Повышение эффективности использования материально-технической базы для торговых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования материально-технической базы для торговых предприятий.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- исследование формирования материально-технической базы торгового предприятия;
- обоснование системы показателей оценки эффективности использования материально-технической базы на конкретном предприятии;
-анализ эффективности использования материально-технической базы на торговом предприятии «Незабудка».

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………………..3
2.Материально – техническая база предприятия. 5
2.1.Понятие материальных ресурсов и показатели их использования. 5
2.2. Анализ ценности сырья и материалов. 7
2.3. Определение оптимального количества заказов. 8
2.4. Выбор предприятий – поставщиков сырья и материалов. 10
2. 5. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению.. 12
2.6. Экономическое использование ресурсов. 15
3.Материально – технические показатели торгового предприятия «Незабудка». 21
4.Заключение. 29
Список литературы: 31
Приложения

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Торговый  центр «Незабудка» рассчитан  на широкий круг потребителей, но в  основном это женщины, многие из которых  имеют детей. На этом факте и основывается выбор новых направлений в  развитии магазина.

Анализ  товарооборота торгового центра «Незабудка» по общему объёму и ритмичности торговой деятельности проведем по месяцам за 2008-2009 г.г.

Товарооборот торгового центра«Незабудка» за 2008-2009 г.г.

Таблица №1

Месяц

Товарооборот, руб.


 

 

2008

2009

Январь

343461,50

4883824,70

Февраль

548819,60

5407422,20

Март

822152,00

5976592,60

Апрель

1214163,91

6547718,70

Май

1544614,00

7023724,10

Июнь

1922924,20

7563436,40

Июль

2293356,70

8107473,50

Август

2651416,00

8616671,40

Сентябрь

3051780,70

9127846,50

Октябрь

3372252,00

9638291,30

Ноябрь

3802292,70

10187636,70

Декабрь

4197712,30

10704879,50


Исходя  из данных в таблице, можно рассчитать валовой оборот за месяц. Для этого  из суммы последующего месяца вычитаем сумму предыдущего месяца каждого  года.

2008 г.

Январь: 548819,60 – 343461,50 = 205358,10

Февраль: 822152 – 548819 = 273332,40

Март: 1214163,91 – 822152 = 392011,91

Апрель: 1544614 – 1214163,91 = 330450,09

Май: 1922924,20 – 1544614 = 378310,10

Июнь: 2293356,70 – 1922924,20 = 370432,50

Июль: 2651416 – 2293356,70 = 358059,30

Август: 3051780,70 – 2651416 = 400364,70

Сентябрь: 3372252 – 3051780,70 = 320471,30

Октябрь: 3802292,70 – 3372252 = 430040,70

Ноябрь: 4197712,30 – 3802292,70 = 395419,60

Декабрь: 4883824,70 – 4197712,30 = 686112,40

2009 г.

Январь: 5407422,20 – 4883824,70 = 523597,50

Февраль: 5976592,60 – 5407422,20 = 569170,40

Март: 6547718,70 – 5976592,60 = 571126,10

Апрель: 7023724,10 – 6247718,70 = 476005,40

Май: 7563436,40 – 7023724,10 = 539712,10

Июнь: 8107473,50 – 7563436,40 = 544037,10

Июль: 8616671,40 – 8107473,50 = 509197,90

Август: 9127896,50 – 8616671,40 = 511225,10

Сентябрь: 9638291,30 – 9127896,50 = 510394,80

Октябрь: 10187636,70 – 9638291,30 = 549345,40

Ноябрь: 10704879,50 – 10187636,70 = 517242,80

Декабрь: 11398129,30 – 10704879,50 = 693249,80

По показателям  валового оборота за месяц можно  вычислить среднегодовой месячный оборот (Ксг.об.) за каждый год. Для этого необходимо сложить показатели валового оборота за каждый месяц анализируемого года и разделить сумму на число месяцев в этом году.

2008г.

205358,10 + 273332,40 + 392011,91 + 330450,09 + 378310,10 + 370432,10 + 358059,30 +

Ксг. об. 12

+ 400364,70 + 320471,30 + 430040,70 + 395419,60 + 686112,40

12 = 378363,6

2009г.

523597,50 569170,40 + 571126,10 + 476005,40 + 539712,30 + 544037,10 + 509197,90 +

Ксг. об. 12

+ 511225,10 + 510394,80 + 549345,40 + 517242,80 + 693249,80

12 = 542858,72

Исходя  из полученных данных, можно  вычислить среднемесячный рост товарооборота (Кр.об.) Для этого используем формулу

среднегодовой месячный оборот за 2006 г.

Кр. об среднегодовой месячный оборот за 2005 г. • 1,15

Получим:

542858,72

Кр. об 378363,6 • 1,15 = 1,25

По полученным результатам видно, что по сравнению  с 2005 г. в 2006 г. произошёл значительный прирост товарооборота (25%). Это было достигнуто благодаря расширению ассортимента товара.

При анализе товарных запасов по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют по отношению к товарообороту истекшего месяца. Основными задачами подобного анализа являются:

- изучение  степени обеспеченности товарными  запасами товарооборота и регулярности снабжения населения;

- выявление  причин отклонений фактических  запасов товаров от установленных  нормативов. Для проведения анализа  товарных запасов предприятия  «Незабудка»  нужно рассчитать средние размеры товарных запасов в 2008-2009 г.г.

Товарные запасы торгового центра «Незабудка» за 2008-2009 г.г.

Таблица №2

Месяц

Товарный запас, руб.

Товарный запас, руб.


