Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:56, курсовая работа
Социально-экономическое развитие сводится, в конечном счете, к достижению наивысшей производительности общественного труда. Производительность труда – это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы в условиях рыночной экономики. Специфической особенностью труда в торговле является то, что он обслуживает куплю-продажу, выступая как продолжение процесса производства в сфере товарного обращения. Труд торговых работников новой потребительской стоимости не создает, но без него стоимость не найдет своей реализации.
Введение___________________________________________________ стр. 4
План по труду и его содержание_____________________________ стр. 5
Кадры предприятий торговли, их профессионализм_____________ стр. 8
Планирование численности торговых работников______________ стр. 13
Производительность и эффективность труда___________________ стр. 16
Пути повышения производительности________________________ стр. 19
Планирование производительности__________________________ стр. 22
Заключение_________________________________________________ стр. 27
Список литературы____________________________
В процессе конкурса кандидатов выбор падает на наиболее квалифицированных и опытных специалистов. Однако трудно рассчитывать, что новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-то специальное оборудование. Да и работающим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания. Отсюда возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:
-
персонал больше узнает о
- работники знакомятся с новыми разработками;
- повышается удовлетворенность коллектива, поскольку люди чувствуют, что их ценят;
-
в сочетании с эффективным
стимулированием (например, повышением
заработной платы) обучение
Таким
образом, процесс
Определение потребности в обучении производится на различных уровнях (предприятия, отделов, рабочих мест). Оно зависит от результатов освоения новой работы, перевода на другую работу, продвижения по службе и так далее. Заключительным этапом является оценка результатов обучения, на котором подводятся его итоги, выявляется степень достижения цели, экономическая эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.
Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый – собственно профессиональная подготовка. Второй – последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.
Повышение квалификации – обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом в зависимости от целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала.
Под
непрерывностью подготовки понимается
преемственный процесс
Переподготовка – это приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, профессии, а также развитие навыков их применения в производственной деятельности. Необходимость такого обучения связана с переменой профессиональной деятельности.
Виды профессиональной переподготовки очень разнообразны. Типичными являются: направленная передача опыта, планомерная и систематическая смена рабочего места, проведение определенных переводов на новую должность, что часто связано с выполнением задач руководства, проведение дискуссий по актуальным трудовым вопросам и другие, то есть организованная форма повышения квалификации. Наряду с ней большое значение имеет неорганизованная или самостоятельная форма, когда необходимые знания получают из специальных журналов, лекций, заседаний, семинаров, бесед, дискуссий по обмену опытом, ознакомления с отраслевыми отделами и так далее.
Цель профессиональной переподготовки – достижение новой ступени квалификации в качестве специалиста. [1, с.236 – 239]
Планирование
численности торговых
работников
Все
планово-экономические расчеты
Явочный состав – это минимально необходимое количество работников, которые должны ежедневно являться на работу. Явочный состав предусмотрен для сохранения непрерывности процесса товарооборота.
Списочный состав – это все постоянные и временные работники, которые числятся на предприятии. Списочную численность можно установить на конкретную дату. Списочный состав для экономического анализа не подходит.
Среднесписочный состав – это среднее значение работников за определенный период времени, то есть численность работников, которая необходима предприятию с учетом замен в связи с отпуском, болезнями и другими причинами. [конспект]
Планирование численности работников должно включать прогнозирование и планирование на перспективу на основе показателей развития товарооборота, уровня производительности труда, плана развития. [7, с.304]
Численность работников может быть определена разными способами, но все они основываются на ее анализе за года, предшествующие плановому.
Анализу
подлежат изменения численности работников,
квалификационно-
В процессе анализа важно выяснить, какая часть работников занята непосредственно обслуживанием населения, организацией и управлением технологического процесса, а какая – вспомогательными, учетными и другими функциями. Такое деление дает возможность изучать персонал по характеру затрат труда и может быть положено в основу расчетов их соотношений на плановый период.
В
процессе изучения трудовых ресурсов
следует определять оборот рабочей
силы (изменение численности
Плановую численность на
На
предстоящий плановый год численность
торгового персонала
Численность остальных работников планируют с учетом накопленного опыта и условий работы предприятия. Так численность руководителей предприятия рассчитывают в зависимости от объема товарооборота, сменности работы предприятия, количества секций, отделов. [6, с.97]
Необходимую численность работников на новую сеть определяют исходя из планируемого прироста числа рабочих мест и средней численности работников на одно рабочее место. [6, с.95]
Таким образом, сводный расчет численности работников можно произвести по следующей схеме:
1) ожидаемая численность
2) прирост
численности работников на
а) на развитие сети магазинов;
б) на расширение дополнительных услуг;
в) на возмещение недокомплекта кадров
и так далее;
3) сокращение численности работников, в том числе за счет:
а) внедрения самообслуживания;
б) повышения уровня технического оснащения;
в)
изменения структуры
и так далее;
4) общий прирост численности работников в плановом году (п.2 – п.3);
5) проект плана численности
Очень важным является нормирование численности работников. Норма численности работников представляет собой число работников определенной профессии, квалификации, необходимое для формирования конкретного товарооборота (например, число продавцов для данного типа магазина, с данной площадью и определенным объемом продаж).
Нормативная
численность руководящих
После определения
потребности в отдельных
Производительность
и эффективность
труда
Понятие эффективности предполагает сопоставление затрат не только с экономическим, но и с социальным результатом труда.
Под эффективностью труда в сфере обращения понимаются результаты трудовой деятельности, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение спроса населения в разнообразных товарах и услугах при совокупных затратах отрасли и населения на покупку и продажу товаров. Ее увеличение предполагает ускоренный рост товарооборота по сравнению с затратами, относительное сокращение потребности в рабочей силе.
Затраты труда в сфере материального производства еще не полностью характеризуют эффективность труда. Поскольку предприятие торговли участвует в продолжении и завершении процесса производства и обеспечивает смену форм стоимости, постольку величина затрат этой сферы также влияет на эффективность общественного труда.
Главный измеритель экономической эффективности затрат живого труда – производительность труда, то есть объем товарооборота, дополнительных торговых услуг или других работ, приходящихся на одного среднесписочного работника в единицу времени.
Эффективность труда – это широкое понятие, включающее не только повышение производительности труда, но и степень удовлетворения спроса населения, уровень культуры торговли, сокращение издержек потребления и так далее.
В качестве системы показателей, характеризующих эффективность труда в торговле и сфере услуг, выступают следующие: производительность труда; доля затрат живого труда; относимых на сферу обращения, уровень расходов по заработной плате; прибыль, отнесенная к фонду заработной платы и приходящаяся на одного среднесписочного работника. [6, с.87]
Выбор
показателей измерения