Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.
Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства и его функции
1.2 Формы предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в рыночной экономике
Глава 2. Анализ развития предпринимательства в России
2.1 Объективная необходимость и сущность приватизации
2.2 Развитие различных форм собственности в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Глава 3. Основные направления в развитии предпринимательства на современном этапе
3.1 Формы поддержки малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

полностью курсовая.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

 

    Американская методика содержит обширный перечень личностных характеристик предпринимателя, однако, это не столько облегчает, сколько, наоборот, затрудняет выделение специфически предпринимательских. Большинство этих характеристик, за исключением, пожалуй, сопряженной с риском новаторской инициативы, присуще любому толковому работнику, прямо или косвенно связанному с организацией и управлением.

 

    Итак, анализ различных трактовок определений предпринимателя и менеджера показал, что одни ученые считают предпринимателем менеджера (управляющего), а другие предпринимателем считают собственника фирмы (хозяина). Разумеется, оба понятия тесно взаимосвязаны: ряд управленческих функций, таких, например, как принятие стратегических решений, ответственность и т.д., связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с другой - эффективное управление (менеджмент во всей его сегодняшней деятельности) по силам не каждому предпринимателю. В современных условиях понятия предприниматель и менеджер нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

 

    Активное внедрение менеджеров в производственную деятельность фирм поставило вопрос об источнике их доходов. Одним из первых этой проблеме уделил внимание Ж.-Б. Сей. Различая отношения собственности и предпринимательства, он сделал вывод, что доход на капитал отличается от предпринимательского дохода. То же самое подчеркивал позднее Френсис     Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим предпринимательским способностям .Раскрытие содержательной стороны этого понятия принадлежит А. Маршаллу, который также впервые ввел в научный оборот понятие чистого предпринимательского дохода и также говорил о неопределенности исхода дела, начатого предпринимателем. «Когда человек ведет предприятие, его годовую прибыль образует превышение доходов от предприятия над его издержками. Остаток от прибыли после вычитания из нее процента на его капитал обычно следует называть предпринимательским или управленческим доходом».

Из всего этого, разумеется, нельзя делать вывод, что функции собственника и предпринимателя не могут соединиться в одном лице. Современная западная практика свидетельствует о реальной возможности как совмещения, так и разделения этих функции, что служит проявлением диалектического характера взаимосвязи капитала-собственности и капитала-функции. С одной стороны, получая жалованье, предприниматель выступает как особого рода высокооплачиваемый наемный работник. С другой стороны, капитализируя прибыль предприятия и свои собственные доходы, он становится собственником капитала и с течением времени получает возможность вообще порвать с предпринимательством, как с весьма рискованным делом.

 

    Итак, на основании выше сказанного можно заключить, что роль малого предпринимательства в рыночной экономике значительна. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

 

 

   В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г. В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950) в своей работе “Теория экономического развития” (1912). В настоящее время под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Субъектами  предпринимательской деятельности выступают: отдельные граждане - предприниматели, коллективы людей, государство в лице государственных органов. Первые два субъекта формируют две основных формы предпринимательства: индивидуальное и коллективное. Предпринимательство может осуществляться без применения наёмного труда или с применением наёмного труда, без образования юридического лица или с образованием юридического лица. По своему характеру предпринимательская деятельность может быть коммерческой и некоммерческой.

 

         За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

 

    Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.

 

    Оно способствует развитию конкуренции и увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

 

         Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

 

         Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфические черты или  принципы предпринимательства:

 

         1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;

 

         2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций);

 

         3) предпринимательской деятельности присущ риск - вероятность возникновения убытков, недополучения  предпринимателем дохода или даже его разорения;

 

         4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.

 

    Предпринимательство может быть коммерческим и некоммерческим. Под  коммерческим   предпринимательством понимают  деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве своей основной цели. Коммерческое предпринимательство может осуществляться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (унитарным считается коммерческое предприятие, не наделённое правом собственности на закреплённое за ним имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Коммерческое предпринимательство может осуществляться в непроизводственной сфере (напр., профессиональный спорт, концертная деятельность), в торговой сфере, в сфере услуг (туристический бизнес, юридические, консультационные услуги), в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.).

 

         Предпринимательство некоммерческое - деятельность, целью которой не является получение прибыли и, соответственно, не предусматривающая распределение полученной прибыли между  участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Некоммерческое предпринимательство может осуществляться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. (Лапуста М.Г. Предпринимательство.  Москва: Инфра-М, 2005.)

 

Значение предпринимательства

 

Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).

 

Получение прибыли, составляющее главную цель предпринимательства, также не может служить его отличительным признаком. На получение прибыли ориентированы все предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете, функционирующие в условиях самоокупаемости.

 

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской, бизнесом.

 

    Чаше всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых форм, таким как малые предприятия с численностью работников от нескольких до ста-двухсот человек. Есть даже такое понятие «малый бизнес«. Отсюда и число предпринимателей довольно велико. В России оно уже исчисляется миллионами, а в США насчитывается свыше пятнадцати миллионов небольших фирм, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей.

 

    Предпринимательству обычно присуши тактический способ действий, относительная кратковременность бизнес - операций, сделок. Предприниматель склонен проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой продолжительности. В одних ему сопутствует успех, в других неудача, важно чтобы в целом прибыль покрывала, превышала убытки.

 

    Предпринимательство общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. Могут выступать в качестве российских предпринимателей граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое приобретенное на законном основании имущество.

 

    Движение к предпринимательству есть эффективный путь обновления экономики, возрождения в россиянах хозяина. Как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своей речи по поводу избрания Б. Н. Ельцина Президентом России, «следует непрестанно исходить из антропологического реализма, свидетельствующего о том, что три поколения советских людей выросли в условиях, отбивавших у них охоту и отучавших от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины, от самого обычного труда, от прилежания, от инициативы». Есть надежда, что предпринимательство будет способствовать возрождению утерянного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. С этой точки зрения набор предпринимательских функций представляет собой ни что иное как специфические виды управленческой деятельности

 

    Управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом — вот функциональная сфера предпринимателя. Являясь управленческими по форме и по содержанию, как предпринимательские функции, они имеют особую специфику.

 

    Управление финансами лишь на первый взгляд ограничивается вопросами привлечения и использования денежных средств. В действительности содержание этой функции глубже. Главная задача финансового управления — обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизуемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу от инвестированных средств, применяя наиболее эффективные способы их использования. Это означает, что основным содержательным моментом данной функции предпринимателя является обеспечение роста стоимости активов предприятия и его финансовой устойчивости.

 

    Функция материально-технического обеспечения состоит в том, чтобы бесперебойное снабжение обеспечивалось при минимальных запасах. Самым сложным в решении этого вопроса является далеко не организационная сторона дета, а непредсказуемость рыночной конъюнктуры. Поэтому главная задача предпринимателя состоит в выборе оптимального сочетания рыночной и нерыночной форм осуществления материально-технического обеспечения.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике