Пути снижения себестоимости продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства. Производительность является обобщающим показателем результативности труда, характеризующим объёмы выпущенной продукции или произведённых услуг на единицу затрат труда. Соотношение издержек производства, или себестоимости и рыночной стоимости определяет прибыльность и рентабельность производства.
Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия.

Оглавление

Введение………..……………………...........……..………………………..3

Глава 1. Теоретические основы планирования производительности труда…5
1.1 Экономическая сущность и значение производительности труда…..5
1.2 Показатели и методы измерения производительности труда.............8
1.3 Факторы и условия изменения производительности труда……........14

Глава 2. Анализ производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК……………………............…….20
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия…….…..............20
2.2 Анализ динамики выработки продукции (услуг)……….….…...........22
2.3 Анализ трудоёмкости продукции (услуг)……………………….........25

Глава 3. Мероприятия по увеличению производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК......................28
3.1 Резервы повышения производительности труда………….................28
3.2 Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда………………………………………………………………………………35

Заключение .………………………………………………………………...39

Список использованных источников…………….………..........................40

Файлы: 1 файл

Мой курсовик_новый.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

                  изменение форм собственности на средства производства и результата труда;

                  демократизация политической и производственной жизни и развитие на этой основе самоуправления трудовыми коллективами в условиях различных форм собственности на средства производства.

Материальная и моральная заинтересованность работников в результатах труда как фактор повышения его производительности действует в различных направлениях. Наиболее коротким и доступным путем является повышение интенсивности труда.

Каждая из перечисленных групп и каждый фактор внутри них по-своему воздействует на производительность труда. Это воздействие имеет качественную характеристику – направленность: в каждый данный момент можно выделить повышающие и понижающие факторы. Кроме того, его можно оценить количественно – определить силу воздействия данного фактора. Направленность действия каждого из факторов данной группы или направленность действия группы факторов в целом может совпадать с направлением действия других факторов или быть ему противоположным. Результатом взаимодействия выступает тенденция движения производительности труда, складывающаяся на основе совокупного действия всей системы факторов.

 

 

 

 


Глава 2. Анализ производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК

 

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия

 

В 1986 году приказом управления ВСЖД  № 90/К от 31.07.1986г. и приказом Улан-Удэнского отделения ВСЖД  № 660/НОК от 26.08.1986г. была образована Улан-Удэнская Дирекция по обслуживанию пассажиров путем обьединения  вокзала станции Улан-Удэ и резерва проводников  вагонного депо.

В 1994 г.  образовалось новое подразделение Дирекции  – пункт технического обслуживания пассажирских поездов,  в который вошли осмотрщики вагонов ПТО вагонного депо ст.Улан-Удэ.

              В конце 90-х годов железные дороги вступили в период реформирования.

В 2000 году в составе Восточно-Сибирской ж.д. создано государственное унитарное предприятие Дирекция по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги, МПС  (приказ №10/Н от 11.01.2000г.), в состав которой вошла Улан-Удэнская дирекция по обслуживанию пассажиров.

С созданием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (постановление Правительства РФ  от 18.09.2003 № 585) штат работников Улан-Удэнской дирекции по обслуживанию пассажиров    Дирекции по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги, МПС переведен с 01.10.2003г. в Улан-Удэнскую дирекцию по обслуживания пассажиров - структурное подразделение  Дирекции по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (приказ начальника  Улан-Удэнской дирекции №872 от 06.10.2003г.).

В 2005 году в штат дирекции приняты билетные кассиры из штата опорной станции Улан-Удэ (приказ № 411/Н от 10.10.2005г.)  -  с 1ноября 2005г. 38 чел. – билетные кассиры линейных вокзалов, 42 чел. – билетные кассиры вокзала ст. Наушки. Всего 80 чел.

В 2006 году в связи с созданием Федеральной пассажиркой дирекции – филиала ОАО «РЖД»  (приказ президента ОАО «РЖД» № 90 от 21.06.2005г., приказ №361/Н от 25.06.2006г.) произошел перевод  работников в Улан-Удэнскую дирекцию по обслуживанию пассажиров структурное подразделение Восточно-Сибиркой региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД»  с 01.07.2006г.

В 2006 году была проведена передача штата ПТО 88 чел. в вагонное депо ст.Улан-Удэ с 01.07.2006г.  

В связи с создание Дирекции железнодорожных вокзалов (приказ ОАО «РЖД» № 277 от 4.12.2006г.)  произошел перевод части работников в Восточно-Сибирскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов – 89 чел. с 01.04.2007г.

В связи с совершенствовании организационно-функциональной структуры приказом Федеральной пассажирской дирекции №276 от 18.09.2007г. в составе Восточно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров создано Восточно-Сибирское железнодорожное агенство по обслуживанию пассажиров (ВСЖА)    - произошла передача части штата  в ВСЖА с 01.10.2007г. в количестве 89 чел.

В целях оптимизации структуры региональных дирекций по обслуживанию пассажиров - структурных подразделений Федеральной пассажиркой дирекции - филиала ОАО «РЖД» ( приказы ФПД  № 141 от 12.11.2007г., №353 от 27.11.2007г.) – создан в составе Восточно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров вагонный участок Улан-Удэ, перевод работников с 01.01.2008г.

В связи с созданием  ОАО «Федеральная пассажирская компания» (зависимое дочернее общества ОАО «РЖД») переход штата с 01.04.2010г. 

              Прекращена деятельность вагонного участка Улан-Удэ - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» (приказ ОАО ФПК от 16.03.2011г. № 71) с передачей имущества и функций на баланс Пассажирского вагонного депо Иркутск.

Вагонный участок Улан-Удэ является пунктом формирования пассажирских поездов и оказывает услуги по перевозке пассажиров на имеющемся на балансе парке пассажирских вагонов в количестве 135 штук.

В поездах своего формирования предприятие реализует постельное белье и кондитерские изделия.

В Вагонном участке Улан-Удэ работает 419 человек, в том числе 11 человек составляют руководители, 27 – специалистов, 227 – проводников и 154 - рабочие.

Вагонный участок Улан-Удэ является предприятием неполного цикла, так как полностью зависит от поставок запасных частей сторонними предприятиями.

Техническое обслуживание и текущий ремонт своих пассажирских вагонов в объемах ТО-1, ТО-2, ТО-3 Вагонный участок Улан-Удэ производит своими силами и на своих мощностях. 

Вагонный участок Улан-Удэ также производит техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирских вагонов в объемах ТО-1, ТО-2, ТО-3 для сторонних собственников не входящих в структуру ОАО ФПК.

              ОАО ФПК в состав которой входит Вагонный участок Улан-Удэ является компанией предоставляющей услуги по перевозке граждан РФ на всей территории страны и получающей дотации со стороны государства, поэтому никакой прибыли деятельность предприятия не приносит.

 

 

2.2 Анализ динамики выработки продукции (услуг)

Таблица 2.1

              Основные технико-экономические показатели за 2008-2010 год

Наименование

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменения

2009г.

к

2008 г.

%

2010г.

к

2009 г.

%

Пассажирооборот

млн

пасс-км

756,3

781,1

813,3

+3,3

+4,1

Себестоимость

1 пасс.км

рублей

326

365

437

+12,0

+19,8

Произведено ТО-1

вагон

7567

7698

7394

+1,7

-3,9

Произведено ТО-2

вагон

75

71

59

-5,3

-16,9

Произведено ТО-3

вагон

191

231

226

+20,9

-2,2

Себестоимость ТО-1

тыс. рублей

5020

5480

7104

+9,2

+29,6

Себестоимость ТО-2

тыс. рублей

29370

31000

30868

+5,5

-0,4

Себестоимость ТО-3

тыс. рублей

43547

45209

85998,5

+3,8

+90,2

Реализация белья

тыс.

рублей

1856

1922

1729

+3,6

-10,1

Реализация конд.изделий

тыс.

рублей

8764

9162

11639

+4,5

+27

Среднесписочная численность работников

чел.

486

458

400

-5,8

-12,6

Среднемесячная заработная плата,

рублей

19587

21358

28287

+9,0

+32,4

Фонд заработной платы:   

тыс. рублей

105409

118212

135648

+12,1

+14,8


              Как видно из таблицы пассажирооборот увеличился за два года на 7,4% - на 3,3% в 2009 году по причине введения в круглогодичный оборот поезда №221, и на 4,1% в 2010 году по причине перевода поезда №221 в скорый поезд №81.

              Большой рост себестоимости 1 пасс. км за два года в 31,8% (12% в 2009 и 19,8% в 2010 годах) обусловлен планомерным в 2009 году ростом себестоимости всех циклов ремонтов пассажирских вагонов (ТО-1 - +9,2%, ТО-2 - +5,5%, ТО-3 - +3,8%) по вине поставщиков запасных частей, и лавинообразным ростом себестоимости в 2010 году (ТО-1 - +29,6%, ТО-3 - +90,2%) в результате посткризисного повышения цен поставщиками. Несущественное снижение себестоимости по циклу ТО-2 в 2010 на 0,4% обусловлено поставкой большой партии запасных частей по низкой цене для донного вида ремонта.

              Увеличение числа отремонтированных вагонов в 2009 году по циклу ТО-1 на 1,7% и по циклу ТО-3 на 20,9% обуславливается введением в круглогодичный оборот поезда №221 и большего по сравнению с 2008 годом ремонтом вагонов сторонних владельцев. Снижение ремонтов по циклу ТО-2 в 2009 году на 5,3% произошло по причине списания 4 вагонов. Снижение в 2010 году по всем циклам ремонта (ТО-1  -3,9%, ТО-2 -16,9%, ТО-3 -2,2%) объясняется выводом из оборота поезда №664.

              Увеличение реализации белья в 2009 году на 3,6% произошло по причине введения в круглогодичный оборот поезда №221. Снижение реализации белья в 2010 году на 10,1% обуславливается выводом из оборота поезда №664.

              Планомерное увеличение реализации кондитерских изделий в 2009 году на 4,5% и в 2010 году на 27% произошло из-за введения в круглогодичный оборот поезда №221 в 2009 году, а в 2010 году после расширения ассортимента предлагаемой продукции в поезде №81.

              Среднесписочная численность работников неуклонно снижалась в 2009 году на 5,8% и в 2010 году на 12,6% по причине реструктуризации и сокращением штата.

              Среднемесячная заработная плата планомерно возрастала в 2009 году на 9% и в 2010 году на 32,4% по причине своевременного и неравномерного индексирования. Соответственно по тем же причинам рос и ФОТ в 2009 году на 12,1% и в 2010 году на 14,8%.

 

 

2.3 Анализ трудоёмкости продукции (услуг)

 

Трудоемкость - затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции. Трудоемкость единицы продукции (ТЕ) рассчитывается делением фонда рабочего времени на изготовление определенного вида продукции на количество изделий этого наименования в натуральном или условно-натуральном измерении. Можно рассчитывать и трудоемкость одного рубля продукции. Для этого общий фонд рабочего времени на производство всей продукции нужно разделить на стоимость выпуска продукции. Полученный показатель обратный среднечасовой выработке продукции.

Снижение трудоемкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции, а именно за счет выполнения плана оргтехмероприятий (внедрение достижении науки и техники, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации производства и труда), увеличения удельного веса покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересмотра норм выработки и т.д.

В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет уравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях. Это дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.

 

Таблица 2.2

Анализ динамики по уровню трудоемкости продукции за 2008-2010 год

 

Показатель

Ед. изм.

год

изменения

2008

2009

2010

2009

к

2008,

%

2010

к

2009,

%

Пассажирооборот

млн

пасс-км

756,3

781,1

813,3

+3,3

4,1

Отработано всеми работниками

человеко-часов

968598

910046

794800

-6,0

-12,7

Удельная трудоемкость

на 1 млн пасс.км

ч

1280,7

1165,1

977,3

-9,0

-16,1

Среднечасовая выработка

пасс.км

780,8

858,3

1023,3

+9,9

+19,2

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на предприятии