Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:09, лекция
Назначение сферы деятельности
Понятие и признаки предприятия
Цели, задачи функционирования
Предприятие – центральное звено отраслевых, территориальных комплексов
Предпринимательские права и обязанности
Классификация предприятий
Внутренняя структура предприятия
Рабочее место
Создание и оформление предприятия
Формирование устава
Реорганизация и ликвидация
Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Как видим на рис. 1.1, предприятия, заплатив устанавливаемую цену за факторы производства на ресурсном рынке, производят товары и услуги. Это основная функция предприятия. Масса товаров и услуг поступает далее домашним хозяйствам и государственным учреждениям для удовлетворения потребностей общества. Платежи, которые производят предприятия за экономические ресурсы (труд, капитал, предпринимательские способности), представляют собой себестоимость производимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи представляют собой потоки заработной платы, процента и прибыли в домохозяйстве, представляющие эти ресурсы.
В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на необходимые им товары и услуги.
Взаимное воздействие этого спроса и предложения предприятий определяют цены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует поток доходов от реализации ими этих товаров и услуг.
Домохозяйства и предприятия выступают на обоих рынках: на ресурсном и рынке продуктов. Но их роли на рынках оказываются в каждом случае противоположными. На ресурсном рынке предприятия выступают на стороне спроса, т.е. как покупатели, а домохозяйства как владельцы ресурсов - на стороне предложения, то есть как поставщики. На рынке продуктов (нижняя часть схемы) они меняются местами: домохозяйства оказываются на стороне спроса, а предприятия – на стоне предложения.
Как видим на рисунке, все типы хозяйственных субъектов действуют на одном рынке. Однако, характер взаимосвязей «предприятия – домашние хозяйства» и «предприятие – государственные учреждения» различен.
На потребительском рынке между предложением предприятий и спросом домохозяйств на определённые товары и услуги осуществляется взаимодействие классического типа: цены на них формируются после производства товаров. При этом предприятие в значительной степени подвержено риску недополучить прогнозируемый доход, даже заинтересовав покупателя более низкими ценами или льготами, или через интенсивную рекламу.
В отличие от ситуации на потребительском рынке, основная масса покупок государства осуществляется через систему «государственного заказа». Тогда цена на продукты и услуги может быть установлена до их производства. В этом случае риск для предприятия минимален, т.к. можно заранее оговорить цены, количество и условия поставок. Вместе с тем госучреждения могут производить покупки товаров, как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. (Н-р, канцтовары, компьютеры, продовольственные и промышленные товары для армии, войск МВД и др.)
Возникновение и функционирование рынка, в рамках которого осуществляется кругооборот ресурсов, дохода и продуктов, возможно при наличии ряда условий:
Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества. Наибольшую роль в этом механизме играет предприятие, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведённых продуктов и услуг. Отсюда появляется необходимость более детального изложения особенностей образования и функционирования предприятий.
Предприятие может существовать при любой экономической системе, будь это рыночная экономика или централизованно-управляемая. Выделим основные признаки предприятия:
1. Независящие от экономической системы
- использование производственных факторов – ресурсы и человеческий труд используются в любой экономике для обеспечения выпуска продукции. При этом предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов;
- экономичность – предприятие может: во-первых, максимизировать свой результат: при заданном объёме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции; во-вторых, минимизировать свой результат: определённый объём выпуска продукции должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов; в-третьих, оптимизировать свой результат: затраты и результаты находятся в определённом оптимальном сочетании;
- финансовое равновесие: своевременно выполнять свои платёжные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов;
2.Зависящие от экономической системы
А) Рыночная экономика
- автономность
- прибыльность по фактическому результату
- частная собственность и коллективная
- рыночная цена
- избыток рабочей силы
Б) Централизованно-управляемая экономика
-
подчинённость центральному
- выполнение плана любой ценой
- общественная собственность
- государственная цена
- недостаток рабочей силы
В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно, ориентируется на спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. В этих условиях преобладающей формой собственности должна быть частная и коллективная.
Предприятия, существующие в условиях централизованно-управляемой экономики, могут функционировать лишь при основополагающей роли общественной собственности.
Таки
образом, предприятие как единица
общехозяйственного процесса связано
со своей экологической средой в
системе кругооборота ресурсов, продуктов
и дохода, представляет собой относительно
независимую составную часть
национальной экономики. Придерживаясь
законодательства РФ, предприятие создаётся
в порядке, установленном законом, для
производства продукции и оказания услуг
в целях удовлетворения общественных
потребностей и получения прибыли.
3.
Цели, задачи функционирования
Из
определения предприятия
Подчёркивая производственную функцию предприятия, направленную на получение прибыли, необходимо представить его как организацию, в рамках которой функционируют отдельные частные лица со своими индивидуальными интересами. В этом плане предприятие является социальной системой, в которой необходимо согласовать интересы различных лиц и групп на основе приемлемого для всех сторон компромисса.
В целом задачи деятельности предприятия можно укрупнено разделить на три направления:
1. экономические;
2. социальные;
3. экологические.
Экономические – достижение не только безубыточности, но и прибыльности предприятия за счёт реализации товаров потребителям. В результате выполнения этой задачи осуществляется сложное взаимоотношение рыночного спроса и предложения, обеспечивается важный мотивационный элемент создания предприятия и производства благ.
Социальные – предприятие является частью социально-экономической системы общества. Они направлены на:
- совершенствование материального стимулирования – оплату труда, премирование, участие персонала в собственности и прибыли предприятия,
- создание более приемлемых для работника условий труда – расширение трудовых функций, обогащение труда, производственная ротация, использование гибких графиков, возможность профессионального роста;
- создание благоприятного микроклимата;
- возможность участвовать в управлении предприятием;
-
улучшение социального
Экологические – учитывают влияние производственной деятельности на окружающую среду. Они ориентированы на предотвращение ущерба окружающей среде – снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и их переработки, устранение шума и др.
Приступая к созданию предприятия, предприниматель или группа предпринимателей должна иметь перед собой чёткую и ясную цель, которая в свою очередь охватывает вопросы:
- рынок сбыта своей продукции, оказания услуг,
-
обеспечение необходимыми
- пополнения капитала.
Эти и другие вопросы отражаются в бизнес-плане предприятия.
Важным качеством любого предпринимателя является способность гибко реагировать на изменения ситуации. Необходимые качества предпринимателя – это целеустремлённость, упорство, готовность к неудачам, способность учиться и делать выводы из своих ошибок. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо чётко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах - официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.
В условиях рыночной экономики возрастает значение трёх основных направлений организации предприятия:
-
научной организации
- научной организации труда,
- научной организации управления.
Цель научной организации производства – создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надёжно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
Задача научной организации труда (НОТ) – построение здоровых нормальных отношений в коллективе, включает систему условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены рамками предприятия.
Научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего материально-технологического и экономического эффекта.
Любая
предпринимательская
4.
Предприятие –
центральное звено
отраслевых, территориальных
комплексов
Предприятие является основным производителем материальных ценностей, и с их помощью воспроизводят и нематериальные блага. Предприятие, как правило, специализируется на производстве однородной продукции. Поэтому предприятия, занимающиеся выпуском однородной продукции, объединяются в отрасли такие, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д. От территориальной расположенности тех или иных предприятий зависит специализация городов, сёл, областей, краёв, в которых они находятся. Обеспечение нормальных условий жизни, труда и быта населения решается совместно с местными органами власти.
От сюда следует, что предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, из которых формируются одновременно и отраслевые, и территориальные комплексы, образуются министерства, ведомства, края, области, города. Поэтому во всех государственных документах предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса. Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий. Задача системы хозяйственного управления на всех уровнях одна и та же, и для министра, и для директора завода, и для начальника цеха, и для мастера. Она сводится к тому, чтобы весь персонал работал продуктивно: каждый работник на своём рабочем месте работал добросовестно.