Пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка конкурентоспособности продукции растениеводства. Исходя из указанной цели, основными задачами, подлежащими решению для её достижения, являются:
-проведение анализа экономической деятельности предприятия;
-анализ современного состояния отрасли растениеводства;
-выявить пути повышения конкурентоспособности продукции .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы конкурентоспособности……………………………...4
1.1 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………8
1.2 Основные факторы конкурентоспособности аграрного сектора США: опыт для России…………………………………………………………………...9
2 Анализ экономической деятельности ООО СХП «Светлагорское»……….13
3 Современное состояние отрасли растениеводства. Пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства ООО СХП «Светлагорское»…………………………………………………….21
Выводы и предложения………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 149.26 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические  основы конкурентоспособности……………………………...4

1.1 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………8

1.2 Основные факторы конкурентоспособности аграрного сектора США: опыт для России…………………………………………………………………...9

2 Анализ экономической  деятельности ООО СХП «Светлагорское»……….13

3 Современное состояние отрасли растениеводства. Пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства                                    ООО СХП «Светлагорское»…………………………………………………….21

  Выводы и  предложения………………………………………………………..31

  Список использованной  литературы…………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В настоящее время в условиях либерализации  торговли, все более ощутимой для  России (в связи с интенсификацией  переговорного процесса о присоединении  страны к ВТО), сдерживание «нежелательной»  импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами. Поэтому тема конкурентоспособности  отечественной продукции приобретает  особую актуальность.

    В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности производить  и сбывать товары, которые по ценовым  и неценовым характеристикам  более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

    В России проблемам повышения конкурентоспособности  на высшем уровне управления стали  уделять внимание только в 1999 году.

    Цель  любого государства может быть только одна: реальный устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого  государство должно поддерживать и  наращивать эффективность российской экономики в условиях неуклонного  обострения международной конкуренции. Все текущие задачи нужно решать за счет своей конкурентоспособности. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в 21 век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

    Целью работы является оценка конкурентоспособности  продукции растениеводства. Исходя из указанной цели, основными задачами, подлежащими решению для её достижения, являются:

-проведение  анализа экономической деятельности предприятия;

-анализ современного  состояния отрасли растениеводства;

-выявить пути  повышения конкурентоспособности  продукции .

    1 Теоретические основы  конкурентоспособности

    Конкурентоспособность — способность определённого  объекта или субъекта превзойти  конкурентов в заданных условиях.

    Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно  разбить на четыре группы:

    -товары,

    -предприятия  (как производители товаров),

    -отрасли  (как совокупности предприятий,  предлагающий товары или услуги),

    -регионы  (районы, области, страны или их  группы).

    В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

    -Национальная  конкурентоспособность

    -Конкурентоспособность  товара

    -Конкурентоспособность  предприятия

    Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих  конкурентоспособность тех или  иных объектов:

    -потребители,

    -производители,

    -инвесторы,

    -государство.

    Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с  точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая  ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс  потребления обусловлен некоторой  «технологией», а следовательно - и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.

    Рассмотрим  разнородные определения конкурентоспособности  предприятия с указанием авторов. Итак, конкурентоспособность предприятия это:

     - способность предприятия выпускать  конкурентоспособную продукцию,  а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.);

        - способность предприятия приносить  прибыль на вложенный капитал  в краткосрочном периоде не  ниже заданной прибыльности (Забелин  П. В.);

        - способность предприятия производить  пользующуюся спросом продукцию  при эффективном использовании  производственного, кадрового и  финансового потенциалов (Ершова  И. В.);

        - способность фирмы выпускать  конкурентоспособную продукцию,  преимущество фирмы по отношению  к другим фирмам данной отрасли  внутри страны и за ее пределами  (Фатхутдинов Р. А.);

        - реальная и потенциальная способность  предприятия, а также имеющихся  у него для этого возможностей  проектировать, изготовлять и  сбывать товары, которые по своим  ценовым и неценовым характеристикам  в комплексе более привлекательны  для потребителей, чем товары  конкурентов (Пичурин И. И.);

        - свойство субъекта рыночных  отношений выступать на рынке  наравне с присутствующими там,  конкурирующими субъектами рыночных  отношений (Портер М.Е.);

        - обобщающая характеристика деятельности  предприятия, отражающая уровень  эффективности использования экономических  ресурсов относительно эффективности  использования экономических ресурсов  конкурентами (Воронов Д. С.)

    Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его  собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.

    Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя  оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.

    Таким образом, потребитель оценивает  конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости(более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые).

    Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может  принести. С одной стороны, это  рентабельность, однако в отраслях с быстрой оборачиваемостью активов (например — торговля) можно получить гораздо большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него являются соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).

    Инвестор  оценивает эффективность своих  вложений (как свершившихся, так  и потенциальных), поэтому важнейшими характеристиками товара с точки  зрения инвестора являются его востребованность и уровень рентабельности продаж (инвестора интересуют не столько  единичные сделки с высокодоходными  товарами, сколько массовые продажи, приносящие доход больше той суммы, которую инвестор мог бы получить, вложив свои средства в другое производство). Конкурентоспособность предприятия означает для инвестора не только рентабельность предприятия как цельной системы, но и его экономическое положение, финансовая устойчивость (высокий уровень рентабельности может быть достигнут путем совершения высокодоходных, но спекулятивных сделок, имеющий недопустимо высокий уровень риска). Соответственно, страну или регион инвестор оценивает как площадку, на которой можно (или не стоит) строить свой бизнес; важнейшим показателем конкурентоспособности страны (региона) является инвестиционный климат.

    Государство оценивает конкурентоспособность  товара с точки зрения его востребованности и социальной значимости. Если отечественный  товар является социально значимым, но он стоит значительно дороже импортного, государство может повлиять на эту  ситуацию, применив либо субсидии и  дотации отечественному производителю, либо квоты и таможенные барьеры  к зарубежным поставщикам. Предприятия  оцениваются государством с точки  зрения их роли в экономике: насколько  продукция предприятия востребована и значима, каковы объемы продаж. Чем  выше уровень этих показателей, тем  предприятие с точки зрения государства  более конкурентоспособно. Отрасль  оценивается государством также  с позиций востребованности производимой ей продукции, объемов продаж и значимости для экономики продукции и  отрасли в целом. Конкурентоспособность  страны может быть оценена государством с точки зрения эффективности использования ресурсов (с учетом их качества), а также с позиции показателей платежного баланса страны: если баланс положительный, то страна ( следовательно - отрасли, предприятия, продукция) конкурентоспособна, иначе - нет.1 
 

    1.1 Факторы, влияющие  на конкурентоспособность  предприятия

    Важный  аспект конкурентоспособности - наличие  конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые  стратегически важны для бизнеса  и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало  лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях  в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:

    1. Финансово-кредитная, инвестиционная  и налоговая политика государства;

    2. Степень конкурентоспособности  рынка;

    3. Величина платежеспособного спроса;

    4. Инфраструктура рынка;

    5. Протекционистская политика по  отношению к отечественным производителям;

    6. Стандартизация и сертификация  продукции;

    7. Уровень информированности о  рыночной конъюнктуре;

    8. Природно-климатические условия.

    Внутренние  факторы конкурентоспособности:

    Конкурентоспособность продукции;

    Финансовое  состояние предприятия;

    Маркетинговая деятельность;

    Организация и управление производством;

    Инновационная деятельность и технологии;

    Размер  предприятия.2 
 

    1.2 Основные факторы  конкурентоспособности  аграрного сектора  США: опыт для  России

    Аграрный  сектор США представляет собой высокоорганизованное производство сельскохозяйственных продуктов, для получения которых применяются самые современные достижения научно-технического прогресса. Крупные инвестиции в сельскохозяйственные исследования и их внедрение позволили перевести аграрный сектор с экстенсивного пути развития в начале 20 века на интенсивный и наукоёмкий. Поэтому он постоянно демонстрирует не только ставшее «притчей во языцех» лидерство, но и устойчивую конкурентоспособность.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства