показатели

2010

отчет

2011

оценка

Прогноз (вариант 2)

2012

2013

2014

Средняя цена за нефть Urals , долл. США/баррель

78.2

108

100

97

101

Индекс потребительских  цен, декабрь к декабрю, %

8.8

6.5-7.0

5-6

4.5-5.5

4-5

ВВП

4.0

4.1

3.7

4.0

4.6

Промышленное  производство

8.2

4.8

3.4

3.9

4.2

Производство  продукции промышленного хозяйства

-11.9

13.7

1.4

2.2

2.4

Инвестиции в  основной капитал

6.0

6.0

7.8

7.1

7.2

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

4.2

1.5

5.0

4.8

5.3

Реальная заработная плата

5.2

3.6

5.1

5.8

6.3

Оборот розничной  торговли

6.3

5.3

5.5

5.3

5.5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

400.4

527.5

533.1

535.9

565.3

Импорт товаров, млрд. долл. США

248.7

340.0

397.4

444.6

486.1

Информация о работе Роль социального прогнозирования в развитии современного общества