 

2008

2009

Январь

510375

841706

Февраль

531120

976256

Март

489070

1076407

Апрель

541688

980373

Май

573767

1115770

Июнь

576825

1252600

Июль

650155

1340022

Август

597590

1271898

Сентябрь

619903

1351078

Октябрь

603564

1500688

Ноябрь

825655

1650298

Декабрь

841706

1799127


 

 

 

 

 

 

 

Используя  эти данные  можно рассчитать средний размер товарных запасов (Кср. т.з). Для этого необходимо сложить данные отдельно за каждый год и разделить на количество месяцев в этом году.

2008 г.

К ср т.з = 510375 + 531120 + 489070 + 541688 + 573767 + 576825 + 650155 +

+ 597590 + 619903 + 603564 + 825655 + 841706 613451,5

2009 г.

К ср т.з = 841706 + 976256 + 1076407 + 980373 + 1115770 + 1252600 + 1340022

+ 1271898 + 1351078 + 1500688 + 1650298 + 1799127 1263001,92

»  «Основные фонды торгового центра в нашем случае включают в себя:

- здание  магазина «Незабудка»

- транспортное  средство (ВАЗ 21111 2000 г. в.).

Основываясь на данных публикаций в прессе о  продаже подобных объектов недвижимости и транспортных средств, мы приходим к выводу, что рыночная стоимость  основных фондов  торгового центра составила:

2008 г.

- здание  магазина – 2 млн. рублей;

- автомобиль  – 120 тыс. рублей.

2009 г.

- здание  магазина – 2,4 млн. рублей;

- автомобиль  – 100 тыс. рублей.

Стоимость основных фондов (здание + транспортное средство) равна в 2008 году – 2,120 млн. рублей, а в 2009 году – 2,5 млн. рублей.

Эффективность использования основных фондов торговли характеризуется следующими показателями:

- фондоотдача;

- фондорентабельность;

- фондоёмкость.

Рассчитаем  фондоотдачу (ФО) за 2008-2009 г.г. Для этого  сначала рассчитаем розничный товарооборот, опираясь на данные таблицы 2.1.

2008 г.

Розничный ТО = 4883824,7 – 343461,5 = 4540363,2

2009 г.

Розничный ТО = 11398129,3 – 4883824,7 = 6514304,6

Фондоотдача за 2008-2010 г.г. Она представляет собой  соотношение розничного товарооборота  за определённый период к среднегодовой стоимости основных фондов за этот же период. Формула имеет следующий вид:

Розничный ТО

ФО = Стоимость основных фондов

Используя эту формулу, получим:

2008г.

4540363,2

ФО = 2120000 = 2,14

2009 г.

6514304,6

ФО = 2500000 = 2,61

Фондоёмкость  является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарооборота. Рассчитаем фондоёмкость (ФЕ) за 2005-2006 г.г.

Среднегодовая стоимость основных фондов

ФЕ = Розничный ТО

Используя формулу, получим:

2008 г.

2120000

ФЕ = 4540363,2 = 0,47

2009 г.

2500000

ФЕ = 6514304,6 = 0,38

Теперь можно  рассчитать фондорентабельность (ФР) за 2008-2009 г.г. Фондорентабельность представляет собой соотношение прибыли за отчётный период к стоимости основных фондов. Формула расчёта фондорентабельности имеет вид

Прибыль за отчётный период.

ФР = Стоимость основных фондов

Используя эту формулу, получим:

2008г.

221626,1

ФР = 2120000 = 0,10

2009 г.

569893,5

ФР = 2500000 = 0,23

Из расчётов видно, что использование основных фондов характеризует ситуацию положительно. Так, фондоотдача характеризует прирост выручки на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондоёмкость же, наоборот, уменьшилась (0,47 до 0,38), и также  оценивается положительно. Фондорентабельность  также увеличилась (с 0,10 до 0,23).

4.Заключение

Поставленная цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей и аналитического материала  на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.

При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия, избегая излишних издержек. Учитывая важность правильного распределения и эффективного использования материальных ресурсов, а также необходимость постоянного учета и контроля их распределения, целесообразно рекомендовать наладить на предприятиях эффективную систему каждодневного учета товарных запасов и движения ресурсов, занятых в производстве с использованием современных средств автоматизации.

Следует сказать, что наличие на предприятиях компьютерной системы учета материальных ресурсов позволит менеджерам получать полную картину наличия, использования  и движения материальных ресурсов в  производственном процессе, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.

В данной работе было проведёно исследование  материально – технической базы  торгового центра «Незабудка».

Анализ  показал, что на предприятии резко  увеличились товарные запасы и, следовательно, произошло понижение товарооборачиваемости. Прирост товарных запасов в 2009 году составил почти 80%. С одной стороны такая цифра говорит о рентабельности предприятия «Незабудка», но с другой стороны столь высокий показатель не соответствует приросту товарооборота, который в том же периоде составил 25%. Это вызвано тем, что в анализируемом периоде прибыль предприятия вкладывалась в расширение таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые не являются предметами повседневного спроса, в отличие от товаров бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции. В ходе анализа прибыли и рентабельности  торгового центра было выявлено, что прибыль в отделе бытовой химии и парфюмерии в 2009 году сократилась, а именно этот отдел имеет наиболее высокий показатель рентабельности на единицу торговой площади. Это произошло в связи с тем, что  в магазине была снижена торговая надбавка на товары бытовой химии. Снижение торговой надбавки было введено для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, так как у предприятия появлялось всё больше конкурентов, специализирующихся в данном направлении.

Информация о работе Повышение эффективности использования материально-технической базы для торговых предприятий