Понятия и показатели качества и конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предпр-1йфґ 1ятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Файлы: 1 файл

1Microsoft Word.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Происходящий  в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.

2. Государственные  и международные стандарты и  системы качества 

В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция». 

Понятие стандартов и стандартизации 

Стандартизация  – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного  применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов. 

Стандарт –  нормативный документ, разработанный  на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области. 

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации. 

Система стандартов в Российской Федерации 

С переходом  к рынку изменился сам подход к организации и использованию  системы стандартов. Организация  работ по стандартизации стала более  демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации. 

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

государственные стандарты РФ (ГОСТ);

отраслевые стандарты (ОСТ);

технические условия (ТУ);

стандарты предприятий  и объединений, ассоциаций, концернов;

стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.  

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных  стандартов;

ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения  и регистрации технических условий;

ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 

Существующая  система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов. 

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации  всех видов работ, проводимых в системе  качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества. 

Создание в  России системы стандартов, соответствующих  требованиям рыночной экономики, позволяет:

значительно расширить  круг заказчиков и потенциальных  пользователей стандартов, существенно  повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

превратить стандарты  в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

стимулировать в интересах потребителей использование  стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

превратить стандарты  в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата  и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

создать необходимые  условия конкурентоспособности  и успешной работы на рынке.  

Международные стандарты и системы качества 

Развитие внешнеэкономических  связей привело к необходимости  выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. 

Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (рис. 15.1). 

Система качества создается и внедряется на предприятии  как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества –  достижение поставленных стратегических целей. 

Система качества охватывает все жизненные циклы  продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 15.2). 

В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления  деятельности в области качества:

планирование  качества;

управление качеством;

обеспечение качества;

улучшение качества. 

  

Рис. 15.1. Функциональная структура системы качества 

Маркетинг и  изучение рынка 
 
 
 

Рис. 15.2. «Петля качества» 

Эти функции  распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику. 

Так, например, планирование качества включает в себя: определение  требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению  качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое. 

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством  – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением. 

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях. 

Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества». 

Стандарт рекомендует  выбор основных элементов системы  качества предприятия-изготовителя и  определяет их место в общей системе  руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

соответствия

документирования

единоначалия

подконтрольности

комплексности

законности. 

Хорошо структурированная  организационная система качества является залогом реализации функций  и успешного общего руководства системой качества. 

В зарубежных фирмах ответственным руководителем по общему руководству качеством является вице-президент компании. Его главная  задача состоит в обеспечении  требуемого уровня качества и поддержании  уверенности потребителя в том, что все условия контракта на поставку продукции будут выполнены. 

Принцип соответствия воплощается и в организации  самой системы качества, т.е. в  эффективности ее организации. 

Считается, что  система качества соответствует  своему назначению при выполнении следующих условий:

работа ее элементов  обеспечивает предупреждение и нейтрализацию  причин, вызывающих снижение качества;

выполняются требования потребителя к продукции;

работа самой  системы экономически оправдана  система качества документируется  в соответствии с МС ИСО 90011.  

В документах подробно описываются процедуры по обеспечению  качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции. 

Многолетний опыт функционирования систем управления качеством  показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации. 

Эффективность работы системы качества зависит  от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения  сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль – организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом. 

Информация о работе Понятия и показатели качества и конкурентоспособности