Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции
1 Экономическая сущность бюджета
2 Функции государственного бюджета
3 Исполнение бюджетов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Практическая часть:
Республика Коми
Содержание:
1 Географическое положение
2 Природные условия и ресурсы
3 Население
4 Промышленность
5 Сельское хозяйство
6 Транспорт
7 Экономическое районирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 77.83 Кб (Скачать)

С 1991 в  республике сократилась численность  поголовья крупного рогатого скота, лошадей, овец и птицы, упали объемы производства животновод, продукции. В 1995всеми категориями хозяйства  было произведено 22,3тыс. т мяса, 142,4 тыс. т молока, 194,5 тыс. шт. яиц. Крупным  дополнит, источником продовольствия в нынешних условиях являются личные подсобные хозяйства. В общем  балансе производства животновод. продукции  они обеспечивают 3-ю часть молока и 42% мяса. В хлевах сельчан и горожан, занимающихся откормом скота, содержится 19%от общего поголовья крупного рогатого скота в республике, 29%коров, 28% свиней, 97% овец. 
        Из отраслей традиционного агропромыслового хозяйства, представл. оленеводством, охотой, рыболовством, сбором ягод и грибов, положит, изменения происходят только в оленеводстве, которым занимаются коми-ижемцы. В Республике Коми сосредоточена почти треть общего поголовья оленей европейского Севера, что составляет более 5% от общей численности оленьего стада в России, 5-я часть поголовья оленей, имеющихся в Республике Коми, находится в хозяйствах населения. 
        Оленеводство - наиболее эффективная отрасль животноводства Республики Коми. Она обеспечивает население относительно дешевым мясом. Оленьи шкура и мех используются для изготовления одежды, обуви и производства сувениров, рога и кровь - для производства ценных лекарств, препаратов. Оленевод. хозяйства республики ежегодно производят 3,2 т консервир. пантов и 27-30 т сыворотки крови.

В последние  годы активно развиваются садоводчество  и огородничество, являющиеся формой личного подсобного хозяйства. Первые коллективные сады и огороды появились  в республике еще в кон.1960-х  гг. К началу 1996 число семей, имеющих  сады достигло 91,3 тыс. и коллективные огороды -43,9 тыс. В ср. на семью приходилось  по 7,2 сотки садов и по 4,2 огородов. Отмена ограничений в развитии личных подсобных хозяйств способствует их перерастанию в крест, хозяйства. 
        В Республике Коми под воздействием природных и экономических условий сельскохозяйственного производства и обществ, потребностей сформировались 4 сельскохозяйственные зоны: южная, центральная, северная и зона Крайнего Севера. В этих зонах сложилась устойчивая специализация сельскохозяйственного производства.

В южной  сельскохозяйственной зоне, охватывающей Койгородский и Прилузский административные районы, благоприятны условия для  производства молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, картофеля и овощей. Здесь же целесообразно сосредоточить  производство зерна, семеноводство  зерновых и многолетних трав, кормов для обеспечения сельскохозяйственных предприятий зоны Крайнего Севера.

В центральной  сельскохозяйственной зоне, куда отнесены Сысольский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Княжпогостский, Корткеросский, Усть-Куломский  административные районы и г. Сыктывкар, получило развитие производство молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, овощей открытого и закрытого  грунта, картофеля, продукции птицеводства. 
        В северной сельскохозяйственной зоне, включающей Ижемский, Усть-Цилемский, Печорский, Усинский, Удорский, Ухтинский, Сосногорский, Вуктыльский и Троицко-Печорский административные районы, развивается молочно-мясное скотоводство, птицеводство, оленеводство и картофелеводство, а в глубинных районах - Усть-Цилемском и Ижемском - производство мяса крупного рогатого скота, производство сыра.

В сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера, куда отнесена территория Воркутинского и Интинского административных районов, сельское хозяйство обеспечивает население малотранспортабельной  продукцией: цельным молоком, тепличными овощами и зеленью, диетическим  яйцом, продукцией оленеводства.

В связи  с преобладанием в республике городского населения подавляющая  часть производимой сельскохозяйственной продукции идет на снабжение промышленных узлов и центров. В этой связи  все большее значение получают птицеводство на промышленной основе и откормочное  свиноводство на базе крупных животновод. комплексов.

Перерабатывающая  промышленность агропромышленного  комплекса Республики Коми представлена предприятиями по переработке мяса, молока и зерна, которые относятся  к мясной, маслосыродельной, молочной, мукомольно-крупяной и комбикормовой  промышленности. В структуре промышленного  производства республики на их долю приходится 7,2% товарной продукции, 5%промышл. персонала  и 1,7% промышленно-производственных фондов. 
        Крупными многопрофильными центрами производства пищевых продуктов и кормовых добавок являются Сыктывкар и Печора. Переработка молока ведется на 85 заводах, мяса - на 19, рыбы- на 2. Одиночными предприятиями представлены производства макаронных изделий (Печора), кондитерских изделий и комбикормов (Сыктывкар),переработка грибов и ягод (Визинга). В ближайшие годы планируется построить небольшие мощности по переработке мяса и молока в сс. Усть-Кулом, Усть-Цильма, Ижма, Брыкаланск и Замежное, цех по производству жидких пастообразующих продуктов детского питания в составе Сыктывкарского гормолзавода, Ухтинскую фабрику мощностью. 6млн. бройлеров в год.

С учетом особенностей ведения сел. и промыслового хозяйства уже к 2000 Республика Коми будет в состоянии за счет собственного производства обеспечить себя картофелем на 95-96% от научно обоснованных норм потребления, овощами на 28-30%, молоком, мясом и  молочно-мясными продуктами - на 43-44%, яйцом - на 93%. Для этого необходимо довести площадь сельскохозяйственных угодий до 418-425 тыс. га, в т.ч. пашни - до 107-111 тыс. га, а урожайность картофеля, овощей и кормовых культур -до уровня передовых хозяйств республики.

Ориентация  на собственное производство основных видов сельскохозяйственной продукции  предусматривает и то, что занятие  сельским хозяйством составляет жизненный  базис и сохранение традиционной среды обитания коренного населения  республики, сохранение рабочих мест в сельской местности, доход наших  сограждан, гарантию социальной стабильности, закрепление сел. населения. Нужно  иметь в виду, что сельскохозяйственное предприятие и село представляют комплексную многофункциональную  систему. Эта система обеспечивает не только производство и воспроизводство  сельскохозяйственной продукции, но и  воспроизводство человека, в т.ч. рабочей силы, обществ, отношений, уклада и образа жизни.

Выход из кризисного состояния сельскохозяйственного  производства видится в экономических  преобразованиях на макро-уровне АПК, в последовательной корректировке  курса в осуществлении аграрной реформы, в создании экономической  среды, стимулирующей рост производства продовольствия, в частности, в усилении государственного регулирования развития рыночных отношений на селе, в восстановлении паритета цен на промышленные товары и сельскохозяйственную технику. 
 

VI. Транспорт        

 До 1917 Коми край практически не  имел дорожной сети. Основными  путями сообщения были рр. Печора, Мезень, Вычегда и их притоки.  В 1940 на территории республики, помимо судоходных путей, имелось  лишь 20 км железных дорог общего  пользования и практически отсутствовали  асфальтированные дороги. Ныне транспортный  комплекс Республики Коми представлен  всеми видами современного транспорта. По сравнению с 1960 в 1995 протяженность  железнодорожных путей увеличилась  в 1,5 раза, трубопроводов - в 9,8 раза, автомобильных дорог с твердым  покрытием - в 10 раз. Несмотря  на это, густота транспортной  сети республики и категорийность  путей сообщения остаются на  низком уровне. В настоящее время  плотность автомобильных дорог  общего пользования на 1000 кв. км  равна 11,5 км, железных дорог - 4,1 км, судоходных путей - 8,9 км, что  составляет 42, 80 и 162% соответственно  от средних показателей по  России. 
        Вследствие спада производства, неудовлетворительного состояния подвижного состава и путей сообщения, высоких тарифов и недостатков в организации перевозок сохраняется тенденция снижения грузо- и пассажиропотока. В 1995 транспортом общего пользования было отправлено 102 млн. т грузов и 242 млн. пассажиров. По отношению к 1992 наибольшее сокращение объемов перевозок грузов произошло на речном (на 81%) и авиационном (на 75%) транспорте. На 32% снизился объем грузоперевозок железнодорожным транспортом. По сравнению с 1994 сокращение объемов перевозок грузов произошло в 1995 на автомобильном транспорте (на 40%), внутриводном (на 29%), железнодорожном (на 8%). В структуре грузоперевозок большую роль играет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 29,4% от общего объема отправления грузов. Удельный вес автомобильного транспорта - 2,9%, трубопроводного (перекачка нефти и газа с учетом транзитного) - 66,6%, речного - 0,7%, воздушного - менее 0,1%. В 1995 несколько замедлилось сокращение пассажиропотока на всех видах транспорта. В структуре отправления пассажиров удельный вес автомобильного транспорта составил 98%, железнодорожного - 12%, воздушного - 0,1%, речного - 0,1%. 
        Эксплуатационная длина железнодорожных путей народного хозяйства достигает 3,0 тыс. км, в т.ч. общего пользования - 1726 км. Основу железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас - Воркута, входящая в состав Северной железной дороги. От нее отходят тупиковые железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги. Имеется значительное количество дорог ведомственного пользования. В соответствии с планами комплексного транспортного освоения территорий республики начинается дальнейшее развитие железнодорожных путей. Первоочередными объектами нового железнодорожного строительства признаны участки железных дорог Вендинга - Карпогоры (общая протяженность 222 км, в пределах республики - 55 км), Троицко-Печорск - Соликамск (общая протяженность 350 км, в пределах республики - 150 км), Ухта (или Чиньяворык) - Четлас. В качестве альтернативных вариантов этим дорогам предлагаются участки железных дорог Троицко- Печорск - Полуночное, Сыктывкар - Пелес и Кослан - Четлас. В перспективе предполагается развитие железнодорожной сети в северном направлении - к портам морей бассейнов Северного Ледовитого океана с выходом на Северный морской путь. В качестве возможной альтернативы рассматриваются варианты строительства участков железных дорог Усинск - Индига, Усинск - Нарьян-Мар, Хальмер-Ю - Амдерма и Хальмер-Ю - Усть-Кара. Огромные затраты, связанные с предстоящим железнодорожным строительством, потребуют организации ассоциированного капитала с участием государства, местных предпринимательских структур и иностранных инвесторов.

Протяженность трубопроводного транспорта общего пользования, использующегося для  перекачки углеводородов от места  добычи к потребителям внутри республики и из др. регионов России и ближнего зарубежья, составляет 4,0 тыс. км. В Республике Коми берут начало магистральный  нефтепровод Возей - Ухта - Ярославль  и магистральный газопровод “Сияние  Севера”, по которым нефть и газ  поставляются в центральные и  северо-западные районы европейской  части РФ, а также в Белоруссию и государства Балтии. Создана  разветвленная сеть межпромысловых трубопроводов. Часть трубопроводов  внутрирайонного значения обеспечивают нефтью и газом внутренних потребителей: Ухтинский НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую  ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2 и коммунальные хозяйства городов и поселков. Строительство 2-й и 3-й ниток системы  газопроводов “Сияние Севера” и  продление газопровода до Пунги, а затем Медвежьего и Уренгоя  превратило республику в транзитный регион. Эта функция окончательно закрепится за ней после завершения строительства и ввода в эксплуатацию мощной системы газопроводов Ямал - Запад (Центр), которая пройдет по территории Республики Коми вдоль железнодорожной  магистрали Котлас - Воркута. 
        Недостаточное развитие или отсутствие в ряде районов железнодорожных и автомобильных дорог отчасти восполняется водным транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет 6,1 тыс. км, внутренних водных судоходных путей - 3,7 тыс. км. Однако только на 1 тыс. км судоходство возможно в течение всего навигационного периода (р. Печора ниже с. Дутово и Вычегда ниже устья р. Локчим). На всю республики приходится 2 крупных порта - Печорский и Сыктывкарский, которые относятся к Печорскому и Северному речным пароходствам. По берегам судоходных рек расположены многочисленные, но небольшие пристани и причалы. Важнейшей целью дальнейшего развития речного транспорта республики является обустройство судоходных рек и увеличение габаритов судового хода и их нижнего течения.

Наиболее  динамично развивающийся вид  транспорта Республики Коми - автомобильный. Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские  перевозки грузов и пассажиров. Длина  автодорог народного хозяйства  республики равна 14,6 тыс. км, в т.ч.: общего пользования - 4,8 тыс. км, необщего (ведомственного) - 9,8 тыс. км. Общая протяженность  дорог с твердым покрытием  достигает 8,6 тыс. км, из них 47,7% - общего пользования, 52,3% - необщего. Сеть автодорог  общего пользования наиболее развита  в южной части республики. В  крупных леспромхозах, на нефте- и  газопромыслах построены внутрихозяйственные  дороги с улучшенным покрытием. Для  вывоза леса и снабжения отдаленных поселков создаются сезонные дороги (“зимники”), действующие в течение  полугода. Первоочередными объектами  в строительстве автодорог признаны участки Усть-Кулом-Войвож, Ухта-Инта-Воркута. Идет проектирование и намечается строительство  автодорог с твердым покрытием  Сыктывкар-Троицко-Печорск, Айкино-Кослан, Ухта- Вуктыл.

Бурное  развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е гг. Ныне Республика Коми имеет разветвленную сеть аэропортов и авиалиний. Наиболее крупные из существующих аэропортов находятся  в Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Печоре, Усинске, Инте, Вуктыле, Ижме, Кослане  и Усть-Цильме. В ближайшие годы намечено ввести в строй действующих  аэропорты "Соколове" (Сыктывкар) и "Советский" (Воркута).

VII. Экономическое  районирование

Республика  Коми располагает уникальными (по запасам, условиям залегания, разнообразию и  качеству) сочетанием минерально-сырьевых ресурсов. На территорию республики приходится около 1/2 запасов нефти и 1/3 газа, половина площади и запасов спелых и перестойных лесов Европейского Севера. 
    Доминирующие отрасли промышленности: топливная, электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. 
    Предприятия топливно-энергетического комплекса производят 54,2% товарной продукции промышленности, из них 20,5% приходится на угольную промышленность, 17,5% - нефтедобывающую, 9% - нефтеперерабатывающую, 3,1% - газовую, и 14% на электроэнергетику. 
    В настоящее время шахты Печорского угольного бассейна дают 7,5% всего угля, добываемого в Российской Федерации подземным способом, и 22% коксующихся углей. В 1995 г. 16 действующих шахт республики добыли 22,2 млн. т угля. 
    Сырьевые возможности позволяют довести добычу коксующихся углей до 40-50 млн. т, а энергетических - до 100 млн т/год. 
    На территории республики находятся в разработке 36 месторождений нефти и 9 газа. За 1995 г. на них было добыто 6,6 млн. т нефти, 3,2 млрд. кбм природного газа и 270 тыс. т конденсата. 
    Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса республики является электроэнергетика. Производство электроэнергии составляет 9,2 млрд кВт·ч. 
    Вторым по значению в экономике Республики Коми является лесопромышленный комплекс, представленный предприятиями лесозаготовительной (38,8%), деревообрабатывающей (27,7%), целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности (34%). 
    В 1995 г. производство деловой древесины составило 6,7 млн.куб.м, пиломатериалов - 933,5 тыс. куб.м. 
    Среди деревообрабатывающих предприятий крупнейшим является Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Жешартский фанерный комбинат, Княжпогостский завод древесно-волокнистых плит. За 1995 г. на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе произведено 381,7 тыс. т бумаги. 
    Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясном скотоводстве, производстве овощей и картофеля. 
    Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель республики. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают естественные сенокосы (53,3%), пашня составляет 30,2%, пастбища - 16,5%. 
    Оленеводство - наиболее эффективная отрасль животноводства, она обеспечивает население относительно дешевым мясом. В республике сосредоточена треть общего поголовья оленей европейского севера. 
    Перерабатывающая промышленность представлена предприятиями по переработке мяса, молока, зерна; в структуре промышленного производства республики эта отрасль составляет 7,2% от общего объема товарной продукции. 
    Транспортный комплекс республики представлен почти всеми видами современного транспорта. Основу железнодорожной сети составляет магистраль Котлас - Воркута. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,7 тыс. км, автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,1 тыс. км. В республике берет начало нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль.
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции