Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение производительности и эффективности труда, методов планирования, показателей измерения производительности и определение путей повышения производительности.
Задачи исследования:
- изучить понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
- изучить показатели измерения производительности и эффективности труда;
- выявить пути повышения производительности труда;
- охарактеризовать планирование производительности труда в торговле;
- провести анализ и планирование производительности труда на примере ООО «КТМ» и выявить пути ее повышения.
Введение
1. Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле
2. Показатели измерения производительности и эффективности труда
3. Пути повышения производительности труда
4. Планирование производительности труда
5. Анализ и планирование производительности труда на примере ООО «КТМ» и пути ее повышения
Заключение
Список литературы
Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, престижем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так называемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работников.
Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются особенности труда работников, или дополнительные затраты, производимые по указанию администрации предприятия либо с ее согласия. Например, один из работников торговли в результате несчастного случая вынужден пройти курс реабилитации в санатории (например, две недели). Очевидно, что нанимать работника вместо временно отсутствующего высококвалифицированного нецелесообразно, поэтому на этот период администрация предлагает работнику соответствующей компетенции поработать сверхурочно, за что предприятие будет выплачивать ему в случае согласия доплаты. В современных условиях в торговле применяются следующие основные виды доплат:
- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ, например за одновременное выполнение функций товароведа и начальника сервисного обслуживания;
- за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
- доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время);
- за работу в ночное время;
- доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабочий день.
Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) на конкретном предприятии. При переходе работника на другое предприятие, а также на работу подругой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.
4. Планирование производительности
труда
Повышение производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в изготовляемой продукции уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, при этом абсолютная величина затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции сокращается. В планировании повышения производительности труда используются абсолютные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относительные, определяющие динамику ее роста.
В практике планирования роста производительности труда в зависимости от цели и объекта наибольшее распространение получили два метода:
- метод прямого счета на основе трудоемкости (выработки) производственной программы. Данный метод в большей степени применяется при планировании производительности труда по участкам, цехам, рабочим местам;
- метод планирования производительности труда по технико-экономическим факторам, применяется в целом по предприятию (фирме).
Планирование производительности труда методом прямого счета по участкам, рабочим местам производится следующим образом.
Изменение
производительности труда за определенный
период по показателям выработки (В) или
трудоемкости (Т) определяется при помощи
следующих формул:
Iпт = Во/Вб
или
Iпт
= Тб/То,
где Iпт -- индекс роста производительности труда;
Во и Вб -- выработка продукции в отчетном и базовом периодах в соответствующих единицах измерения;
То
и Тб -- трудоемкость продукции в отчетном
и базовом периодах (нормо-, человеко-часах).
ПТ = (Во/Вб)×100
или
ПТ
= (Тб/То)×100,
где
ПТ -- темп роста производительности труда,
%.
DПТ = [(Во - Вб) / Вб] × 100
или
DПТ
= [(Тб - То) / То] × 100,
где DПТ -- темп прироста производительности труда, %.
Процент
прироста производительности труда не
совпадает с процентом снижения трудоемкости
-- первый всегда больше второго. Соотношение
указанных показателей может быть определено
по следующим формулам:
DПТ = (DТ × 100) / (100 - DТ),
DТ
= (DПТ × 100) / (100 + DПТ),
где DТ -- процент снижения трудоемкости.
Так, например, если трудоемкость снижается на 10%, то производительность труда повышается на 11,1%: (10 × 100) / (100 - 10) = 11,1.
Если производительность труда повысится на 10%, то трудоемкость снизится на 9,1%: (10 × 100) / (100 + 10) = 9,1.
Рост производительности труда можно определить и по экономии рабочего времени (Э):
∆ПТ
= Э / (Тр-Э) × 100,
где Э -- экономия труда (человеко-часы);
Тр -- трудоемкость продукции по трудоемкости базисного периода (человеко-часы).
В целом по предприятию (фирме) планирование производительности труда по основным технико-экономическим факторам осуществляется в следующем порядке:
1.
Определяется экономия трудовых ресурсов
от разработки и внедрения каждого конкретного
i-го мероприятия по повышению производительности
труда (Эi):
Эi
= ∆Т / (Фпл × Квн)
где DТ -- изменение трудоемкости продукции от использования в производстве новой технологии, нового изделия, отдельного конкретного мероприятия и т.д. (нормо-час);
Фпл -- годовой фонд рабочего времени на одного рабочего в плановом периоде (час);
Квн -- плановый коэффициент выполнения норм данными рабочими.
2.
Определяется суммарная экономия трудовых
ресурсов (Э) под воздействием всех технико-экономических
факторов и мероприятий:
Э
= SЭi
3.
Определяется прирост производительности
труда на предприятии (в цехе, на участке),
достигаемый под влиянием всех факторов
и мероприятий (DПТ):
∆ПТ = Э × 100 / (Чр-Э) × 100,
где
Чр -- расчетная численность торгово-оперативного
персонала, необходимая для выполнения
годового объема работ при условии сохранения
выработки базисного периода (чел.). Может
определяться по формуле:
Чр
= ОПпл /Вб,
где ОПпл -- объем товарооборота в планируемом периоде в соответствующих единицах измерения;
Вб
-- уровень производительности труда (выработки)
в базисном периоде в соответствующих
единицах измерения.
5.
Анализ производительности труда на примере
ООО «КТМ» и пути ее
повышения
Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «КТМ» (ООО «КТМ»), торговое подразделение (фирменная розница).
Место нахождения: 654000, Россия, Кемеровская обл., г.Новокузнецк.
Почтовый адрес: 654040, Кемеровская обл., г.Новокузнецк, ул.40 лет ВЛКСМ, 100-89.
Видами деятельности Общества являются:
- посреднические услуги;
- коммерческая деятельность;
- торгово-закупочная деятельность;
- автотранспортные услуги;
- торгово-посредническая деятельность;
- ремонтно-строительная деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ [Устав, С.].
Компания «КТМ» работает на рынке производства и реализации мясопродуктов более 14 лет.
Организационная структура ООО «КТМ» представлена на рисунке 1.
Миссия компании «КТМ» - обеспечить покупателям возможность приобретать качественные колбасные, мясные изделия собственного производства, другие продукты в комфортных условиях фирменной розничной сети «КТМ», а также в содействии продвижению мясных изделий в розничные торговые точки г. Новокузнецка и городов Кузбасса. Развивая современные формы производства, оптовой и розничной торговли, стоя на защите интересов покупателей.
Реализация миссии базируется на следующих ценностях:
- персонал компании: профессионализм, индивидуальное развитие и опыт каждого сотрудника;
- гарантированно высокое качество изготавливаемой и реализуемой продукции;
- открытое и доверительное отношение к партнёрам;
- социальная значимость и полезность деятельности компании;
- командный дух и учёт мнения каждого;
- креативный подход к работе.
Рисунок
1 - Организационная структура ООО «КТМ»
Компания «КТМ» имеет собственную розничную сеть фирменных магазинов формата «бентан» - «магазин у дома» или «магазин за углом», еще их называют «конвиньенс» (от англ. convenience store - удобный магазин), магазин шаговой доступности. Магазины в «шаговой» доступности - до 10 минут ходьбы пешком, и предназначены для повседневных покупок 3-5 раз в неделю, ориентированы на все категории покупателей, независимо от уровня дохода. Форма обслуживания -- самообслуживание или индивидуальная через прилавок.
Небольшая площадь магазинов, небольшой, но необходимый ассортимент, минимум персонала дают возможность магазинам делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения потребителей в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные магазины. Небольшой магазин около дома -- он свой. Покупатели знают там продавцов, ассортимент, даже могут влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле.
Адреса магазинов «Филеймон»:
- «Филеймон» №1, пр. Курако, 30, магазин с широким ассортиментом;
- «Филеймон» №2, ул. Клименко, 46, магазин с широким ассортиментом;
- «Филеймон» №3, пр. Металлургов, 30, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №4, ул. Суворова, 2, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №5, пр. Бардина, 42, магазин - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты, консервы, соки;
- «Филеймон» №6, пр. Металлургов, 46, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;
- «Филеймон» №7, ул. Кирова, 75, мясная лавка - свежее мясо более 40 наименований, полуфабрикаты;
- «Филеймон» №8, ул. Переездная, 2, магазин - широкий ассортимент + склад для оптовиков - колбасы, деликатесы, сыры, замороженные полуфабрикаты;
- «Филеймон» №9, ул. Дружбы 19, магазин - павильон отдельно стоящий - широкий ассортимент.
Магазины самообслуживания:
Информация о работе Производительность и эффективность труда в торговле