Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 02:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести предельный анализ и определить пути оптимизации прибыли. Данная цель требует постановки следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты анализа и оптимизации прибыли;
- провести предельный анализ прибыли на примере предприятия ООО «Техкомплект»;
- выявить факторы роста прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ 9
1.1 Экономическая сущность прибыли 9
1.2 Понятие предельного анализа прибыли 13
1.3 Основные методы анализа и оптимизации прибыли предприятия 15
ГЛАВА 2. ПРЕДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ» 19
2.1 Характеристика деятельности ООО «Техкомплект» 19
2.2 Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства 20
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ РОСТА ПРИБЫЛИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Вариант производства (или потребления), при котором предельные выгоды равны предельным затратам, считается оптимальным, наилучшим.
Это главное правило предельного анализа, а также принцип экономического мышления и рационального поведения людей.
Разумный человек не должен принимать неэффективные решения. К примеру, покупать для себя еще один билет в театр (предельная выгода равна нулю) или делать уроки поздним вечером (предельная выгода меньше предельных затрат). Любое предприятие и государство при разработке планов экономического развития обязано учитывать правило равенства предельных затрат и выгод. Фирма может построить в деревне многоэтажный дом, но предельная выгода, скажем от возведения пятого этажа будет меньше предельных затрат, поскольку сельские жители предпочитают жить в отдельном доме. Правительство может несколько раз в год брать взаймы у международных финансовых организаций, однако, предельная выгода от дополнительного кредита будет намного ниже предельных затрат. В лучшем случае правительство погасит некоторую часть внешнего или внутреннего долга, который значительно вырастет за счет очередных заимствований.
1.3 Основные методы анализа и оптимизации прибыли предприятия
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Эти методы могут быть на вооружении налоговых органов, кредитных и финансовых учреждений, органов контроля, арбитража и др., т.е. тех звеньев, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.
Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Анализируется изменение состава и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.
Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли в остатках готовой продукции от прочей реализации и внереализационных операций.
В связи с тем что подавляющую часть валовой прибыли (95— 97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.
Важная роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.6 Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).
Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.
Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов и исчисляется по формуле:
Р= (Я: А) х 100,
где Р — рентабельность активов, %;
Я — сумма прибыли после уплаты налога, руб.; А — сумма активов фирмы, руб.
Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Рентабельность продукции исчисляется по формуле:
Р= (Я: Сп) х 100,где
Р — рентабельность продукции, %;
Я — валовая прибыль предприятия, руб.;
Сп — полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.
Эти показатели — рентабельности продукции и рентабельности продаж — взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.7
Рост любого показателя рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями и процессами. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация основных и оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе развития намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Таким образом, предельный анализ прибыли играет одну из главных ролей в анализе хозяйственной деятельности фирмы. Без проведения данного анализа прибыли не возможно осуществить полноценное планирование будущей деятельности предприятия. Предельный анализ прибыли позволяет определить тот оптимальный объём продукции, который необходимо выпускать для достижения её максимальной величины. Умение оперировать предельными величинами – вершина мастерства анализа хозяйственной деятельности предприятия. Поддержание равновесного баланса предельных величин и получаемой прибыли – путь к коммерческому успеху.
ГЛАВА 2. ПРЕДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Техкомплект»
Основным
видом деятельности ООО «Техкомплект»
является производство и реализация продукции
из металла: двери, решетки,
изготовление изделий по имеющимся образцам,
так и по индивидуальным
проектам заказчиков.
Целью деятельности ООО «Техкомплект» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынках г. Каменска-Шахтинского и Ростовской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма «Техкомплект» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). В ООО «Техкомплект» создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб.
Высшим
органом управления ООО «Техкомgлект»
является собрание
участников. В его компетенции находятся
вопросы определения главных
направлений предпринимательской деятельности,
рассмотрение и
утверждение смет, отчетов и балансов,
избрание и отзыв исполнительного
органа и ревизионной комиссии, определение
условий оплаты труда
должностных лиц, распределения прибыли
и определение порядка покрытия убытков
и др.
Исполнительным органом ООО «Техкомплект» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
ООО «Техкомплект» выпускает широкий ассортимент продукции из металла, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую
продукцию ООО «Техкомплект» аналогичны ценам конкурирующих фирм.
Распределение чистой прибыли ООО "Техкомплект" осуществляется посредством образования специальных фондов; фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда.
Фонд накопления ООО "Техкомплект"
используется на конструкторские и технологические
работы, разработку и освоение новых видов
продукции, технологических процессов,
на финансирование затрат,
связанных с техническим перевооружением
и реконструкцией производства,
проведением природоохранных мероприятий.
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы, отражающие деятельность и содержащие данные ООО «Техкомплект», необходимые для предельного анализа.
2.2 Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства
Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно, при определенных сочетаниях этих величин. При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли предприятия, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек.
Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта.
Соответственно
предельные издержки равны
Введем следующие условные обозначения:
Q – количество товаров (продукта);
Р – цена единицы товара;
PxQ – доход (выручка) от реализации товара;
C – издержки производства (затраты);
R – прибыль от реализации.8
Тогда основная цель предпринимательской деятельности, т.е. стремление получить максиму прибыли, может быть представлена в формальном виде следующей функцией:
R = ( Р x Q ) – C ® max.
Применение предельного подхода к этой функции дает следующее соотношение:
Отсюда следует: чтобы прибыль была максимальна, необходимо равенство предельных издержек и предельных доходов, а также отрицательный знак второй производной прибыли по количеству продукта:
Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса Р = F (Q) и издержек C = & (Q).
Проведем анализ оптимальности объема производства по предприятию. Предварительно сделаем необходимые выписки исходных данных для последующих расчетов (табл.1.).
Таблица 1
Исходные данные для предельного анализа
Показатели |
Базис-ный год |
Годы | ||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й | ||
Производство продукции в натуральном выражении (Q), шт. |
1974 |
2002 |
2177 |
2417 |
2605 |
2695 |
Цена единицы продукта (Р), руб. |
5375 |
5506 |
5513 |
5068 |
4760 |
4764 |
Затраты (издержки производства) по полной себестоимости (C), тыс. руб. |
8342 |
8412 |
9650 |
9870 |
9944 |
10137 |
Выручка от реализации (РхQ), тыс. руб. |
10611 |
11024 |
12003 |
12234 |
12401 |
12840 |
Прибыль (R ), тыс. руб. |
2269 |
2612 |
2353 |
2364 |
2457 |
2703 |
Информация о работе Предельный анализ прибыли на примере предприятия ООО «Техкомплект»