Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:56, курсовая работа
Социально-экономическое развитие сводится, в конечном счете, к достижению наивысшей производительности общественного труда. Производительность труда – это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы в условиях рыночной экономики. Специфической особенностью труда в торговле является то, что он обслуживает куплю-продажу, выступая как продолжение процесса производства в сфере товарного обращения. Труд торговых работников новой потребительской стоимости не создает, но без него стоимость не найдет своей реализации.
Введение___________________________________________________ стр. 4
План по труду и его содержание_____________________________ стр. 5
Кадры предприятий торговли, их профессионализм_____________ стр. 8
Планирование численности торговых работников______________ стр. 13
Производительность и эффективность труда___________________ стр. 16
Пути повышения производительности________________________ стр. 19
Планирование производительности__________________________ стр. 22
Заключение_________________________________________________ стр. 27
Список литературы____________________________
Содержание
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Социально-
Я, как будущий бухгалтер, понимаю, что производительность и эффективность труда является одним из самых важных аспектов современного торгового предприятия.
Для всех предприятий сегодня главной целью является получение прибыли, и очевидно, что если, по каким-либо причинам, производительность труда находится не на должном уровне, то предприятию желаемой прибыли не получить никогда.
Осознавая
эту истину, я вижу, что в условиях
рыночной экономики внимание к организации
труда значительно повышается, так как
более высокий ее уровень обеспечивает
повышение экономической эффективности
предприятия без значительных дополнительных
капитальных затрат. Именно поэтому я
и выбрала тему «Производительность
труда» для написания своей курсовой работы.
План по труду,
его содержание
План по труду как составная часть плана экономического и социального развития торговли призван стимулировать высокоэффективный труд, обеспечивать производительность труда и превышение темпов ее роста над темпами роста средней заработной платы; соблюдать правильные соотношения в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством труда; побуждать коллективы экономно использовать трудовые ресурсы, полнее реализовать заложенные в новых методах хозяйствования возможности увеличения товарооборота, повышения культуры обслуживания покупателей.
Торговые организации разрабатывают план по труду самостоятельно и выступают главным координирующим центром в вопросах планирования и управления трудом по отношению к подведомственным структурным единицам и подразделениям. План по труду разрабатывается на основе плана товарооборота, плана развития торговой сети, результатов анализа достигнутых показателей за предплановый период.
Предприятие в пределах единого фонда оплаты труда определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждает штатное расписание. Кроме того, в составе планов по труду проводятся плановые расчеты уровня производительности труда, разрабатывается план подготовки и повышения квалификации кадров. [7, с.298]
Таким образом, план по труду включает в себя следующие разделы:
- штатное расписание;
- утвержденные должности и их оклады;
- план по производительности труда;
- план по товарообороту. [конспект]
В процессе планирования должны быть учтены особенности каждого показателя плана по труду с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости. Например, товарооборот должен расти быстрее фонда оплаты труда, производительность труда – быстрее средней заработной платы. Только при этих условиях создаются реальные предпосылки экономии ресурсов, высоких конечных результатов хозрасчетной деятельности при одновременном повышении материального благосостояния работников. [7, с.298]
В
деле воздействия на улучшение показателей
по труду большое значение имеет
использование норм затрат труда. Действия
по соблюдению этих норм способствуют
повышению эффективности
Нормирование труда – это составная часть процесса управления производством, задача которого – установить необходимые затраты труда на выполнение заданного объема работ при определенных организационно-технических условиях, необходимую меру участия каждого работника (бригады, коллектива) в совокупном труде; обеспечить непосредственную связь оплаты труда с конечными результатами. Данные нормирования труда используют для перспективного и текущего планирования трудовых затрат, организации труда и его оплаты, измерения индивидуальных и групповых затрат труда (работника, бригады). [7,с.299]
Комплекс норм выработки, времени, управляемости, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно данного предприятия, и представляет собой нормы затрат труда.
Норма выработки – это величина товарооборота, которую работник должен сформировать в единицу времени. Норма выработки продавца должна обосновываться с учетом трудоемкости реализации товаров и напряженности его работы в отдельные часы и дни недели. Рассчитанная норма должна сопоставляться с фактической выработкой продавцов. Если проектируемая норма значительно превышает фактическую выработку, необходимо устранить недостатки в организации труда, шире использовать совмещение профессий.
Норма времени – это время, необходимое для формирования определенной величины товарооборота.
Норма управляемости
– это численность работников,
подчиненных определенному
Норма численности – это число работников определенной профессии, квалификации, необходимое для формирования конкретного товарооборота (например, число продавцов для данного типа магазина, с данной площадью и определенным объемом продаж). [конспект]
Эти нормы разработаны для всех категорий работников торговых предприятий (продавцов, кассиров-контролеров, кассиров, уборщиков, грузчиков, бухгалтеров и тому подобных) и дифференцированы по типам магазинов в зависимости от среднемесячного объема продаж по годовому плану, площади торгового зала, режима и времени работы (с выходными или без выходных дней и количества часов работы в сутки). [4, с.594]
Разработке
Кадры предприятий торговли, их профессионализм
Для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе. Поэтому каждое торговое предприятие проводит кадровую политику. Основными ее направлениями должны стать: определение потребностей в рабочей силе, как по количеству, так и по качеству, форм ее привлечения и дополнения, разработка мероприятий по улучшению ее использования. Последняя относится как к повышению квалификации, так и к созданию условий для полного проявления стимулов к высокопроизводительному труду со стороны каждого работника. [2, с.67]
Персонал
предприятия – это совокупность
физических лиц, состоящих с предприятием
как юридическим лицом в
Кадры формируются в предприятии и определяются, в первую очередь, общегосударственными (внешними) факторами: ростом объема материального производства, повышением производительности общественного труда, изменением численности и состава населения. Кроме того, имеются внутриотраслевые и внутренние факторы предприятия: рост выручки от реализации товаров, работы и услуг, кооперация и распределение труда внутри сферы обращения, укрупнение и концентрация внутри торговли и бытового обслуживания, механизация трудоемких процессов, развитие прогрессивных методов обслуживания населения, совершенствование организации труда.
Формирование кадров происходит за счет разных источников. В момент открытия предприятия происходит найм работников на конкретные профессии. Трудовые ресурсы пополняются за счет работников, принятых на конкурсной основе. Но чаще всего предприятия пользуются услугами Центра занятости населения. С нанятыми работниками предприятие заключает контракт (договор), в котором обговариваются должностные обязанности, размер оплаты и условия труда. [6, с.84,85]
Кадры есть главная
Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь подразделяются на группы специальностей. Каждая специальность подразделяется по уровням квалификации. [конспект]
Профессия характеризуется комплексом теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Специальность – это дальнейшее разделение труда в пределах профессии. Квалификация зависит от уровня специальных знаний и практических навыков работника и характеризует степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, финансистов (специальность). Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2-й категории и без категории.
Структура
кадров любого торгового предприятия
с течением времени меняется, и
эти изменения обусловлены
-
внедрением достижений научно-
-
изменением размеров
- изменением формы обслуживания
и другими.
Для возмещения выбывающих (по различным причинам) работников на предприятии в рамках кадровой политики ведется работа по подбору и подготовке новых, а также переподготовке имеющихся кадров.
Подбор кадров для предприятия – один из важнейших моментов его деятельности – осуществляется на основе определенных принципов и методов. Для каждой должности решающим фактором является квалификация. [3, с.59,60]