Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:38, курсовая работа
Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства. Производительность является обобщающим показателем результативности труда, характеризующим объёмы выпущенной продукции или произведённых услуг на единицу затрат труда. Соотношение издержек производства, или себестоимости и рыночной стоимости определяет прибыльность и рентабельность производства.
Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия.
Введение………..……………………...........……..………………………..3
Глава 1. Теоретические основы планирования производительности труда…5
1.1 Экономическая сущность и значение производительности труда…..5
1.2 Показатели и методы измерения производительности труда.............8
1.3 Факторы и условия изменения производительности труда……........14
Глава 2. Анализ производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК……………………............…….20
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия…….…..............20
2.2 Анализ динамики выработки продукции (услуг)……….….…...........22
2.3 Анализ трудоёмкости продукции (услуг)……………………….........25
Глава 3. Мероприятия по увеличению производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК......................28
3.1 Резервы повышения производительности труда………….................28
3.2 Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда………………………………………………………………………………35
Заключение .………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………….………..........................40
изменение форм собственности на средства производства и результата труда;
демократизация политической и производственной жизни и развитие на этой основе самоуправления трудовыми коллективами в условиях различных форм собственности на средства производства.
Материальная и моральная заинтересованность работников в результатах труда как фактор повышения его производительности действует в различных направлениях. Наиболее коротким и доступным путем является повышение интенсивности труда.
Каждая из перечисленных групп и каждый фактор внутри них по-своему воздействует на производительность труда. Это воздействие имеет качественную характеристику – направленность: в каждый данный момент можно выделить повышающие и понижающие факторы. Кроме того, его можно оценить количественно – определить силу воздействия данного фактора. Направленность действия каждого из факторов данной группы или направленность действия группы факторов в целом может совпадать с направлением действия других факторов или быть ему противоположным. Результатом взаимодействия выступает тенденция движения производительности труда, складывающаяся на основе совокупного действия всей системы факторов.
Глава 2. Анализ производительности труда в Вагонном участке Улан-Удэ Восточно – Сибирского филиала ОАО ФПК
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
В 1986 году приказом управления ВСЖД № 90/К от 31.07.1986г. и приказом Улан-Удэнского отделения ВСЖД № 660/НОК от 26.08.1986г. была образована Улан-Удэнская Дирекция по обслуживанию пассажиров путем обьединения вокзала станции Улан-Удэ и резерва проводников вагонного депо.
В 1994 г. образовалось новое подразделение Дирекции – пункт технического обслуживания пассажирских поездов, в который вошли осмотрщики вагонов ПТО вагонного депо ст.Улан-Удэ.
В конце 90-х годов железные дороги вступили в период реформирования.
В 2000 году в составе Восточно-Сибирской ж.д. создано государственное унитарное предприятие Дирекция по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги, МПС (приказ №10/Н от 11.01.2000г.), в состав которой вошла Улан-Удэнская дирекция по обслуживанию пассажиров.
С созданием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (постановление Правительства РФ от 18.09.2003 № 585) штат работников Улан-Удэнской дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги, МПС переведен с 01.10.2003г. в Улан-Удэнскую дирекцию по обслуживания пассажиров - структурное подразделение Дирекции по обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (приказ начальника Улан-Удэнской дирекции №872 от 06.10.2003г.).
В 2005 году в штат дирекции приняты билетные кассиры из штата опорной станции Улан-Удэ (приказ № 411/Н от 10.10.2005г.) - с 1ноября 2005г. 38 чел. – билетные кассиры линейных вокзалов, 42 чел. – билетные кассиры вокзала ст. Наушки. Всего 80 чел.
В 2006 году в связи с созданием Федеральной пассажиркой дирекции – филиала ОАО «РЖД» (приказ президента ОАО «РЖД» № 90 от 21.06.2005г., приказ №361/Н от 25.06.2006г.) произошел перевод работников в Улан-Удэнскую дирекцию по обслуживанию пассажиров структурное подразделение Восточно-Сибиркой региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД» с 01.07.2006г.
В 2006 году была проведена передача штата ПТО 88 чел. в вагонное депо ст.Улан-Удэ с 01.07.2006г.
В связи с создание Дирекции железнодорожных вокзалов (приказ ОАО «РЖД» № 277 от 4.12.2006г.) произошел перевод части работников в Восточно-Сибирскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов – 89 чел. с 01.04.2007г.
В связи с совершенствовании организационно-функциональной структуры приказом Федеральной пассажирской дирекции №276 от 18.09.2007г. в составе Восточно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров создано Восточно-Сибирское железнодорожное агенство по обслуживанию пассажиров (ВСЖА) - произошла передача части штата в ВСЖА с 01.10.2007г. в количестве 89 чел.
В целях оптимизации структуры региональных дирекций по обслуживанию пассажиров - структурных подразделений Федеральной пассажиркой дирекции - филиала ОАО «РЖД» ( приказы ФПД № 141 от 12.11.2007г., №353 от 27.11.2007г.) – создан в составе Восточно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров вагонный участок Улан-Удэ, перевод работников с 01.01.2008г.
В связи с созданием ОАО «Федеральная пассажирская компания» (зависимое дочернее общества ОАО «РЖД») переход штата с 01.04.2010г.
Прекращена деятельность вагонного участка Улан-Удэ - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» (приказ ОАО ФПК от 16.03.2011г. № 71) с передачей имущества и функций на баланс Пассажирского вагонного депо Иркутск.
Вагонный участок Улан-Удэ является пунктом формирования пассажирских поездов и оказывает услуги по перевозке пассажиров на имеющемся на балансе парке пассажирских вагонов в количестве 135 штук.
В поездах своего формирования предприятие реализует постельное белье и кондитерские изделия.
В Вагонном участке Улан-Удэ работает 419 человек, в том числе 11 человек составляют руководители, 27 – специалистов, 227 – проводников и 154 - рабочие.
Вагонный участок Улан-Удэ является предприятием неполного цикла, так как полностью зависит от поставок запасных частей сторонними предприятиями.
Техническое обслуживание и текущий ремонт своих пассажирских вагонов в объемах ТО-1, ТО-2, ТО-3 Вагонный участок Улан-Удэ производит своими силами и на своих мощностях.
Вагонный участок Улан-Удэ также производит техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирских вагонов в объемах ТО-1, ТО-2, ТО-3 для сторонних собственников не входящих в структуру ОАО ФПК.
ОАО ФПК в состав которой входит Вагонный участок Улан-Удэ является компанией предоставляющей услуги по перевозке граждан РФ на всей территории страны и получающей дотации со стороны государства, поэтому никакой прибыли деятельность предприятия не приносит.
2.2 Анализ динамики выработки продукции (услуг)
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели за 2008-2010 год
Наименование | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменения | |
2009г. к 2008 г. % | 2010г. к 2009 г. % | |||||
Пассажирооборот | млн пасс-км | 756,3 | 781,1 | 813,3 | +3,3 | +4,1 |
Себестоимость 1 пасс.км | рублей | 326 | 365 | 437 | +12,0 | +19,8 |
Произведено ТО-1 | вагон | 7567 | 7698 | 7394 | +1,7 | -3,9 |
Произведено ТО-2 | вагон | 75 | 71 | 59 | -5,3 | -16,9 |
Произведено ТО-3 | вагон | 191 | 231 | 226 | +20,9 | -2,2 |
Себестоимость ТО-1 | тыс. рублей | 5020 | 5480 | 7104 | +9,2 | +29,6 |
Себестоимость ТО-2 | тыс. рублей | 29370 | 31000 | 30868 | +5,5 | -0,4 |
Себестоимость ТО-3 | тыс. рублей | 43547 | 45209 | 85998,5 | +3,8 | +90,2 |
Реализация белья | тыс. рублей | 1856 | 1922 | 1729 | +3,6 | -10,1 |
Реализация конд.изделий | тыс. рублей | 8764 | 9162 | 11639 | +4,5 | +27 |
Среднесписочная численность работников | чел. | 486 | 458 | 400 | -5,8 | -12,6 |
Среднемесячная заработная плата, | рублей | 19587 | 21358 | 28287 | +9,0 | +32,4 |
Фонд заработной платы: | тыс. рублей | 105409 | 118212 | 135648 | +12,1 | +14,8 |
Как видно из таблицы пассажирооборот увеличился за два года на 7,4% - на 3,3% в 2009 году по причине введения в круглогодичный оборот поезда №221, и на 4,1% в 2010 году по причине перевода поезда №221 в скорый поезд №81.
Большой рост себестоимости 1 пасс. км за два года в 31,8% (12% в 2009 и 19,8% в 2010 годах) обусловлен планомерным в 2009 году ростом себестоимости всех циклов ремонтов пассажирских вагонов (ТО-1 - +9,2%, ТО-2 - +5,5%, ТО-3 - +3,8%) по вине поставщиков запасных частей, и лавинообразным ростом себестоимости в 2010 году (ТО-1 - +29,6%, ТО-3 - +90,2%) в результате посткризисного повышения цен поставщиками. Несущественное снижение себестоимости по циклу ТО-2 в 2010 на 0,4% обусловлено поставкой большой партии запасных частей по низкой цене для донного вида ремонта.
Увеличение числа отремонтированных вагонов в 2009 году по циклу ТО-1 на 1,7% и по циклу ТО-3 на 20,9% обуславливается введением в круглогодичный оборот поезда №221 и большего по сравнению с 2008 годом ремонтом вагонов сторонних владельцев. Снижение ремонтов по циклу ТО-2 в 2009 году на 5,3% произошло по причине списания 4 вагонов. Снижение в 2010 году по всем циклам ремонта (ТО-1 -3,9%, ТО-2 -16,9%, ТО-3 -2,2%) объясняется выводом из оборота поезда №664.
Увеличение реализации белья в 2009 году на 3,6% произошло по причине введения в круглогодичный оборот поезда №221. Снижение реализации белья в 2010 году на 10,1% обуславливается выводом из оборота поезда №664.
Планомерное увеличение реализации кондитерских изделий в 2009 году на 4,5% и в 2010 году на 27% произошло из-за введения в круглогодичный оборот поезда №221 в 2009 году, а в 2010 году после расширения ассортимента предлагаемой продукции в поезде №81.
Среднесписочная численность работников неуклонно снижалась в 2009 году на 5,8% и в 2010 году на 12,6% по причине реструктуризации и сокращением штата.
Среднемесячная заработная плата планомерно возрастала в 2009 году на 9% и в 2010 году на 32,4% по причине своевременного и неравномерного индексирования. Соответственно по тем же причинам рос и ФОТ в 2009 году на 12,1% и в 2010 году на 14,8%.
2.3 Анализ трудоёмкости продукции (услуг)
Трудоемкость - затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции. Трудоемкость единицы продукции (ТЕ) рассчитывается делением фонда рабочего времени на изготовление определенного вида продукции на количество изделий этого наименования в натуральном или условно-натуральном измерении. Можно рассчитывать и трудоемкость одного рубля продукции. Для этого общий фонд рабочего времени на производство всей продукции нужно разделить на стоимость выпуска продукции. Полученный показатель обратный среднечасовой выработке продукции.
Снижение трудоемкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции, а именно за счет выполнения плана оргтехмероприятий (внедрение достижении науки и техники, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации производства и труда), увеличения удельного веса покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересмотра норм выработки и т.д.
В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет уравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях. Это дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.
Таблица 2.2
Анализ динамики по уровню трудоемкости продукции за 2008-2010 год
Показатель | Ед. изм. | год | изменения | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 к 2008, % | 2010 к 2009, % | ||
Пассажирооборот | млн пасс-км | 756,3 | 781,1 | 813,3 | +3,3 | 4,1 |
Отработано всеми работниками | человеко-часов | 968598 | 910046 | 794800 | -6,0 | -12,7 |
Удельная трудоемкость на 1 млн пасс.км | ч | 1280,7 | 1165,1 | 977,3 | -9,0 | -16,1 |
Среднечасовая выработка | пасс.км | 780,8 | 858,3 | 1023,3 | +9,9 | +19,2 |
Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на предприятии