Предприятие и трудовой коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методов управления фирмой.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по данному вопросу;
- изучить понятие и природу управления фирмой;
- изучить формы предприятия;
- изучить методы управления фирмой;
- изучить функции управления фирмой;
- рассмотреть самоуправление предприятием;
- изучить структуру трудового коллектива.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, КОМПАНИЯ 5
1.1Понятие и природа управления фирмой 5
1.2Формы предприятия 9
2. МЕТОДЫ, ВИДЫ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 16
2.1 Методы управления фирмой 16
2.2 Функции управления фирмой 18
3. ПРЕДПРИЯТИЕ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ 24
3.1 Самоуправление предприятием 24
3.2 Структура трудового коллектива 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

ГОТОВО 56 управление фирмой курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Важнейшей задачей планирования является прогнозирование (стратегия). Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Прогнозирование в основном связано с изучением рынка и инвестиционного климата, зачастую выливается в рыночную и инвестиционную стратегию предприятия. Постановка общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения.

Планирование включает несколько этапов: подробная и  объективная оценка состояния дел  в организации и определение  ее возможностей; определение цели (основной, промежуточных и второстепенных) и способов  достижения и, наконец, выбор методов оперативного контроля.

Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед  собой предприятие на перспективу. Планирование бывает долгосрочным, среднесрочным  и краткосрочным. Важнейшими показателями хозяйственной деятельности, которые  ставятся в центр планирования, являются объем продаж, доля на рынке и прибыль.

Каждый раз при разработке оперативного или стратегического  плана полезно обезопасить себя на случай непредвиденных событий, имея при себе не только главный, но и  запасной план. Последний должен быть составлен на основе трезвой оценки хозяйственной ситуации и ее возможных изменений по наихудшим для предприятия условиям. Особенность «аварийного» плана состоит в том, что он должен исполняться при любых обстоятельствах.

Бюджеты являются важным и широко используемым инструментом системы планирования. Бюджет в самом общем виде представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Обычно на предприятии  разрабатываются разные бюджеты, которые  и выражаются по-разному: смета доходов  и расходов, смета затрат времени, смета затрат материалов, бюджет капитальных затрат, кассовый бюджет, балансовая смета.

Составлять бюджет и  следить за его исполнением должен либо специальный работник, если речь идет о небольшом предприятии, либо специальная группа лиц, в состав которой входит руководство вывшего и среднего звена, заведующие или представители финансового отдела и подразделения по планированию. Эти лица не только организуют разработку бюджета, но и следят за его выполнением. В случае изменения бюджета руководство компании обязательно должно быть поставлено в известность.

Качество бюджета может  быть определено только в конце бюджетного периода, когда есть возможность  сопоставить запланированные и  результативные показатели. Однако надо иметь ввиду, что показатели бюджета  и его выполнение в действительности должны уточняться в течение бюджетного периода. Возможно даже, что бюджет придется изменить с учетом возникновения новой ситуации.

Однако любой, даже самый  лучший стратегический план – не догма, жизнь может и будет вносить  в него неожиданные изменения (например, при необходимости реорганизации предприятия, при падении спроса на производимый товар, неожиданных изменениях на рынке).

Ошибочно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой.

Мотивация – процесс  стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей  организации.5 Теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопределенны и сложны.

Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание будет реагировать  на него самым различным, иногда непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.

Искусство руководителя особенно наглядно проявляется в  умении стимулировать участие работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и признании результатов труда.

Достижение предприятием своих целей обеспечивается системой контроля. Контроль позволяет определить, насколько предприятие продвигается к осуществлению намечаемых целей, что способствует этому в наибольшей степени, что, напротив, мешает. Контроль, наконец, обеспечивает надлежащее выполнение задач, поставленных перед всеми элементами организационной структуры предприятия

Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным  и объективным. С другой стороны, контроль не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работников, фактором мотивации их рудовой деятельности. И наконец контроль должен быть экономически целесообразным.

Предпринимательская практика выделяет стратегический и оперативный контроль. Стратегический контроль направлен на выявление возможных шансов и рисков внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Он дает в основе качественные характеристики, и его результаты используются в стратегическом планировании. Оперативный контроль, который иногда называют стоимостным, направлен на оценку результатов деятельности предприятия, его проведение необходимо для оперативного планирования.

Исходным моментом процесса выработки и реализации управленческого  решения является то, что данный процесс – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на реализацию определенной управленческой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДПРИЯТИЕ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

 

    1.  Самоуправление предприятием

 

С исторической точки  зрения совсем недавно, всего лишь около  ста лет назад, владельцы собственности  распоряжались ею единовластно и  были вправе вводит любые формы управления, не считаясь при этом со мнением  общества. Владелец мог продать свое предприятие или его часть, закрыть его, сменить его ориентацию на впуск другой продукции, внедрить новую технологию, средства механизации и автоматизации, уволив при этом сотни рабочих.

Сегодня владелец собственности, будь это один хозяин или группа лиц, при реализации принципиальных, стратегических планов обязан считаться с интересами коллектива своего предприятия и обеспечивать такую организацию работ, которая отвечала бы правовым положениям, действующим в стране, решениям профсоюзов или других общественных организаций. Участие коллектива в организации управления принимает самые разные формы.

Современная концепция  организации управления подразумевает  решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальный стиль управления дает предприятию значительные преимущества. Член коллектива имеет право знать финансовое состояние, цели предприятия и контролировать методы реализации этих целей.

Коллектив—это группа людей, которая возникает для осуществления какого-либо вида трудовой деятельности (управленческой, материально-производственной, обслуживающей, социальной, творческой); разделяет цели, принятые самой группой или поставленные переднею извне, и обеспечивает объединение усилий всех членов группы для их достижения; разделяет нормы и ценности, служащие принципами трудовой деятельности и поведения ее членов; обладает в той или иной степени внутригрупповой интеграцией, достаточной стабильностью и определенным соотношением работников разного половозрастного, квалификационного и профессионального состава; отличается определенным характером трудовой деятельности работников, тем или иным качеством их труда; занимает определенное социально-экономическое положение.

Особенности правового положения закрытого акционерного общества работников (народного предприятия)

Народное предприятие - предприятие, находящееся в коллективной собственности его работников, неразделенной на доли, паи, то есть целиком принадлежащее всему коллективу и управляемое привлеченными коллективом менеджерами и советом управляющих.

Правовое положение  закрытого акционерного общества работников (народного предприятия) определяется Федеральным законом от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового  положения акционерных обществ  работников (народных предприятий)" (далее - Закон о народных предприятиях). К народным предприятиям могут применяться также положения о закрытых акционерных обществах, установленных Законом об акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Главные особенности народных предприятий.

Создание. Народное предприятие  может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным  законом, путем преобразования любой  коммерческой организации, за исключением  государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.

Первый этап создания - принятие решения участниками коммерческой организации о создании народного предприятия. Затем свое согласие на создание народного предприятия должны выразить работники организации (не менее чем 3/4 от численного состава). Если работники согласились с созданием народного предприятия, то между участниками организации и всеми работниками, решившими стать акционерами предприятия, заключается договор о создании народного предприятия. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может быть ниже 51 человека, а число акционеров не может превышать 5000.

Уставный капитал формируется  из выпускаемых народным предприятием обыкновенных акций. Главное жесткое  условие закона - работникам народного  предприятия должно принадлежать более 75% акций народного предприятия. Если по истечении максимум десятого финансового года данное условие не будет выполнено, предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке.

Законом установлены  ограничения также и на владение и распоряжение акциями народного  предприятия. Одно лицо не может владеть  более 5% акций народного предприятия. В случае превышения лимита акции подлежат выкупу народным предприятием по номинальной стоимости. Особенность правового положения народного предприятия заключается также и в том, что акционер-работник в случае его увольнения с предприятия обязан продать свои акции народному предприятию по выкупной цене. Если это разрешено уставом, уволившийся работник может продать свои акции работникам народного предприятия по договорной цене.

В любом случае акции, принадлежащие как работнику (в  том числе и уволившемуся), так и находящиеся на балансе народного предприятия не могут быть проданы генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии.

Управление. Органами управления народного предприятия являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, генеральный директор.

Законом о народных предприятиях предусмотрена исключительная компетенция  общего собрания акционеров. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, не могут быть переданы на разрешение другим органам народного предприятия. Особенностью проведения общего собрания народного предприятия является возможность установления голосования по принципу "один акционер - один голос", в отличие от классического "одна акция - один голос". При этом в законе дан перечень наиболее важных вопросов, решение по которым принимается исключительно по принципу "один акционер - один голос".

Общее руководство предприятием осуществляется наблюдательным советом  общества, который выбирается общим собранием акционеров сроком на три года. При этом председателем наблюдательного совета по должности является генеральный директор народного предприятия. Генеральный директор народного предприятия осуществляет текущее руководство деятельностью общества. Он избирается решением общего собрания акционеров не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  народного предприятия формируется  ревизионная (контрольная) комиссия.

Информация о работе Предприятие и трудовой коллектив