Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции
1 Экономическая сущность бюджета
2 Функции государственного бюджета
3 Исполнение бюджетов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Практическая часть:
Республика Коми
Содержание:
1 Географическое положение
2 Природные условия и ресурсы
3 Население
4 Промышленность
5 Сельское хозяйство
6 Транспорт
7 Экономическое районирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 77.83 Кб (Скачать)

   Важной  составной частью работы по исполнению бюджета является экономический  анализ результатов исполнения бюджета. Выводы экономического анализа, проводимого  финансовыми органами, органами казначейства, ведомствами, другими структурами, используются для:

  • объективной оценки результатов исполнения бюджета;
  • выявления причин отклонений от утвержденных (уточненных) показателей;
  • разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету;
  • обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производимых и оперативных планов;
  • укрепления финансовой дисциплины.

   Рассмотрим  более подробно укрупненные показатели федерального бюджета России в 1997 г. – утвержденные показатели, их фактическое  исполнение, процент исполнения бюджетных  показателей к утвержденному  бюджету (см. табл.1, прил. 3 ). Данные этой статистической таблицы позволяют  сделать ряд выводов.

   Во-первых, российский бюджет является дефицитным, причем этот дефицит составляет огромную величину – почти четверть всей доходной части бюджета. Дефицит  государственного бюджета РФ возрастает вслед за резким спадом объемов производства и валового внутреннего продукта.

   Во-вторых, исполнение бюджета по доходам составило  всего 74,3% утвержденных показателей, а  по расходам – 77,3%. Это свидетельствует  как о нереальности надежд на подъем экономики, так и о плохом исполнении бюджета финансовыми и другими  государственными органами.

   В-третьих, основным источником сокращающейся  доходной части бюджета являются налоговые доходы (которые весьма плохо собираются налоговыми органами), от продажи государственного имущества, внутренние и внешние займы. Крах пирамиды государственных ценных бумаг  отрицательно скажется и на этой статье доходов бюджета.

   В-четвертых, в расходной части бюджета  лишь 15% составляют расходы на социально-культурную сферу и всего 12% - на поддержку  отечественного производства, что обусловило дальнейшее обострение экономической  и политической ситуации в стране.

   В таблице 2 (см. прил. 3) приведен пример исполнения федерального бюджета за 1999 г.

   На  результаты перевыполнения бюджета (особенно в части доходов) значительное влияние  оказали тенденции определенного  оживления реального сектора  экономики. За 1999 г. объем ВВП составил 4545,5 млрд. руб., что на 13,2% выше прогнозного  объема ВВП, предусмотренного Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 1999 год», и на 3,2% превышает ВВП 1998 г. Благодаря экономическому росту  поступления доходов в федеральный  бюджет в денежном выражении за 1999 г. (615,5 млрд. руб.) превысили показатель плана на 85,5 млрд. руб. Значительный объем доходов федерального бюджета позволил увеличить непроцентные расходы и одновременно обеспечить достижение первичного профицита в 1999 г. в размере 2,5%, что на 0,9 процентных пункта выше, чем планировалось. Помимо роста ВВП на перевыполнение плана по доходам оказали влияние следующие факторы: фактический уровень инфляции – 36,5% оказался выше плановой величины – 30%; фактический среднегодовой курс доллара США – 24,8 руб. за доллар превысил прогнозный курс – 21,5 руб. за доллар, что обеспечило рост валютных поступлений в рублевом эквиваленте. Нельзя не отметить и результаты совершенствования налогового администрирования, направленные на усиление контроля, снижение неденежных расчетов и другие мероприятия. Исполнение бюджета по расходам позволило впервые за 10 лет обеспечить финансирование социальных отраслей в полном объеме в соответствии с параметрами утвержденного бюджета.

   Исполнение  федерального бюджета в 2000 г. составило  по доходам 1127,6 млрд. руб., или 16,2% ВВП, и  по расходам – 954,1 млрд. руб., или 13,7% ВВП. Профицит федерального бюджета определился  в сумме 173,5 млрд. руб., или 2,5% ВВП. Доходы бюджетов субъектов Федерации возросли в 2000 г. в 1,6 раза и составили 1052,6 млрд. руб., что во многом было обеспечено за счет улучшения управления региональными  финансами. В 2000 г. впервые за последние  годы перевыполнен план исполнения бюджетов регионов по расходам. Общий объем  расходов бюджетов субъектов РФ составил 1018,7 млрд. руб. и превысил расходы  федерального бюджета на 64,6 млрд. руб. Кредиторская задолженность по зарплате и начислениям к концу 2000 г. сократилась  до 17 млрд. руб., или на 26% за год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение  национального дохода, изменяет структуру  общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные  формы прямого и косвенного воздействия  на экономику – субсидирование организаций  и предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно- технический  прогресс, добиваясь в конечном итоге  изменения народнохозяйственных пропорций.

   Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно  влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

   В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства  в регулировании экономических  процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных  средств с целью обеспечения  стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую  политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма  бюджетного финансирования науки, государственной  системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли  от реализации новых видов продукции  и других подобных бюджетных мер  позволяют стимулировать научные  открытия и новые технические  достижения, сокращать сроки их внедрения  в производство.

   Важную  роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

   По  мере развития рыночных отношений в  стране роль государственного бюджета  в социальных процессах постоянно  увеличивается. Обусловлено это  тем, что бюджетные средства в  совокупности с внебюджетными фондами  являются финансовой базой осуществления  социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень  социального обслуживания населения  страны. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

   В условиях рыночной экономики государственный  бюджет выступает одним из главных  инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Реализация ее происходит посредством  таких особых экономических форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

   Основные  параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в  следующем: удержать экономику от падения  производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления  экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного  обращения можно реализовать  связи между всеми участниками  и составными частями хозяйственного механизма.

   Основными задачами бюджетной политики в России являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) В.  Н. Живалов, Финансовая система  России. - М.: «Экономика», 2000

 

2)   П. И. Вахрин, А. С. Нешитой,  Финансы. - М.: «Маркетинг», 2000

3)  Н.  Г. Иванова, Т. Д. Маковник, Казначейская  система исполнения бюджетов. - СПб.: «Питер», Москва-Харьков-Минск, 2001

 

4)    Бюджетный процесс в Российской  Федерации. - М.: «Перспектива», «ИНФРА-М», 2000 

5)  Бюджетная  система России / под ред. Г.  Б. Поляка. - М.: «Юнити», 2000 

6)   Соколова И. Бюджеты местных  органов власти США: как они  формируются и расходуются // Человек  и труд. - 2000. - №6 стр. 68 - 71, - №7 стр. 71 - 80   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ 

Местоположение. Республика Коми находится на Европейском  Севере России между 50-68 градусами северной широты и 45-66 градусами восточной  долготы и входит в состав Северного  экономического района. Расстояние от Сыктывкара до Москвы - 1410 км.

Территория. Площадь республики - 416,8 тыс.кв.км (2,4% Российской Федерации). Территория имеет  наибольшую протяженность с юго-запада на северо-восток - 1275 км, с севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695 км. Общая длина границ - 4415 км. На западе, северо-западе и севере республика граничит с Архангельской областью (2170 км) с входящим в нее Ненецким автономным округом (870 км), на востоке - с Ямало-Ненецким (480 км) и Ханты - Мансийским (570 км) автономными округами Тюменской области, на юго-востоке - со Свердловской (35 км), а на юге - с  Пермской областью - (645 км), в том  числе с Коми-Пермяцким автономным округом (335 км), на юго-западе - с Кировской  областью (515 км). В республике 10 городов. Среди них республиканского значения: Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта (сосредоточено 58% населения), районного - Емва, Микунь.

В административном отношении Республика Коми делится  на 20 районов. Численность жителей  в 1995 г. составила 1193,5 тыс.чел. (0,8 % населения  России), в том числе: городское  население - 890,9 тыс.чел., сельское - 302,6 тыс.чел. Государственные языки - коми и русский. Столица - город Сыктывкар (229,6 тыс.чел.).   

 На  западе, северо-западе и севере  Республика Коми граничит с  Архангельской областью и входящими  в ее состав Ненецким автономным  округом, на востоке - с Ямало-Ненецким  и Ханты-Мансийским автономными  округами Тюменской области, на  юго-востоке - со Свердловской  областью, а на юге - с Пермской  областью и входящим в нее  Коми-Пермяцким автономным округом,  на юго-западе - с Кировской областью. Общая длина границ республики  составляет 4415 км. Почти половина (49 %) приходится на Архангельскую  область (2170 км, в том числе  870 км на Ненецкий АО). Протяженность  границ с Тюменской областью - 1050 км (с Ямало-Ненецким АО - 480 км, с Ханты-Мансийским АО - 570 км, со  Свердловской областью - 35 км, с Пермской  областью - 645 км (в том числе с  Коми-Пермяцким АО - 335 км), с Кировской  областью - 515 км.

Горсоветы и районы Площадь, тыс.кв.км. Население, тыс.чел. на 1996г. Административный  центр Население, тыс.чел. на 1996г.
1  Сыктывкарский 0,7 246,2  г.Сыктывкар 229,6
2  Воркутинский 24,4 184  г.Воркута 101,1
3  Вуктыльский 22,5 25,4  г.Вуктыл 19
4  Интинский 30,1 64,1  г.Инта 57,6
5  Печорский 28,9 89,4  г.Печора 63,8
6  Сосногорский 19,4 60,4  г.Сосногорск 31,5
7  Усинский 30,6 63,9  г.Усинск 50,3
8  Ухтинский 10,3 133,1  г.Ухта 106,8
9  Ижемский 18,4 24,0  с.Ижма 3,9
10  Княжпогостский 24,6 34,5  г.Емва 17,2
11  Койгородский 10,4 11,5  с.Койгородок 3,0
12  Корткеросский 19,7 26,4  с.Корткерос 4,6
13  Прилузский 13,2 28,5  с.Объячево 6,2
14  Сыктывдинский 7.4 27,7  с.Выльгорт 11
15  Сысольский 6,2 18,9  с.Визинга 7,2
16  Троицко-Печорский 40,7 22,6  пгт.Троицко-Печорск 10,1
17  Удорский 35,8 30,0  с.Кослан 4,1
18  Усть-Вымский 4,8 39,6  с.Айкино 3,6
19  Усть-Куломский 26,4 37,4  с.Усть-Кулом 5,6
20  Усть-Цилемский 42,5 17,4  с.Усть-Цильма 5.3
  Всего 416.8 1185.5    

Информация о работе Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции