Прибыль и рентабельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль при любых формах хозяйствования, особенно в условиях развития рыночных отношений, выполняет важные функции и поэтому ее роль трудно переоценить. Она не только выступает критерием эффективного управления хозяйственно-финансовой деятельностью, но и является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процесса.
В прибыли концентрируется эффективность всей хозяйственной деятельности торговой организации. Она является основным источником финансовых ресурсов для развития торговой организации и увеличения ее рыночной стоимости, она играет большую роль в создании гарантий для дальнейшего существования и развития предпринимательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
Глава 1. Сущность прибыли предприятия, принципы ее формирования…………………………………………………….……7
1.1. понятие прибыли коммерческого предприятия…………...7
1.2. различные категории прибыли……………………………..9
Глава 2. Показатели рентабельности коммерческого предприятия.12
2.1. понятие рентабельности…………………………………….12
2.2. показатели рентабельности, методы ее определения и повышения…………………………………………………………..13
Глава 3. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности………………………………………………17
3.1. внутренние и внешние факторы…………………………...17
3.2. налог на прибыль предприятий……………………………18
Глава 4. Планирование прибыли предприятия……………………...21
Глава 5. Использование прибыли коммерческого предприятия…...23
Глава 6. Прибыль и рентабельность организации…………………..25
Заключение………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………..33
Приложения……………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.[3]

Под целевой прибылью понимают ту прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Нормальная прибыль - минимальное вознаграждение предприятию, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной, то капитал устремляется в другую сферу.

Максимальная прибыль является целью частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств в определенный период. Достижение максимальной прибыли означает стремление к снижению расходов до минимума, обеспечению ликвидности, то есть тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, развитию мощностей предприятия.

Налогооблагаемая прибыль – это та часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством (налоговым) подлежит обложению налогом.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет собой чистую прибыль за вычетом налогов и отчислений, производимых из чистой прибыли. Она является вознаграждением владельцам капитала за риск.

На основе рассмотренного материала сделаем вывод: полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия, ее наличие может гарантировать процветание фирмы.

 

 

Глава 2. Показатели рентабельности коммерческого предприятия

2.1. Понятие рентабельности

 

Для оценки эффективности работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия или сделки. Многие торговые предприятия, получающие одинаковые суммы прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность-тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные. Рентабельность надо рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

В экономической теории применяется несколько определений рентабельности:

      прибыльность;

      отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;

      сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, фонду оплаты труда…

Таким образом, комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность. Она выражает абсолютный или относительный(в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов(основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:

где П – прибыль,

З – размер текущих затрат или используемых ресурсов.

 

 

 

2.2. Показатели рентабельности, методы ее определения и повышения

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли. По этой причине они являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1.      показатели рентабельности продукции;

2.      показатели рентабельности капитала;

3.      показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.

Прибыль от          балансовая              налогооблагаемая              чистая

Реализации            прибыль                         прибыль              прибыль

объем                      объем                           объем              объем

продаж                   продаж                          продаж              продаж

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного(К0) и отчетного(К1) периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации

;

;

или

;

;

,

где Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 – реализация продукции соответственно;

S1, S0 – себестоимость продукции соответственно;

К – изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом

.

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период

.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал(собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например,

Чистая прибыль              чистая прибыль              чистая прибыль

    Все активы              инвестиционный капитал              собственный капитал

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию интересует отдача всех активов; потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников – доходность акций.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируются по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую зависимость.

Чистая прибыль              чистая прибыль              объем продаж

  Все активы              объем продаж              все активы

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и фондоотдачей. Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Рентабельность собственного капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Ярким примером может послужить схема, отображенная ниже:

 

 

Чистый приток               чистый приток              чистый приток

денежных средств                денежных средств              денежных средств             

Объем продаж                 совокупный капитал               собственный капитал

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными деньгами.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства, прибыль от реализации и доходность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов, машин и оборудования.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности

3.1. Внутренние и внешние факторы

На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

К группе внешних факторов относятся:

      уровень развития экономики страны в целом;

      меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;

      природные факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

      не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, материалы, топливо; тарифов на услуги и перевозки; ставок арендной платы, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;

      нарушение поставщиками, финансовыми и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы оплаты труда, производительность труда, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу повышения доли потребления ее части.

 

3.2.Налог на прибыль предприятий

В условиях перехода к рыночной экономике существенно изменился механизм воздействия государства на хозяйственную деятельность предприятия – вместо директивных государство перешло к разнообразным экономическим формам этого воздействия. При этом одной из главных форм экономического регулирования деятельности предприятия является налоговая система.

В управлении операционной прибылью предприятия налоговые платежи играют важную роль, определяя не только размеры этой прибыли, но и способы достижения главной цели управления ею – обеспечения повышения уровня благосостояния собственника. Поэтому знание основ построения системы налогообложения, основных видов налоговых платежей и объектов налогообложения позволяет формировать эффективную налоговую политику предприятия, повышая общую эффективность деятельности.

В группе налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых за счет прибыли, главное место принадлежит налогу на прибыль. Ряд более мелких налоговых платежей не оказывают столь весомого влияния на разницу между валовой и чистой прибылью.

Как плательщики налогов, предприятия имеют определенные права и обязанности. Так, они обязаны:

      вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность в течении установленного государством срока;

      подавать в государственные налоговые инспекции и другие государственные органы бухгалтерскую отчетность и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов;

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия