Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:46, контрольная работа
Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.
Введение
1. Концентрация производства в городском хозяйстве, ее виды и показатели
2. Организация производства в отраслях городского хозяйства, ее формы, показатели и экономическая эффективность
3. Производственные процессы на предприятиях городского хозяйства, их классификация, содержание и принципы организации
4. Системы управления качеством на предприятиях городского хозяйства
5. Рыночный товарообмен
Заключение
Список использованной литературы
Различают основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.
Основные производственные процессы – это процессы, в результате осуществления которых непосредственно изменяются форма, размеры, свойства, внутренняя структура предметов труда, т.е. изготавливается продукция, выпускаемая предприятием (машины, аппараты, приборы, отдельные детали или узлы, изделия в целом), составляющая производственную программу предприятия и соответствующая его специализации.
Вспомогательные производственные процессы обеспечивают непрерывное протекание основных процессов. Результаты вспомогательных процессов используются непосредственно на предприятии в основных процессах. Например, изготовление запасных частей, приспособлений, инструментов для ремонта оборудования, выработка пара или сжатого воздуха, электроэнергии и многое другое. [6, c.104]
Обслуживающие производственные процессы – это процессы по оказанию услуг, необходимых при осуществлении основных и вспомогательных производственных процессов. Это могут быть складские операции всех видов, технических контроль качества продукции, транспортировка и т.п.
Принципы организации производства:
1) Принцип дифференциации. Он означает, что производственный процесс делиться на отдельные технологические процессы, которые в свою очередь подразделяются на операции, переходы, приемы и движения.
2) Принцип концентрации операций и интеграции производственных процессов, который предполагает выполнение нескольких операций более объемных и сложных на одном рабочем месте, выполняемых в сочетании с бригадным принципом организации труда.
3) Принцип специализации – это форма разделения труда, предполагающая выделение на предприятии цехов, участков, линий и отдельных рабочих мест, изготавливающих продукцию ограниченной номенклатуры и отличающуюся особым производственным процессом.
4) Принцип непрерывности состоит в том, чтобы рабочие могли трудиться без простоев, оборудование работало без долгих перерывов, предметы труда не пролеживали на рабочих местах.
5) Принцип прямоточности – это такая организация производства, которая позволяет обеспечить кратчайшие пути прохождения предметов труда по всем стадиям и операциям от запуска в производство исходных материалов до выхода готовых изделий. Поток предметов труда должен двигаться поступательно и быстро, без возвратных движений, что обеспечивается расстановкой оборудования по ходу технологического процесса (поточная линия).
6) Принцип пропорциональности заключается в равной пропускной способности всех производственных подразделений, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Нарушение этого принципа ведет к диспропорции, появлению «узких» мест в производстве, или к неполной загрузке отдельных участков.
7) Принцип параллельности достигается при одновременном выполнении частичных производственных процессов и отдельных операций над аналогичными деталями и частями изделия на различных рабочих местах, т.е. создание широкого фронта работы по изготовлению определенного изделия.
8) Принцип оптимальности предполагает выполнение всех процессов по выпуску продукции в необходимом количестве и в определенные сроки с наибольшей экономической эффективностью или с наименьшими затратами материальных и трудовых ресурсов.
9) Принцип профилактики – позволяет организовать такое обслуживание оборудования, которое направлено на предотвращение аварий и простоев технических систем (система планово-предупредительных ремонтов).
10) Принцип ритмичности показывает, что выпуск одинаковых или возрастающих объемов продукции происходит за равные периоды времени и соответственно повторяется через эти периоды на всех стадиях и операциях.
11) Принцип стандартизации состоит в широком использовании стандартизации, унификации, типизации и нормализации при создании и освоении новой техники и технологии. [3, c.103]
4. Системы управления качеством на предприятиях городского хозяйства
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции.
Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции.
Важным элементом в управлении качеством является сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации состоит в создании системы нормативно-технической документации.
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.
Цель стандартизации: выявление наиболее экономически оправданного решения.
Стандартизация - деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.
Результат стандартизации - нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов: стандарт или технические условия.
Стандарт - нормативный документ по стандартизации, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся различных видов деятельности; направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.
Главный орган по стандартизации в России: Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Основой Государственной Системы Стандартизации является фонд нормативных документов, состоящий из четырёх уровней:
1. Законодательные акты государства, законы в области стандартизации, технические законодательные акты по группам продукции;
2. Государственные и межгосударственные стандарты;
3. Отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ;
4. Стандарты предприятий и технические условия.
Правовой основой Государственной Системы Стандартизации является хозяйственное законодательство, включающее в себя Законы РФ о защите прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации. Важнейшими структурными элементами ГСС являются:
- органы и службы стандартизации;
- комплекс стандартов и технических условий;
- система контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий.
В России применяются следующие категории стандартов: межгосударственный (ГОСТ) - утверждается международными организациями по стандартизации; Государственный (ГОСТ Р) - утверждается Госстандартом;
В ГОСТ и ГОСТ Р включают:
- обязательные требования к качеству продукции и её безопасности для человека и среды;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости;
- обязательные методы контроля качества продукции;
- параметрические ряды и типовые конструкции;
- основные потребительские свойства, упаковка, маркировка;
- общепринятые термины и нормы.
Отраслевые стандарты (ОСТ);
Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО);
Стандарты предприятий (СТП).
На некоторые виды товаров разрабатываются технические условия (ТУ), утверждаемые изготовителем по согласованию с заказчиком. ТУ распространяются на узкую группу товаров.
Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 90 стран, работает с 1946 года. Основная задача международной стандартизации: гармонизация системы стандартов страны и приведениё её к международной, повышение качества продукции страны, сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. В международных стандартах устанавливаются требования к безопасности продукции и её совместимости. Основной упор делается на установление единых методов испытаний продукции, маркировку и терминологию, т.к. это необходимо для обеспечения взаимопонимания изготовителя и потребителя, вне зависимости от страны их пребывания. [1, c.94]
Серия международных стандартов ИСО 9000 включает:
ИСО 9000: общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
ИСО 9001: система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
ИСО 9002: система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;
ИСО 9003: система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;
ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
Особенности стандартов ИСО 9000:
1. Являются руководством предприятия «в области политики качества»;
2. Система качества разрабатывается с учётом конкретной деятельности предприятия;
3. Устанавливает жизненный цикл продукции в виде «петли качества» - схематической модели взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на разных стадиях - от определения потребностей до их удовлетворения;
4. Жёсткая ориентация на требования потребителя;
5. Большое значение придаётся качеству материально-технического снабжения производства;
6. Даётся учёт и оценка затрат на качество (в России пока не производится).
Международные стандарты ИСО серии 9000 могут использоваться как методический материал для разработки и совершенствования системы качества, а также обязательны к использованию, если организация сертифицирует свою систему качества с целью выхода на международный уровень. Следует отметить, что стандарты ИСО серии 9000 носят рекомендательный характер и устанавливают требования к системе качества в форме «что надо сделать», но при этом не указывают конкретно «как надо сделать». Это означает, что стандарты ориентированы на высокий накопленный совокупный интеллект руководителей организации, специалистов и рабочих.
Сертификация - комплекс действий, в результате которых посредством специального документа - сертификата или знака соответствия - подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов. Является важной мерой повышения конкурентоспособности.
Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия - изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.
Обязательная сертификация является прерогативой государства и направлена на обеспечение качества и безопасности продукции. С 2010 г. отменена обязательная сертификация на основные продукты питания (кроме детского ассортимента) и парфюмерно-косметическую продукцию. [14, c.112]
5. Рыночный товарообмен
Рынок как сфера товарообмена неизменно динамичен, крайне неустойчив и предельно требователен к своей клиентуре.
Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской инициативы со стороны персонала и руководителей.
Инициатива, в свою очередь, является функцией целевой установки, определенной самим предпринимателем или навязанной ему со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров. Для достижения поставленной цели предприниматель осуществляет комплексный анализ внутреннего потенциала предприятия и состояния внешней среды, в которой оно действует, и прежде всего:
физического и морального износа и структуры производственных мощностей предприятия;
кадров и их квалификации;
финансов предприятия и возможностей привлечения стороннего капитала;
конъюнктуры интересующих предприятия сегментов рынка.
На основе полученных данных определяются наиболее целесообразное направление деятельности и стратегия развития предприятия. Устанавливаются фирменные приоритеты, краткосрочные задачи и долговременные цели предприятия в целом и его подразделений. Формируется тактика поведения руководителей.
Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить предприятие (группа людей или отдельное лицо).
Приоритеты – это основные ценности, принятые фирмой в ее деятельности на период движения к цели, выраженные в форме идеи (например, создание и производство нового товара) или тактики поведения с целью завоевания рынков сбыта. Чаще всего приоритеты выражаются в конкретных показателях: качественные характеристики товара, финансовые ресурсы и их распределение. Например, основными приоритетами могут быть:
максимум прибыли на вложенный капитал;
минимум затрат на производство конкретной продукции;
устранение зависимости от некоторых внешних факторов (поставок сырья, материалов, оказываемых услуг и др.);
высшее качество продукции как гарантия расширения (или удержания) рынков сбыта.
Выбор приоритета в значительной степени обусловлен поставленной целью, а также состоянием внутренней и внешней среды предприятия.
Избранные приоритеты обязательно приобретают конкретную форму стоимостных или технических показателей работы предприятия и его подразделений или указаний для персонала в виде инструкций, распоряжений. После этого устанавливается контроль за соблюдением этих показателей и распоряжений. [4, c.104]
Информация о работе Производственные предприятия городского хозяйства и рыночный товаробмен