Предельный анализ прибыли на примере предприятия ООО «Техкомплект»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – провести предельный анализ и определить пути оптимизации прибыли. Данная цель требует постановки следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты анализа и оптимизации прибыли;
- провести предельный анализ прибыли на примере предприятия ООО «Техкомплект»;
- выявить факторы роста прибыли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ 9
1.1 Экономическая сущность прибыли 9
1.2 Понятие предельного анализа прибыли 13
1.3 Основные методы анализа и оптимизации прибыли предприятия 15
ГЛАВА 2. ПРЕДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ» 19
2.1 Характеристика деятельности ООО «Техкомплект» 19
2.2 Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства 20
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ РОСТА ПРИБЫЛИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа экономич.анализ Елисеева.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Прибыль - это конечный финансовый результат и главная цель предпринимательской и производственной деятельности, характеризующаяся абсолютную эффективность работы хозяйствующих субъектов, которые в процессе функционирования стремятся к получению наибольшей прибыли и путем производства и реализации востребованных рынком товаров, работ и услуг.

Получение прибыли, и ее наращивание является экономическим условием успешного функционирования предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом. Прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования предпринимательской и производственной деятельности, финансовой основой ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива отдельного предприятия и всего населения страны. За счет прибыли обновляются основные фонды, расширяются масштабы производства, создаются предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами, поэтому прибыль является важнейшим обобщающим показателем эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках, ассортиментом. Уровнем затрат и инфляционными процессами, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.

Прибыль также является основной базой формирования бюджетов различных уровней - от местного до федерального - и показателем уровня национального дохода. Чем большую прибыль получают предприятия, тем больше отчислений из этой прибыли на налоги и формирование бюджетов. А это создает экономические предпосылки для роста заработной платы бюджетным работникам, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Увеличение прибыли дает больше возможностей для расширенного воспроизводства, внедрения мероприятий по улучшению качества продукции и ее удешевления. Все это в конечном итоге способствует улучшению жизни людей и укреплению экономического могущества страны. Поэтому в росте прибыли заинтересованы все - от работника, предприятия и отрасли до государства в целом. Этим и определяется актуальность проблемы увеличения прибыли предприятия в современных рыночных условиях.

Одной из основных задач по максимизации прибыли является овладение современными методами эффективного управления прибылью, в том числе ее планирования, формирования и распределения, в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, что предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование эффективных методов ее анализа, планирования и распределения.

В настоящее время есть тенденция в рыночной экономике к стабильности и экономическому росту, что будет способствовать увеличению доли прибыльных предприятий. И когда организации являются самофинансируемыми, анализ финансовых результатов, а именно, прибыли, которая и является основным источником самофинансирования (т.е. финансирования собственных капитальных вложений в развитие производственной и социальной базы организации), позволяет выявить возможности этих организаций по максимизации прибыли.

Поэтому тема, связанная с анализом и управлением финансовыми результатами предприятия в условиях рынка, является крайне актуальной.

Цель курсовой работы – провести предельный анализ и определить пути оптимизации прибыли. Данная цель требует постановки следующих задач:

- раскрыть теоретические  аспекты анализа и оптимизации  прибыли;

- провести  предельный анализ прибыли на  примере предприятия ООО «Техкомплект»;

- выявить  факторы роста прибыли.

Объектом исследования в настоящей работе является ООО «Техкомплект».

Предмет исследования – предельный анализ.

Информационной базой для исследования курсовой работы явилась литература по различным источникам, публикации различных журналов, а также текущие и планируемые показатели для предельного анализа ООО «Техкомплект».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ

 

1.1 Экономическая сущность прибыли

 

Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.1 Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них — с условными названиями: экономический и бухгалтерский — можно рассматривать как базовые.2

Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количественно, т. е. как рассчитать прибыль. Несложно сообразить, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т. е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах,— именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.

Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным. Условность количественной оценки прибыли при таком подходе проявляется не только в субъективности квантификации исходной базы для расчета, но и в том, что далеко не все изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.

Именно поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами.3 Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).

Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.

Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма).

Несложно сформулировать причины, объясняющие, почему бухгалтерский подход доминирует на практике. Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные, виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли.4 Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь.

Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

1) В число образующих факторов  включена выручка, получаемая предприятием  от различных видов предпринимательской  деятельности, в том числе от  реализации продукции, занимающая  основной удельный вес, от реализации  прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих  факторов — доходы от долевого  участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы  по ценным бумагам, безвозмездная  финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

2) Взаимовлияющие факторы включают  внешние, определяемые финансово-кредитной  политикой государства, в том  числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также  внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость  оборотных средств.

3) Факторы распределения состоят  из платежей обязательного характера  в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

  1. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

 

  • 1.2 Понятие предельного анализа прибыли
  •  

  • В процессе исследования хозяйственной жизни общества экономисты пришли к выводу, что люди принимают решения на «пределе». Это значит, что они анализируют небольшие изменения какой-либо величины. Например, произвести (продать) 99 или 100 автомобилей. Такие решения экономисты называют предельными, а анализ — предельным.

    Предельный анализ - анализ, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. При этом считается, что хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной предельной полезности - приращения полезности на единицу затрачиваемых ресурсов, затрат.

    При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:

    а) по-разному выглядит динамика издержек;

    б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.

    Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход.

    Методика предельного анализа прибыли сводится к решению задачи оптимизации прибыли, причём прибыль рассматривается как функция от двух переменных: цены и объёма продаж. Совокупные издержки здесь не рассматриваются как фактор, непосредственно влияющий на прибыль, так как совокупные издержки зависят от объёма продаж, о чём было раскрыто выше. Конечно, совокупные издержки можно уменьшить, путём модернизации производства, но это другая тема для обсуждения.

    Выбирая максимизирующий прибыль выпуск продукции, необходимо сравнивать издержки предприятия и доход для каждой дополнительно проданной единицы продукции. Когда доход превышает издержки, продажа дополнительной единицы продукции увеличивает прибыль. Когда доход падает ниже издержек, продажа дополнительной единицы продукции будет понижать прибыль. Изменение прибыли от продажи дополнительной единицы продукции – это разница между доходом от единицы продукции и его издержками. Это предельная прибыль.5

    Информация о работе Предельный анализ прибыли на примере предприятия ООО «Техкомплект»