Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа
Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.
Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части.
Введение
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства и его функции
1.2 Формы предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в рыночной экономике
Глава 2. Анализ развития предпринимательства в России
2.1 Объективная необходимость и сущность приватизации
2.2 Развитие различных форм собственности в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Глава 3. Основные направления в развитии предпринимательства на современном этапе
3.1 Формы поддержки малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Инвестиции в основной капитал малых предприятий представляют собой совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретения машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения.
Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
«Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск». Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:
· обеспечение необходимых темпов роста,
· сглаживание циклических колебаний,
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. «Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования».
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:
-предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуру,
-помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
-проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
-увеличение числа рабочих мест,
-охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
-строительство очистных сооружений,
-развитие фундаментальных научных исследований,
-производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Подводя итог выше сказанного можно сказать том, что собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.
Глава 2. Анализ развития предпринимательства в России.
1.1 Объективная необходимость и сущность приватизации.
В развитии цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для пост социалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.
Особое внимание следует уделить исследованию участия иностранных инвесторов в приватизационных процессах. Постсоциалистические страны по-разному относятся к участию иностранных инвесторов в процессах приватизации. Некоторые делают ставку на передачу национальной собственности в собственность нерезидентов, другие, наоборот, стараются ограничить участие иностранцев в разгосударствлении экономики. Мировой опыт убеждает, что внесение прямых иностранных инвестиций через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий. После окончания массовой приватизации залогом поступления иностранного капитала в страну становятся успехи рыночного реформирования. Страны Центральной и Восточной Европы проводят их постоянно и последовательно, поэтому объем поступлении иностранного капитала в них значительно выше, чем в Украине.
Большой интерес для Украины представляет опыт приватизации в развитых странах. Великая Британия первой (на Западе) избрала путь массовой приватизации добилась при этом хороших результатов. Причиной приватизации была низкая эффективность работы государственных предприятий. Сочетание двух главных целей — уменьшение задолженности и распространение акций — означало, что приватизация в этой стране проходила в основном в форме продажи, но почти всегда по ценам ниже рыночной стоимости. На большинстве распродаж правительство поощряло граждан покупать акции по твердо установленным ценам с определенными ограничениями на случай слишком большого числа заявок. Низкие цены создавали дополнительную прибыль покупателям и увеличивали популярность таких распродаж за счет государства. Тем не менее большое количество отдельных граждан и частных предприятий, покупавших акции, вскоре уменьшилось, поскольку многие стали продавать свои акции, чтобы получить прибыль. Целями приватизации в Великой Британии являлись:
повышение производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала;
ограничение кредитных требований государственного сектора;
решение проблемы выплаты процентов государственному сектору;
ограничение государственного вмешательства в дела предприятия;
расширение форм собственности на средства производства;
перераспределение доходов.
Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия. Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций. Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров. Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной. Процесс приватизации можно разделить на несколько этапов:
• 1979 — первая половина 1984 г. — состоялся процесс малой приватизации;
• лето 1984 — осень 1987 г. — осуществлялась приватизация, заключавшаяся в расширении круга владельцев акций;
• 1988—1989 гг. — активно проводилась продажа коммунального хозяйства с акцентом усиления конкурентных начал в отрасли. По степени достижения поставленных целей приватизация в Великой Британии оценивается как успешная. Отличительные черты британской модели
приватизации, которые были порождены не идеологией, а практикой,
платность (или возмездность) и постепенность. Эти и другие особенности
британского опыта не являются чем-то специфическим, а потому были переняты многими странами.
Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев (с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги. Принятие гибкого законодательства обеспечило Министерству экономики возможность проводить процесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам — не более 20 %; стабильным акционерам — 15-30; персоналу приватизируемых компаний — 10 % предложенного капитала. Значителен сам принцип французской приватизации, основанный на методе создания автономных центров принятия решений в лице крупных предприятий, независимых от государственного аппарата. Формируя «твердые ядра» стабильных акционеров, сыгравшие ключевую роль в организации новых независимых структур, государство оградило себя от малейшего риска, который мог бы появиться, если бы эта организация опиралась на рыночные механизмы. Результаты второй волны приватизации были встречены французской общественностью сдержанно и получили неоднозначную оценку, хотя общий доход от ее проведения с лета 1993 по осень 1994 г. составил 110 млрд франков. Во Франции приватизация означала простое перераспределение прав собственности между субъектами хозяйственных отношений в рамках сложившейся рыночной системы, сопровождавшееся некоторым усилием роли частного капитала в экономике. Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.
Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике