Порядок ценообразования, ценовая политика в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов

Оглавление

Введение
1. Порядок ценообразования
1.1. Выбор цели
1.2. Определение спроса
1.3. Анализ издержек
1.4. Анализ цен конкурентов
1.5 Выбор метода ценообразования
1.6. Установление окончательной цены - это заключительный этап ценообразования
2. Ценовая политика предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономика курс.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

Общая политика предприятия  в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.

На формирование цены воздействуют различные факторы как внешнего, так и внутреннего характера: поведение потребителя, правительственные  меры в области цен и торговли, позиции участников товародвижения, политика конкурентов, величины собственных  затрат на выпуск товаров (оказание услуг), стадии жизненного цикла изделия  и др. Так же на ценовую политику предприятия оказывает большое  влияние состояние денеж-ной сферы, а именно:

- изменение покупательной способности рубля;

- иностранных валют к рублю.

Любая коммерческая организация, функционирующая в условиях рыночной экономики, ставит перед собой основную цель - максимизацию прибыли.

Значительную роль в достижении этой цели играет правильность проведения ценовой политики организации на рынке выпускаемой продукции.

Однако на практике многие организации сталкиваются с проблемой  несоответствия ценовой политики тенденциям рынка. Особенно это характерно для  стран с переходной экономикой, где  классические типы рынка (совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия) и способы  установления цены на них слабо специфицированы. Российские предприниматели часто  делают больший акцент на минимизации  издержек производства, а не на комплексе  маркетинговых мероприятий. Для  того чтобы избежать ошибок в ценообразовании, необходимо изучить сущность, цели, последовательность разработки и применения ценовой политики, которая позволит эффективно реализовать товар на рынке и повысить конкурентоспособность  организации.

Ценовая политика организации (предприятия) во многом зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынка, каждый из которых имеет  свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования.

1. Рынок совершенной конкуренции  состоит из большого количества  производителей-продавцов и потребителей. Наиболее ярким примером данного  рынка является сельскохозяйственный  сектор экономики. Рынок совершенной  конкуренции характеризуется следующими  особенностями:

- продукция стандартизирована;

- контроль над ценой со стороны рыночных субъектов отсутствует (ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен на товар);

- условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют;

- неценовая конкуренция отсутствует, роль маркетинговых исследований деятельности по разработке нового товара, политике цен, рекламы, стимулированию сбыта минимальна.

Важнейшими принципами ценообразования  на рынке совершенной конкуренции  являются минимальные издержки и  эффективное распределение факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская  способность).

Минимизация издержек в среднесрочном  и долгосрочном периодах во многом зависит от степени использования результатов НТП: применения новой техники, ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда.

Эффективное распределение  факторов производства предполагает оптимальное  их соотношение для производства товаров, на которые предъявлен потребительский  спрос.

На рынке совершенной  конкуренции условие максимизации прибыли предприятия выполняется  при выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам производства. При этом предельный доход предприятия равен  минимальному значению средних издержек производства и совпадает с потребительским  спросом на данный товар. Таким образом, равновесная цена на рынке совершенной  конкуренции обеспечивает равенство  между предельной ценностью товара для потребителя и предельными  издержками производителя.

Однако на практике рынок  совершенной конкуренции существует крайне редко, наиболее часто встречаются  другие типы рынка.

2. Рынок монополистической  конкуренции состоит из большого  числа покупателей и производителей-продавцов,  которые совершают сделки по  купле-продаже товаров в широком  диапазоне цен. Широкий диапазон  цен связан здесь со способностью  производителей-продавцов предложить покупателям различные модификации товаров, отличающихся качеством, дизайном, упаковкой и т.п. Рынок монополистической конкуренции наиболее характерен для товаров широкого потребления (производство одежды, обуви, бытовой техники и др.) и имеет ряд особенностей:

- дифференциация выпускаемой продукции;

- контроль над ценой возможен, но в довольно узких рамках;

- условия выхода на рынок сравнительно легкие;

- неценовая конкуренция проявляется в форме рекламы, использования торговых знаков, товарных марок, личной продажи.

Факторы, которые воздействуют на ценообразование на рынке монополистической  конкуренции, связаны с платежеспособным спросом, соотношением предельного  дохода предприятия и его предельных издержек, сопоставлением цены и средних  издержек производства.

Платежеспособный спрос  на рынке монополистической конкуренции  более эластичен по сравнению  с рынком совершенной конкуренции. Это связано с возможностью покупателей  частично отказаться от товара по высокой  цене у данного производителя  и купить аналогичный товар у  конкурента по более низкой цене или  более низкого качества.

Принцип ценообразования  заключается в том, что равновесная  цена на рынке монополистической  конкуренции больше предельных издержек производства. Таким образом, предприятие  извлекает потребительский излишек (не очень большой по сравнению  с чистой монополией). Стремясь заинтересовать и привлечь потребителя на свою сторону, предприятия активно прибегают  к постоянному повышению качества товаров и проводят рекламные  мероприятия, подчеркивая индивидуальность или существенные особенности своих товаров. Именно за эти характеристики потребитель готов заплатить более высокую цену на рынке монополистической конкуренции.

3. Рынок олигополии состоит  из небольшого числа производителей-продавцов,  достаточно внимательно относящихся  к ценовой политике конкурентов. 

Чаще всего рынок олигополии представляют от двух до десяти крупных  фирм, на которые приходится половина и более общих продаж выпускаемой  продукции.

Примером олигополистического  рынка может служить производство стали, сельскохозяйственного оборудования, автомобилестроение, цветная металлургия, авиастроение. Данный рынок имеет  ряд специфических особенностей:

- производимая продукция может быть стандартизированной (сталь, цветные металлы) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника, самолеты);

- контроль над ценой на рынке ограничивается взаимной зависимостью производителей-продавцов, однако может быть значительным при тайном сговоре;

- условия выхода на рынок новых производителей существенно затруднен из-за барьеров со стороны мощных по конкурентоспособности предприятий-олигархов;

- методы неценовой конкуренции (особенно в области повышения качества продукции) и маркетинговые стратегии широко применяются, особенно при дифференцированном продукте.

Процесс ценообразования  на рынке олигополии осуществляется в соответствии с принципами, заложенными  в модель Курно, и «дилеммой заключенного». Согласно модели Курно предприятие принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение об объеме выпуска продукции.

Другим принципом ценообразования  для олигополии является тактика  жесткости цен. Предприятия не склонны  к гибкому графику изменения  цен на выпускаемую продукцию, так  как это может привести к войне  цен. Как показывает практика война цен ухудшает условия максимизации прибыли для всех участников рынка.

Третьим принципом ценообразования  является политика лидерства в ценах.

Так, предприятие-лидер, более  конкурентоспособное на рынке, может  принять решение о повышении  цен на продукцию. Остальные участники  олигополии принимают условия лидера и «подтягивают» цены на свою продукцию  до заданного уровня. Однако такие  решения принимаются не часто. Это  может быть связано со значительными  изменениями структуры издержек и кривой спроса на рынке (например, из-за повышения цен на основные факторы производства или роста  налоговых ставок).

4. Рынок чистой монополии  представлен одним производителем-продавцом.  В этой роли может выступать  государственное предприятие (например, Московский метрополитен) или частная  корпорация (например, Мосэнерго). Ценообразование  в данных вариантах направлено  на достижение разных целей.  В первом случае цена может  устанавливаться ниже себестоимости,  если продукция является общественно  значимой, или наоборот, значительно  завышаться в соответствии с  государственной программой сокращения  потребления. Во втором случае  частные корпорации стремятся  максимально извлечь потребительский  излишек для получения сверхприбыли.

Рынок чистой монополии характеризуется  следующими особенностями:

- монополисты как правило производят уникальный тип продукта;

- максимальный контроль над ценой на рынке ограничен антимонопольным законодательством;

- выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;

- рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;

- маркетинговые мероприятия ведутся в направлении анализа эластичности спроса на производимую продукцию.

Основным принципом ценообразования  на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у  различных групп потребителей.

Устанавливая цену на максимальном уровне, чистая монополия рискует  потерять потребителя, поэтому она  придерживается правила равенства  предельного дохода предельным издержкам. Таким образом, предприятие устанавливает оптимальную цену и захватывает потребительский излишек.

Для монополии это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить дополнительный потребительский излишек. Существуют различные виды диверсификации цен  монополии:

- по доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных -- выше);

- в зависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу - по более высоким);

- по категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);

- по территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например на севере России, в другом - ниже, например в Центральном районе);

- по степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые - по низкой цене);

- в зависимости от социальной группы потребителей (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);

- при максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).

Предприятие, функционирующее  в условиях рыночной экономики, проходит ряд стадий жизненного цикла: от создания до ликвидации или реорганизации. При  этом, начав свою деятельность на рынке  совершенной конкуренции, оно может  затем закрепиться на рынке любого типа. В этой ситуации немаловажную роль играет правильно разработанная  и грамотно проведенная ценовая  политика предприятия.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда компания выходит на новый рынок, в первую очередь  следует четко понять, чем она  будет заниматься. Именно от сегмента, в котором организация планирует  работать, зависит ее стратегия. Очевидно, что если компания ориентирована  на потребителей с низким уровнем  дохода, то стоимость предлагаемых товаров или услуг будет невысокая. Фирме придется использовать другие конкурентные преимущества, чтобы заинтересовать клиента. Если же компания планирует  обслуживать клиентов с высоким  уровнем дохода, то, соответственно, и подход к формированию стоимости  товара будет совершенно иным. В  данном случае предприятию не обойтись без хорошей рекламы, качественного  сервиса, профессионального персонала  и т.д. Выбор ценовой политики целиком зависит от потребителя, которого стремится привлечь компания.

Информация о работе Порядок ценообразования, ценовая политика в организации